Советы родителям и рекомендации учителям по адаптации ребенка к школе
Адаптация ребёнка в школе. Проблемы. Советы
Приход ребенка в школу связан с изменениями в его жизни. Все, что было до школы, — друзья, игры, ценности, взгляды, все это переходит некоторым образом в новую стадию. Происходит изменение социальной роли ребенка. Он становится учеником. А это значит, меняется доминирующий в его жизни вид деятельности с игровой на учебную. Каждый человек, меняющий социальную ситуацию и систему социальных ролей, проходит процесс адаптации. Для каждого этот процесс индивидуален. Кому-то это дается легко, кому- то трудно. Ясно одно, это длительный и трудный процесс. И не всегда индивид умеет приспособиться к новым для себя условиям. Школа как новая социальная среда для ребенка предлагает ему не только изменение деятельности, но и широкую сеть новых контактов. Вся жизнь ребенка изменяется и подчиняется новым требованиям — школьным. Мера трудности вхождения ребенка в новый для него школьный мир определяется прежде всего характером семейного воспитания. Очень важно, насколько семья смогла подготовить ребенка к изменению всей его жизненной парадигмы. И дело даже не столько в трудности обучения, хотя и это для многих школьников актуально. Речь о психологическом приспособлении к новым условиям. Об этом мы писали в предыдущих параграфах, выделяя особо меру подготовленности ребенка к приходу в школу.
Если ребенок не готов к принятию новой схемы его жизни, его ждет дезаптация. Школьная дезаптация — серьезная проблема современной школы. Она связна прежде всего с затруднениями, которые испытывает первоклассник, придя в школу. Эти затруднения лежат в сфере новых взаимоотношениях как со сверстниками, так и с учителями. Если в ребенке не воспитано чувство «локтя», уважения к другим людям, а, наоборот преобладает неадекватно трепетное отношение к себе, непринятие норм и правил, то ему очень трудно будет адаптироваться к школе. Но бывает и так, что семья пугала ребенка школой, и тогда у него развиваются страхи, тревожность, агрессия, а в некоторых случаях и неврозы.
Невроз — одна из форм нервно-психического расстройства. Больные неврозом люди неадекватно реагируют на те ситуации, которые их травмируют. У детей, как правило, эта болезнь проявляется в различных видах — страх темноты, общения, навязчивое состояние, недержание мочи. В принципе страхи свойственны детям. Некоторые боятся темноты и не могут заснуть в темной комнате. Дети боятся криков, грядущих наказаний, иногда чужих людей. У школьников часто проявляется невроз навязчивых состояний. Ведь переход в школу связан с новыми состояниями ребенка. Если ситуация ему не по силам, возникает этот вид невроза. К примеру, ребенок боится вслух отвечать учебное задание. И соответственно перед каждым уроком у него нарастает паника. Он ожидает, что его заставят говорить, и всем своим видом говорит учителю о своем состоянии. Он может грызть ногти, хаотично двигать руками, гримасничать, шмыгать носом и пр. Если учитель не распознает состояние невроза, он может принять поведение ребенка за нежелание отвечать и соответственно только усилит его страхи.
Если же у ребенка энурез, в школе его ждут большие неприятности. Энурез не всегда сопровождает невротическое состояние и встречается у детей довольно часто. Это может быть какое-то физиологическое расстройство мочеполовой системы, а может результат психической травмы. В любом случае недержание мочи само по себе является травмирующим фактором для ребенка. Он очень переживает свое положение, особенно если свидетелями его «позора» становятся одноклассники. Если правильно и спокойно вести себя с ребенком, энурез с возрастом проходит.
И все же большинство детей готовы к школе. Новизна новой деятельности, получение нового социального статуса — ученика, обретение новых друзей — все это помогает ребенку адаптироваться в новых условиях. Привлекательность, новизна школьной жизни во многом обеспечивают учителю возможность преодолевать дезаптацию отдельных учеников.
Кроме того, как видно из наших рассуждений, подготовка детей к школе разная и условия их жизнедеятельности до школы тоже отличаются. Следовательно, адаптация связана с жизнью ребенка до школы и с жизнью в ее стенах. Обычно школьный класс состоит из детей разной подготовленности к школе и разным умственным развитием. Достаточно условно можно выделить три группы детей: дети с нормальным умственным развитием, с опережающим умственным развитием и дети с задержкой умственного развития.
Детей с нормальным умственным развитием большинство. У них развиты все познавательные процессы соответственно возрасту. Детей с опережающим умственным развитием в одной группе единицы. Они выделяются высоким уровнем интеллекта и, как правило, исключительными способностями. Детей с задержкой умственного развития тоже немного. Задержка умственного развития у такого ребенка проявляется в быстрой утомляемости и истощаемости. Именно это объясняет сложность усвоения такими детьми материала и как следствие отсутствие интереса к обучению.
Естественно, что школьники, принадлежащие разным группам, и адаптируются к школе по-разному.
В психолого-педагогических исследованиях принято выделять три уровня школьной адаптации (Р.В. Овчарова).
Высокий уровень адаптации. Школьники, относящиеся к этому уровню, положительно относятся к школе. Они воспринимают обучение в ней как радостное событие своей жизни. Легко усваивают предъявляемые требования. Они внимательны, прилежны, стараются вести себя соответственно требованиям. Такие дети достаточно самостоятельны: они регулярно выполняют домашнее задание, проявляют интерес к общественным поручением, добросовестно готовятся к школьным мероприятиям. Школьники осваивают программный материал, решая задачи как предъявленного уровня, так и более сложного. В классе, как правило, такие ребята занимают высокое статусное положение.
Дети, принадлежащие к этой группе, адаптируются к школьной жизни достаточно быстро. Им хватает одного, двух месяцев. Часть из них могут вообще не испытывать никаких затруднений. Учебная активность таких школьников носит постоянно выраженный характер. Они быстро приобретают друзей. С такими детьми все хотят подружиться. Они спокойны, веселы, организованны, хорошо учатся.
Средний уровень адаптации. В основе своей школьники положительно относятся к школе. Ее посещение приносит им радость новых успехов и новых встреч. Они стабильно учатся, усваивают содержание учебного материала. Школьники сосредоточены и внимательны, решают в основном типовые задачи. Но их внимательность и сосредоточенность носит выборный характер. Это зависит от того, интересна или нет им учебная деятельность. Общественные поручения школьники выполняют добросовестно и охотно. Можно сказать, что дети, относящиеся к этой группе, обладают неустойчивой адаптацией. Период их приспособления более длителен, чем у детей первой группы. У них чаще проявляются неблагоприятные формы поведения. Это связано прежде всего с недостаточной подготовкой к школе, низким уровнем развития познавательного интереса. У таких детей в первые месяцы пребывания в школе преобладают неадекватные поступки. Они могут отвлекаться на уроках — рисовать, играть с куклами под партой, рисовать. Трудность в овладении учебной программой влечет за собой трудность в общении со сверстниками, с учителем. Эти проявления говорят о социальной незрелости ребенка. Учителю и родителям предстоит большая работа по включению такого ребенка в школьную жизнь. Но следует отметить, что дети, относящиеся к этой группе, довольно быстро адаптируются, поскольку школьная жизнь в целом ими воспринимается положительно.
Низкий уровень адаптации. Первоклассники отрицательно или безразлично относятся к школе. У них доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Учебный материал усваивается фрагментарно. Слабо выражена самостоятельность. При выполнении домашних заданий, как правило, отсутствует интерес, и как следствие — нерегулярная подготовка к урокам. Для понимания нового материала требуется помощь учителя и родителей. Работоспособность и внимание сохраняются, если ребенок имеет возможность отдохнуть. Общественные поручения выполняет без энтузиазма и под строгим контролем. Во взаимодействии с окружающими сверстниками он пассивен, зачастую даже не знает их имен. Бывает, у таких детей проявляется агрессия. Отсутствие учебных успехов и положительных внутри- коллективных связей снижает их социальный статус, что, в свою очередь негативно сказывается на их эмоциональном состоянии. Изменяются и отношения с учителем. Они избегают контакта с ним, выполняя его требования формально. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями учителя, наказаниями. На перемене такие дети могут, наоборот, дико кричать и бегать, всем мешать. Происходит эмоциональная разрядка, которая еще больше отдаляет школьников от остальных детей класса, что вызывает у них озлобленность и вспышки агрессии. А бывает и наоборот, школьники могут быть все время печальны, тревожны и напряжены.
Следует отметить, что подобные затруднения чаще всего носят временный характер и поддаются исправлению. Однако мы не можем отмахнуться от того факта, что в любой школе есть дети, школьная дезаптация которых препятствует их общему психосоциальному развитию.
От кого конкретно зависит благоприятное вхождение ребенка в новую для него среду обитания? Прежде всего от учителя начальных классов. Это первый человек, встречающий ребенка на пороге его новой социальной жизни. Учитель — центральная фигура, призванная помочь адаптироваться первокласснику. Условия начальной школы предоставляют учителю большие возможности в вопросах адаптации детей, особенно остро нуждающихся в этом. Он организатор и координатор жизни детей. Ему с высоты своих профессиональных знаний и опыта видно, как, когда и кому конкретно нужна его помощь.
Совмещая учебные и воспитательные задачи, учитель начальных классов в учебном процессе является организатором и руководителем учебной деятельности учеников, а во внеклассной работе он выступает заботливым старшим товарищем по отношению к ним. К кому дети несут свои страхи,
Роль учителя, именно учителя начальных классов, в этом процессе велика. Одна из особенностей младшего школьного возраста — подражательность. Ребенок смотрит на учителя, восторгается им, любит его. Все это делает учителя начальных классов сильным и способным преодолеть страхи ребенка. Помочь ему приспособиться в новой одновременно интересной и страшной для него среде. Главное, чтобы требования учителя и родителей по принятию ребенком новых правил были постоянными, а не носили эпизодического характера. Учитель сразу объясняет ученикам, чем конкретно будет отличаться их новая жизнь от дошкольного периода. Необходимо четко прояснить новые правила поведения и позиции школьников. Немаловажной является и работа по формированию коллектива класса, где каждый ученик занимает определенное место в системе внутриколлективных отношений.
Учитель, вовлекая первоклассников в новую интересную деятельность, помогает в достижении ими индивидуальных успехов. Он показывает детям их состоятельность в новой социальной ситуации. Успехи ребенка помогают ему приспособиться, преодолеть трудности прежде всего в себе. Это и эффективность, и вспыльчивость, и страхи, и агрессия. Особенно такое влияние учителя важно для детей не уверенных в себе, неадекватно себя оценивающих. Чем больше положительных эмоций переживает школьник в стенах учебного заведения, тем безболезненней произойдет процесс его адаптации. При плохом отношении учителя к школьнику его переживания усугубляются тем, что так же плохо к нему будут относиться и сверстники. Оценка учебной деятельности школьника расширяется до оценки его личности, если это исходит от учителя. Этот двойной груз может утянуть ребенка на дно дезаптации, откуда гораздо труднее его достать, чем не позволять школьнику туда скатываться.
Кроме учителя большую роль в адаптации ребенка играет семья. Какая атмосфера в семье, какие книги читают ребенку и вместе с ним, какие беседы ведут, а, главное, какой показывают будущую учебную жизнь ребенку. Если школа выступает в виде будущего кнута по принципу: «Вот подожди, пойдешь в школу, тебя там быстро всему научат!»; «Никто не будет там с тобой возиться! Кому ты нужен такой?», то ребенок не захочет менять привычный уклад, будет бояться идти в школу. Она ему представляется враждебной!
Автор в свою бытность работы учителем начальных классов неоднократно встречался с такой «подготовкой» к школе со стороны родителей. Помню, мой первоклассник Алеша В. 1 сентября три урока простоял рядом с дверью в класс, плача и не реагируя на мои призывы зайти к остальным ребятам. Это был маленький, щупленький и очень неуверенный в себе человечек. Видели бы вы его через два месяца. Алеша играл в нашем классном театре и со смехом вспоминал, как он боялся идти в школу. А все дело было в семейном настрое. Ребенку внушали, что он такой маленький, никчемный, что его может любой обидеть. Какие же эмоции могли возникнуть у Алеши после такой «агитации»? Но удивительно то, что родители абсолютно не чувствовали своей вины в дезаптации своего ребенка и были немало удивлены, когда я им объяснила причины боязни школы, которую испытывал их сын.
Итак, смена условий жизнедеятельности для каждого ребенка имеет свои границы. У одних они такие узкие, что через несколько дней обучения такие дети не хотят идти в школу. У других настолько широкие, что они принимают всех в свое новое пространство. Ну, а третьи не сразу, постепенно раздвигают границы своей жизни, позволяя новым впечатлениям проникать все глубже и глубже. Дети разные, разные и условия их подготовки к школе и адаптации в ней. Ясно одно, что одному ребенку не справиться с этой сверхзадачей, а значит, возрастает роль взрослых людей — учителей, родителей, родичей. Именно они помогут ребенку в трудный период его жизни — освоении учебного пространства.
В преодолении возникающих страхов и тревожности некоторых детей, пришедших в школу, играют роль, как мы отмечали выше, и учителя, и родители. Как можно преодолеть тревожность ребенка? Прежде всего укрепляя его волю и формируя уверенность в собственных силах. Ну и, конечно, помочь выработать конструктивные типы поведения в пугающих ребенка обстоятельствах. Для примера разберем ситуацию возникающей постоянно тревоги у первоклассника, в основе которой лежит страх не так ответить, не так что-то сделать на уроке и оказаться в позиции не оправдавшего ожидания родителей и учителя первоклассника. В основе такого страха лежит боязнь сделать ошибку и подвергнуться осмеянию со стороны учителя и одноклассников. Как же помочь ребенку преодолеть подобный страх и пойти вперед в своем развитии? Можно предложить следующие приемы:
* Создавать игровые ситуации, схожие с ситуациями, порождающими тревогу и страхи. За счет игровых приемов приводить ребенка к успеху. К примеру, игра в школу с куклами или зверюшками.
* Способствовать формированию потребностей более низкого уровня с тем, чтобы эмоциональные реакции ребенка были не столь высоки.
* Развивать уверенность в результатах своей деятельности в других, не школьных ситуациях. Постепенно переводить высокие самооценки на школьные условия.
* Поддерживать состояние успеха. Для этого приучать ребенка вместе оценивать результаты его деятельности.
На самом деле главная идея помощи детям, страдающим тревожностью и страхами, заключается в том, чтобы все, кто окружает ребенка, помнили об этом обстоятельстве и создавали максимально комфортные условия для вывода ребенка из привычного для него состояния. Только доброжелательное и созидательное участие взрослых может помочь ребенку побороть все фобии, возникающие в его жизни во время поступления в школу.
Итак, попробуем обобщить основные идеи адаптации ребенка в школе. Прежде всего доброжелательное отношение к нему со стороны учителя. Родители же в свою очередь не делают из школы пугало, а, наоборот, всячески стараются адекватно обрисовать новый уровень жизни ребенка с приходом в школу. В совместной деятельности семья и школа борются со страхами и фобиями ребенка при доминирующей роли школы. Если ребенок страдает тревожностью, необходимо сразу же стараться пресекать это состояние, переводить его в другое чувственное поле, используя психолого-педагогические приемы. Очевидно, что только в совместной и позитивно окрашенной деятельности семьи и школы первоклассник может черпать для себя силы войти в новый для него мир школьной жизни.
Советы бывалого педагога
В родительский блокнот
❀ Чтобы школьная действительность совпала с ожиданиями ребенка, все время поддерживайте в нем уверенность в том, что он справится со всеми трудностями.
❀ Если через три дня посещения школы, ребенок отказывается в нее идти, не настаивайте. Когда выявите причину, тогда легче будет найти правильное действие.
❀ Помогайте ребенку адаптироваться в школе, используйте свое родительское влияние.
❀ Уберите внешние причины, если они есть, мешающие ребенку адаптироваться.
❀ Снижайте тревожность ребенка, используя профессиональные консультации психолога.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Все время поддерживайте малыша, читайте ему рассказы о первоклассниках и вместе обсуждайте интересные коллизии.
❀ Приглашайте в дом одноклассников вашего первоклассника и организуйте их совместную деятельность. Можно, к примеру, испечь пирожки или что-то приготовить, или сделать какие-то поделки.
❀ Старайтесь поддерживать уверенность малыша в собственных силах. Если ее нет — формируйте.
Автор: Людмила Ивановна Петрова
Похожие статьи:
Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет
Упражнения на подготовку ребенка к школе
Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет
Игры на развитие воображения для детей 5-7 лет в детском саду
Любовь Панфилова
|
Ожидалось, что будут конкретные примеры изменений условий для воздействия на конкретные признаки детской школьной дезадаптации, поскольку автор позиционирует себя как опытного профессионала. Этой конкретики и не хватило. И в одной статье трудно пытаться охватить все аспекты усложненной школьной адаптации: причины дезадаптации, варианты отклонения в поведении, советы для всех участников образовательного процесса. Хочется больше конкретики и опытного совета. Вот как, например, автор выстраивала разговор с теми родителями, которые пугали ребенка школой? Из статьи понятно лишь, что они с педагогом не вполне согласились. |