Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Жаркое лето»

 

Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Проект по развитию речи детей раннего возраста

Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"
Актуальность
Художественное слово – детская литература и фольклор играют существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста. Именно фольклорные произведения передают богатство, наполненность, яркость речи, интонационную выразительность. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Ведь уже с младенчества мы поем детям колыбельные песни, играем с пальчикам. Через русские народные сказки знакомим с такими понятиями как добро и зло, взаимовыручка.
Опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора помогает овладению разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), ребенок получает первоначальные навыки самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.
Устное народное творчество это и прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников. Нравственные качества личности можно и нужно развить с помощью детского фольклора. Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, а также определить уровень речевого развития ребенка. Ранний возраст - фундамент общего развития ребёнка, в том числе и речевого. Речь становится для него необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками.
Так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика, я стала активно привлекать родителей к решению выявленных проблем. Провела анкетирование, которое показало, что большинство родителей не придают большого значения использованию устного народного творчества в жизни ребенка. Именно поэтому был выбран этот проект.
Для решения задач речевого развития был разработан проект «Пестушки-говорушки».
Для осуществления тесного сотрудничества ДОУ и семьи была создана страница в социальных сетях. На странице размещен весь материал по проекту: консультации, подборка пальчиковых игр, потешек, музыкальный материал, видео НОД и режимных моментов.

Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (один год)
Участники проекта: дети первой младшей группы,воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Цель проекта:
Создать оптимальные условия для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм.
Задачи проекта:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной
деятельности в режимных моментах;
3. Объединять усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития средствами
фольклора.
4. Систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества для
формирования у малышей речевой активности.
5. Подобрать и составить картотеку произведений русского фольклора.
6. Составить перспективный план, интегрируя произведения малого фольклорного жанра в
образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ожидаемые результаты проекта:
1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии
речи детей»;
3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам,
потешкам, пестушкам;
5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом
развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки,
пестушки, загадки и объяснять им их смысл.

Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3. “Огород на подоконнике”.
4. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
5. Изготовление альбома «Любимые потешки», книжек–самоделок «Пестушки-говорушки».
6. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”,
“Чьи детки” и др.
7. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с
малышом» и др.
8. Презентация проекта.
9. Перспективное планирование по данной теме.


Этапы реализации проекта:
Вводный:
Цели: знакомство с семьей ребенка для установления контакта.
Содержание:
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы. 3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на
прогулках.
4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших
малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребека» и др.
5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны,
и пр.)
Основной.
Цели: реализация проекта согласно плану.
Содержание:
1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
2. НОД (речевые игры)
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок.
4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок.
6. Участие детей в развлечении на эту тему.
Заключительный.
Цели: подведение результатов проекта.
Содержание:
1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.

Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и
собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду
к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для
киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и
ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.

Совместная деятельность с родителями
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки». “Уложим куклу Катю спать”, “Чьи детки” и
др.
4. Организация выставки “Мамины помощники”.
5. Изготовление книжек –самоделок “Пестушки-говорушки”

Взаимодействие с педагогами ДОУ
1. Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
2. Сбор методической литературы.
3. Муз. руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
4. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.

Анкета для родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?



Библиографический список:
1. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.
2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.
3. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”. Петрозаводск, 2001.
4. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.
5. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.
6. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.
7. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9
8. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.
9. Новицкая М. “Фольклорная школа” Дошкольное воспитание, 1993г. №9.
10. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников”, Минск, 2002.
11. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор” СПб, 1997, №608
12. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.
13. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.
14. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.
15. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.
16. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.
17. Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.
18. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 2004.
Скачать Проект по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора "Пестушки-говорушки"

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-исследовательская деятельность в группе раннего возраста. Игры с водой Проект в группе раннего возраста Проект в детском саду в группе детей раннего возраста 2-3 лет на тему: Посуда Творческий проект в детском саду. Вторая группа раннего возраста

Похожие статьи:

Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: репа и морковь

Конспект занятия в группе раннего возраста. Овощи: свекла и картофель

Конспект занятия в группе раннего возраста. Фрукты: лимон и апельсин

Конспект занятия в группе раннего возраста. Кошка с котятами

Конспект занятия в группе раннего возраста на зимнюю тему. Заяц и лиса

Конспект НОД по конструированию в 1-й младшей группе. Скамеечка | Экологический проект в детском саду в группе раннего возраста
Опубликовано: 1598 дней назад (18 марта 2017)
Просмотров: 10638
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (3)
Юлия Анатольевна Гаврилова # 19 марта 2017 в 13:38 0
Интересный проект! Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 22 марта 2017 в 08:44 0
Идея проекта очень понравилась!
В работу включены все: дети, родители. Выбранная тема важная и нужная, формы её реализации разнообразные.
Жаль, что нет презентации по итогам работы.
ГОЛОС!
Наталия Михайловна Галкина # 28 марта 2017 в 16:13 0
Интересная работа. Примите голос! Приглашаю Вас в гости на мою первую публикацию