Проект по развитию речи детей раннего возраста
Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"
АктуальностьХудожественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.
Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому был выбран этот проект.
Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки».
Для осуществления тесного сотрудничества ДОУ и семьи была создана страница в социальных сетях. На странице размещен весь материал по проекту: консультации, подборка пальчиковых игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (один год)
Участники проекта: дети первой младшей группы,воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Цель проекта:
Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной
деятельности в режимных моментах;
3. Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами
фольклора.
4. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для
формирования у малышей речевой активности.
5. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора.
6. Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в
образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Ожидаемые результаты проекта:
1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии
речи детей»;
3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам,
потешкам, пестушкам;
5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом
развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки,
пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3. “Огород на подоконнике”.
4. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
5. Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».
6. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”,
“Чьи детки” и др.
7. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с
малышом» и др.
8. Презентация проекта.
9. Перспективное планирование по данной теме.
Этапы реализации проекта:
Вводный:
Цели: знакомство с семьей ребенка для установления контакта.
Содержание:
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы. 3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на
прогулках.
4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших
малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др.
5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны,
и пр.)
Основной.
Цели: реализация проекта согласно плану.
Содержание:
1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
2. НОД (речевые игры)
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок.
4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок.
6. Участие детей в развлечении на эту тему.
Заключительный.
Цели: подведение результатов проекта.
Содержание:
1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду
к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для
киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и
ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
Совместная деятельность с родителями
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и
др.
4. Организация выставки “Мамины помощники”.
5. Изготовление книжек –самоделок “Пестушки-говорушки”
Взаимодействие с педагогами ДОУ
1. Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
2. Сбор методической литературы.
3. Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
4. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.
Анкета для родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?
Библиографический список:
1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.
2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.
3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.
4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.
5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.
6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.
7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9
8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.
9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.
10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.
11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997, №608
12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.
13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.
14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.
15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.
16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.
17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.
18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.
Скачать Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"
Рекомендуем посмотреть:
Познавательно-исследовательская деятельность в группе раннего возраста. Игры с водой Проект в группе раннего возраста Проект в детском саду в группе детей раннего возраста 2-3 лет на тему: Посуда Творческий проект в детском саду. Вторая группа раннего возрастаПохожие статьи:
Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: репа и морковь
Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: свекла и картофель
Конспект занятия в группе раннего возраста. Фрукты: лимон и апельсин
Конспект занятия в группе раннего возраста. Кошка с котятами
Конспект занятия в группе раннего возраста на зимнюю тему. Заяц и лиса
← Конспект НОД по конструированию в 1-й младшей группе. Скамеечка | Экологический проект в детском саду в группе раннего возраста →
Автор: Ирина Ивановна Сизоненко
Опубликовано: 2807 дней назад (18 марта 2017)
Просмотров: 13607
Рубрика: Без рубрики
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (3)
|
||
|
|
||
|
|
||
|