Родительское собрание в 1 классе. Адаптация первоклассников
Конспект родительского собрания в 1 классе
Психолог, учитель начальных классов – Асанова Л.Р. Психологические особенности адаптации первоклассников
Адаптация - это процесс приспособления к новым условиям жизни, деятельности. Школа с первых дней ставит перед ребенком ряд заданий, которые требуют мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Привыкнуть к тому, что в одном положении необходимо высидеть 4 урока, научиться не отвлекаться, следить за мыслью учителя и выполнять инструкции учителя это крайне трудно для шестилеток. А еще необходимо научиться управлять своими эмоциями и правильно общаться и с одноклассниками и учителем. От положительного прохождения адаптации первоклассника зависит комфортность его пребывания в школе, отношение к учебе.Физическая адаптация продолжается от двух до шести месяцев. В течение 2 - 3 недель организм ребенка на любые новые нагрузки отвечает значительной напряженностью всех систем. Поэтому возможны обострения хронических заболеваний, повышенная утомляемость.
Социально-психологическая адаптация связана с возрастным кризисом, который приходится на 6 - 7 лет.
Естественно, что смены внешних позиций влекут за собой смены в психическом состоянии и в психической деятельности ребенка:
это и уровень самооценки
- эмоционально-волевая сфера
- интеллектуальное развитие
- внутренняя мотивация к обучению
- адаптивность к новому детскому коллективу, стремление занять лидерскую позицию.
В зависимости от скорости адаптации к новым условиям детей- первоклассников можно разделить на 3 группы.
Первая группа. К ней относятся дети, которые быстро привыкают к коллективу, находят новых друзей. Они спокойны, уравновешенны, доброжелательны. В основном прибывают в хорошем настроении, легко выполняют инструкции учителя. Иногда у этих детей возникают небольшие трудности во взаимоотношениях с ровесниками и учителем. Однако через 1,5 - 2 месяца обучения в школе эти дети полностью приспосабливаются к новой ситуации, статусу ученика, режиму, к новым правилам и требованиям.
Вторая группа - дети с адаптацией средней тяжести, период адаптации у них более продолжительный. Такие дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с одноклассниками и учителем. Часто они играют на уроках, пытаются общаться с соседом по парте, иногда не реагируют на замечания учителя или реагируют обидой и слезами. У таких детей выявляются трудности в усвоении учебной программы. Однако в конце первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными к требованиям учителя и школы.
Дети, которые адаптируются с большим трудом, относятся к третьей группе. Такие дети сталкиваются со значительными трудностями в социально-психологической адаптации, имеют нарушения в состоянии здоровья, чаще - в нервной системе. Учебная нагрузка и режим обучения для этих детей - непомерный.
Психологический портрет такого ребенка достаточно яркий. У детей наблюдаются негативные формы поведения, доминируют и неожиданно, т.е. беспричинно проявляются негативные эмоции. Учебную программу они усваивают с большими трудностями, мешают на уроках, дистанцируются, избегают контактов с учителем, не могут наладить взаимоотношения с одноклассниками.
Создавая оптимальный режим школьной жизни первоклассников психологи и педиатры стараются сделать все, чтобы ускорить процесс адаптации ребенка в школе. Поэтому вопросу очень много документов. И приказов, и интруктивно-методических писем.
Основные позиции:
- обучение первоклассников только в 1 смену
- пятидневная рабочая неделя
- на протяжении всего года уроки должны быть по 35 минут
- в середине недели должен быть облегченный день (в связи с учетом биоритмического отимума, умственной и физической работоспособности)
- отсутствие оценок и домашних заданий
Что касается оздоровительно-профилактической работы, то у медиков программа очень серьезная и детальная.
В школе для обеспечения двигательной активности проводится
- утренняя зарядка
- физминутки не менее 2-х минут на каждом уроке
- подвижные игры на переменках
- занятия физкультурой не менее 2 раз
После школьных занятий ребенок должен посещать школьные спортивные кружки. Хорошо бы гулять с ребенком вечером, перед сном.
Следует помнить, что первоклассникам рекомендовано посещение не более двух кружков.
Немного подробней хотелось бы остановиться на причинах дезадаптации первоклассников, т.к. зависит она от многих составляющих: это и семейная ситуация первоклассника, и состояние психического и физического здоровья, и то, что посещал или не посещал детский сад.
Но к основным психологическим причинам можно отнести:
- детские и школьные страхи
- неустойчивость и слабая концентрация внимания
- дефекты и недоразвитие речи (словарный запас)
- стойкая неуспешность и уход от учебной деятельности
- недоразвитие мелкой моторики рук.
- неуверенностью в себе
- страх одиночества (без мамы)
- страх нового коллектива
- страх неверно, не правильно ответить на вопрос учителя.
В данном случае можно рекомендовать родителям самим не демонстрировать перед ребенком свое волнение, потому что оно же передается. Не стоит проявлять гиперопеку, выдвигать требования к ребенку адекватные его возможностям.
Со слабой концентрацией внимания, когда ребенок отвлекается на уроке, с трудом может сосредоточиваться справится можно только если родители помогают учителю. Учитель, конечно, должен развивать интерес ребенка к учебе, но дома необходимы занятия с мозаиками, мелкими предметами, пазлами, нужно читать, искать отличия в двух картинках. Более серьезные задания: находить и подчеркивать буквы в тексте. Например, в 1 абзаце А и М, во втором У и О.
Работа логопедов по исправлению дефектов речи дает быстрый эффективный результат. Но и здесь необходима помощь родителей. Закрепление, упражнения, ежедневное общение с ребенком.
Признаком стойкой или хронической неуспешности можно назвать повышенную тревожность, дезорганизацию учебной деятельности, плохое усвоение программы.
Родителям не следует демонстрировать свое неудовольствие тем, что ребенок не справляется, а нужно отмечать даже небольшие успехи и искать причины отставания.
То, что ребенок на уроках не слышит вопросов учителя, «выпадает» из класса, не выполняет задание - это признак погружения в себя, закрытости, проживания в своем внутреннем мире.
А вот такая причина как негативистская демонстративность чаще проявляется в повышенном требовании внимания со стороны взрослых, да и всех кто окружает этого ребенка. Дети с такой проблемой как правило плохо себя ведут, демонстрируя поведение на привлечение внимания, часто нарушают дисциплину. Сюда же можно отнести и вербализм. Признаками вербализма является высокий уровень развития речи, но при этом некоторая задержка мышления (кроме образного). Так ребенок может давать четкие ответы на вопросы учителя, но не может справиться с заданиями школьной программы. Обычно такой ребенок имеет высокую самооценку, которая связана с завышенной оценкой его способностей со стороны взрослых.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в начальной школе Родительское собрание в начальной школе. Семейный праздник Родительское собрание в школе. Тема: «Наши права и обязанности» Конспект родительского собрания в форме круглого стола в 1 классеПохожие статьи:
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности», 2 класс
Родительское собрание в 1 классе. Внимание и внимательность
Родительское собрание в 1 классе. Знакомство с родителями
Родительское собрание - тренинг для родителей первоклассников
← Внеклассное мероприятие 1-4 класс. Сценарий: Крым - мой дом родной | День матери, 2 класс. Сценарий →
Автор: Лилия Рустемовна Асанова
Опубликовано: 3548 дней назад (6 марта 2015)
Просмотров: 5487
Рубрика: полезная информация для учителей
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!