Проблемы готовности к школе детей 5-7 лет
Актуальные проблемы готовности к школе детей старшего дошкольного возраста
На сегодняшний день готовности к школьному обучению уделяют не мало внимания. Ведь от уровня готовности ребенка зависит его дальнейшее обучение в школе, усвоение учебной программы, а так же и перспективы его будущего. Учитывая актуальность уровня готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 п. Маслова Пристань Шебекинского района Белгородской области». В исследовании приняло участие 67 детей старшего дошкольного возраста. В ходе диагностики использовалась методика Н. Семаго, М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
По результатам диагностики (подготовительная, 1 старшая, 2 старшая группы) по методике Н.Семаго, М.Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» 18% детей (12 чел.), получившие в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 17 до 25 – Готовы (вне зависимости от их возраста на момент начала школьного обучения) к обучению в школе (1-й уровень). Дети этой группы не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития (в том случае, если речь идет о поступлении ребенка в обычную общеобразовательную школу).
26% детей (17 чел.), получившие в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 14 до 17 имеют – Условную готовность к началу обучения (2-й уровень).
19% детей (13 чел.), получившие в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 11 до 14 имеют – Условную неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень).
37% детей (25 чел.), получившие в результате проведенного исследования суммарную оценку ниже 10 баллов имеют – Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень). Таким детям рекомендована коррекционная помощь [2].
По результатам обследования было отобрано 18 человек, имеющие очень низкие показатели готовности к школе на коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов (память, мышление, воображение, восприятие). Программа коррекционно-развивающих занятий включает в себя 20 занятий.
После проведения 10 занятий был сделан срез. По результатам диагностики детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия, выявлено 22% (4 чел.), получивших в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 17 до 25 – Готовы к обучению в школе (1-й уровень). У этих детей возникли трудности в выполнении задания №3. Из этого следует, что у них слабо сформирована способность звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух. Рекомендовано продолжать посещение коррекционно-развивающих занятий для поддержания достигнутого уровня.
28% детей (5 чел.), получившие в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 14 до 17 имеют – Условную готовность к началу обучения (2-й уровень). Потенциальные когнитивные возможности этих детей в достаточной степени соответствуют возрасту. Возникли трудности в выполнении задания №3. Слабо сформирована способность звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух. Дети воспринимают на слух слог как букву. Рекомендовано продолжать посещение коррекционно-развивающих занятий для развития познавательных процессов, фонематического слуха и мелкой моторики.
39% детей (7 чел.), получившие в результате проведенного исследования суммарные баллы в диапазоне от 11 до 14 имеют – Условную неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень). У таких детей не сформированы: 1) звуковой и звукобуквенный анализ материала, подаваемый на слух; 2) произвольная регуляция собственной деятельности. Рекомендовано посещение коррекционно-развивающих занятий для развития познавательных процессов.
11% детей (2 чел.), получившие в результате проведенного исследования суммарную оценку ниже 10 баллов имеют – Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень). Познавательные процессы ниже возрастной нормы.
Таким образом, исходя из полученных результатов, мы видим, что у детей возникают трудности в выполнении №3 задания, показывающее уровень развития фонематического слуха.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка [1]. Фонематический слух к родному языку, формируется у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов является важным условием выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти.
Для дальнейшего развития фонематический слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков, это как правило происходит в возрасте 4-5 лет. Механизм фонематического слуха значительно перестраивается при овладении чтением и письмом - в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотнесения звуков с буквами и формирования новых звуко-буквенных образов слов.
Из вышесказанного следует, что актуальной является проблема развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе усвоения письма и чтения в процессе дошкольного обучения. Таким образом, выходя из детского сада дети с развитым фонематическим слухом легче и быстрее осваивают школьную программу, чем те у которых слабо сформирована способность звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух.
Подводя итоги, можно сказать, что наиболее актуальной проблемой, требующей большего внимания, является проблема развития фонематического слуха.
Литература
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс].
2. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. -32 с.
Рекомендуем посмотреть:
Игра - викторина по ПДД в старшей группе «Юный пешеход» Конспект развлечения в детском саду. Старшая группа Экологическая олимпиада для детей подготовительной группы в детском саду с презентацией Занятие по математике в старшей группе детского сада: Больше, меньшеПохожие статьи:
Консультация для родителей. Готовность ребенка к школе
Советы родителям и рекомендации учителям по адаптации ребенка к школе
Упражнения на подготовку ребенка к школе
Автор: Ирина Владимировна Коротаева
Опубликовано: 3223 дня назад (26 февраля 2016)
Просмотров: 2417
Рубрика: Статьи
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (1)
|