Упражнения и развивающие методики для детей 6-7 лет в домашних условиях
В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается логическая память, а от нее — один шаг до логического мышления. Недаром же это возраст «почемучек». Вопросы детей отражают их особое видение мира, круг интересов, тип темперамента и характер. Ни в коем случае не отмахивайтесь от детских вопросов, как бы вы ни устали. Ваше равнодушие способно разрушить доверие и убить познавательный интерес ребенка.
Дети с удовольствием сами ищут и находят ответы на вопрос «Почему?».
Старайтесь не давать готовых ответов в тех случаях, когда ответ на свой вопрос ребенок может получить самостоятельно (например, если интересно, утонет ли маленький гвоздик в воде, предоставьте ему гвоздик и таз с водой).
В этом возрасте, называемом еще «предшкольным», ребенок с наслаждением решает самые разнообразные задачки, откликается на все, что бросает вызов его уму и сообразительности.
Развитию мелкой моторики, координации движений, произвольного внимания и концентрации может послужить оригами. Благодаря складыванию и сгибанию бумаги по определенным линиям получаются разные игрушки (самые простые — коробочки, кораблики, самолетики, лягушки, цветочки, кошелечки и т. п.).
Кубик и развертка
Пространственное и логическое мышление можно потренировать на сложенных из бумаги кубиках и их развертках. Вырежьте из бумаги 3-5 разверток кубиков. На каждой грани каждой развертки нарисуйте одинаковые рисунки, причем на двух развертках рисунки на гранях должны в точности совпадать. Затем сложите одну из разверток в кубик и предложите ребенку угадать, из какой развертки сложен этот кубик.
Игры со спичками
Игры со спичками также развивают пространственное и логическое мышление.
Переложите две спички так, чтобы дом повернулся к нам другой стороной.
Переставьте две спички так, чтобы из четырех квадратов получилось пять.
Переставьте три спички так, чтобы из четырех квадратов получилось три.
Переставьте четыре спички так, чтобы получилось два квадрата.
Для развития мелкой моторики полезно продолжать занятия по лепке из пластилина. Можно вылепить из него целый зоопарк. Активно используя свою фантазию и руки, можно вылепить лису, зайца, лягушку, волка и даже какого-нибудь гибридного зверя.
Шитье
Начиная с шести лет можно учить ребенка пришивать пуговицы к кусочкам ткани или делать маленькие одеяльца из разноцветных лоскутков. Самое простое, что можно сделать с помощью иголки и нитки, — вырезать из ткани в двух экземплярах элементы, например, юбки или платьица для куклы, а затем, сложив оба кусочка вместе, сшить их по краям. Так же несложно сшить симпатичный кошелечек и украсить его бусинками, аппликацией из ткани и т. п. Или, к примеру, можете предложить своему ребенку сшить игольницу. Дети любят сами делать то, чем пользуются в повседневной жизни.
Украшения своими руками
Для развития мелкой моторики, а также для красоты и удовольствия предложите своей дочурке сплести себе бусы или браслетик. Бусы можно сплести из бисера и стекляруса, а также использовать для этой цели детали рассыпавшихся украшений, нанизывая их на нить, леску или тонкую проволоку.
Для изготовления изящного кулона достаточно вырезать из плотного цветного картона кружок, овал, квадрат или какую-нибудь иную фигуру, а затем украсить ее всем, что только придет в голову, то есть приклеить на нее бусины, лоскутки, обрезки ткани, ленточки, горох или фасоль. В отверстие кулона продевается шнурок.
Коллажи
Дети обожают делать то, что мы, взрослые, называем умным словом «коллаж». Коллажи могут быть самыми разнообразными, но детям очень нравятся следующие:
«Аквариум»
— Предложите ребенку рассмотреть атлас рыб или любую книгу, где много иллюстраций с рыбами. Пусть он нарисует рыбок, раскрасит их полосками и пятнышками, а затем вырежет их и наклеит на большой плотный лист из голубого картона или серебристой фольги (можно предварительно покрасить в голубой цвет большой лист ватмана). Чтобы аквариум не казался лишенным растительности, добавьте в него «водоросли», разрезав зеленую бумагу на волнистые полоски и приклеив их туда же. Подойдут также нитки и настоящие ракушки. Мелом (белым карандашом, белой краской) можно подрисовать пузырьки и волны. Когда все будет готово, покройте коллаж полиэтиленовой пленкой, чтобы получился мерцающий фон, создающий впечатление воды.
«Ресторан»
— Детям очень и очень нравится угощать нас и наших гостей, а за неимением вторых и занятостью первых — устраивать пиры для своих кукол. Предложите ребенку бумажные тарелки и рекламные журналы и буклеты, в которых есть разнообразные продукты и блюда, и попросите приготовить праздничный обед. Достаточно будет вырезать картинки из журналов и наклеить их на тарелки.
Забавные игры и соревнования
Координацию ребенка можно развивать с помощью различных забавных и веселых игр.
— Можно устроить испытание: разрешить ребенку походить в родительской обуви, но с условием, что надо сделать круг по комнате или пройти коридор от одного конца до другого не упав.
— Соревнования по балансированию с книгой на голове также придутся ребенку по вкусу, а заодно и помогут взрослым улучшить свою осанку. Можно менять формат и вес книг в ходе соревнования.
— Огромное удовольствие и ребенку, и взрослым доставит игра в волейбол с воздушным шаром.
— Создайте в своем доме полосу препятствий и преодолевайте их: полоску на ковре можно превратить в тонкий мостик над рекой, диван — в завал бурелома, через который нужно перелезть, а стол — горой, на которую нельзя забраться, но можно пройти через туннель, то есть под столом. Журнальный столик и стулья могут превратить эту игру в увлекательное исследование пещеры с многочисленными извилистыми ходами. На диване или большом кресле можно построить палатку, или вигвам, или землянку — словом, любое жилище аборигена. Главное, чтобы там был узкий лаз, требующий определенной сноровки для того, чтобы проползти и не разрушить убежище.
— Игра в камешки: взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой. Подбросить вверх этот же камешек вновь и поймать его, успев взять со стола два камешка. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол. Подбросить вновь эти четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.
Графические упражнения
От того, насколько хорошо развита мелкая моторика вашего ребенка, зависят и его готовность к школе, и успешность освоения школьной программы, Предлагаемые задания на развитие помогут вам развивать моторику и доставят удовольствие ребенку.
Соединение точек по образцу, штриховка. Образцов может быть великое множество (их легко придумать самим), и все они учат ребенка выполнять разные линии, штрихи и фигуры, то есть активно готовят руку к письму.
Более сложные задания этого типа предлагают найти закономерность и продолжить линию по образцу.
Еще более сложные — найти закономерность и дорисовать.
Самым сложным заданием является задача повторить рисунок.
Полезно «проходить» (глазами, пальчиком, карандашом, указкой) лабиринты различной сложности (например, как на рисунке).
Похожие статьи:
Советы родителям и рекомендации учителям по адаптации ребенка к школе
Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет
Консультация для родителей. Готовность ребенка к школе
Упражнения на подготовку ребенка к школе
Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет