Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Семинар - практикум для педагогов детского сада: Развитие фонематического слуха дошкольников

Семинар-практикум для педагогов "Развитие фонематического слуха дошкольников"
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (я включаю несколько записей бытовых и природных шумов, а воспитатели определяют, какие это звуки).
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что –то очень приблизительно. Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да), трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).
А также наблюдаются:
1. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик», «удюг» вместо «утюг»).
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3. Замены свистящих звуков (С, З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных (Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи помогут специальные игры. Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие, возрасту детей.
Например, можно провести следующие игры:
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.

Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

А сейчас, уважаемые педагоги, давайте вместе со мной поиграем в эти обучающие игры.

Игра «Зоопарк»
Посмотрите на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадайте слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).

Игра «Цепочка»
Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумайте слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

Игра «Поймаем звук»
Я проговариваю ряды слов, а педагоги должны хлопнуть,
когда услышат слово, начинающееся с звука Р. Дальше-хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
- лампа, ракета, трактор, корабль, репа, вагон, молоток, рябина, пирамида.
- кустарник, дождь, рукав, парик, клубок, курица, ремонт, паровоз.

Игра «Похлопаем»
Педагоги повторяют ритмический рисунок хлопков.
Игра «Кто больше найдет»
Нужно придумать как можно больше слов с буквами из слова «Кинематограф»
Игра «Повтори скороговорки»
- Вы должны повторить за мной быстро скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
Наш Полкан попал в капкан. (5 слов)
Везет Сенька с Санькой Соньку на санках. (7 слов)
Три свиристели еле-еле свистели на ели. (7 слов)
Грабли – грести, метла - мести, весла – везти, полозья – ползти. (8 слов)
Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть. (9 слов)
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка Бела губа была тупа. (10 слов)
В поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит. (11 слов)
У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку. (12 слов)

Игра «Метаграммы»
Нужно получить из одного слова другое путем замены одной буквы:
ФЛОТ-плот-плод-плед-СЛЕД
ЛУК— сук — сок — сон — фон — ФЕН
КОЗА-поза-пола-полк-ВОЛК
ПАР-пир-пик-тик-ТОК
РЕКА- рука-лука-лужа-ложа-лоза-поза-пора-ГОРА
ПОТОК-порок-порох-шорох-ворох-ВОРОН

Таким образом, от определенного уровня развития фонематического слуха, от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слогового строения речи. Исправление дефектов произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Так как игра является ведущим в дошкольном возрасте видом деятельности, в коррекции звукопроизношения и развитии фонематического слуха необходимо опираться на специальные игры и упражнения.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов. Технология триз в детском саду Семинар-практикум для педагогов ДОУ с презентацией Семинар - практикум по нравственному воспитанию в детском саду с презентацией Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Приемы коммуникативно-развивающего воздействия в работе со стар
Подгрупповое занятие по автоматизации звука Р в подготовительной группе | Сценарий праздника правильной речи в детском саду. Подготовительная группа
Опубликовано: 2226 дней назад (21 октября 2018)
Просмотров: 1877
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!