Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Приемы коммуникативно-развивающего воздействия в работе со старшими дошкольниками
Конспект мастер-класса по проведению семинара-практикума для педагогов. Тема: «Приемы коммуникативно-развивающего воздействия в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель: обучить педагогов приемам коммуникативно-развивающего воздействия в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:
- повысить педагогическую культуру педагогов;
- ознакомить с коммуникативно-развивающими методами во взаимодействии педагога и ребенка.
План проведения мастер-класса:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия.
Ход мероприятия
1.Теоретическая часть. Мини-лекцияПедагог-психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хочу провести с вами мастер-класс и обучить приемам коммуникативно-развивающего воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Для начала немного теории.
Выделяют несколько групп методов по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста:
Наглядные методы (непосредственные, опосредованные). Непосредственные – направленные на накопление содержания речи и представляют собой: экскурсии, осмотры (посещение) помещений, рассматривание натуральных предметов. При опосредованных методах используется изобразительная наглядность (рассматривают игрушки, фотографии, картины, описывают и рассказывают по игрушкам и картинам). Применяются для развития обобщающей функции слова, закрепления знаний, словаря, обучения связной речи.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, обобщающие беседы, заучивание наизусть, пересказы, рассказывание без опоры на наглядный материал. Всегда используются наглядные приемы: показываются предметы, картины, игрушки, рассматриваются иллюстрации, из-за возрастных особенностей детей.
Практические методы - применение речевых умений и навыков, а так же их совершенствование (дидактические игры, хороводные игры, игры-драматизации, пластические этюды, дидактические упражнения, инсценировки). Они используются для решения всех речевых задач.
В зависимости от характера речевой деятельности выделяют продуктивные и репродуктивные методы.
Репродуктивные методы (воспроизведение речевого материала, готовых образцов). Продуктивные - построение собственных связных высказываний, выбирая и комбинируя их по-другому, приспосабливая к ситуации общения (пересказ с перестройкой текста, обобщающая беседа, дидактические игры, рассказывание).
Методические приёмы развития речи: словесные, игровые и наглядные.
Словесные приемы:
Речевой образец — правильная, предварительно продуманная речь педагога, для повторения детьми и их ориентировки.
Повторное проговаривание — многократное и преднамеренное повторение одного и того же речевого звука, слова или фразы, для запоминания.
Объяснение — раскрытие сущности явлений или способов действия (объяснения правил и действий, используемых в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов).
Указания — разъяснение дошкольникам способов действий для достижения определенных результатов (обучающие, дисциплинирующие и организационные).
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании детей, которое характеризуется качеством выполнения речевой деятельности. Должна иметь обучающий характер.
Вопрос (основной, вспомогательный) — словесное обращение, требующее ответа.
Наглядные приёмы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильного звукопроизношения.
Игровые приёмы. Побуждают у детей интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения, повышая речевую активность дошкольников и результативность проводимых занятий.
Методы и приёмы коммуникативно-развивающего воздействия в работе с детьми дошкольного возраста
- Анализ ответа ребенка (выполняется, чтобы ребенок знал свои недостатки для их устранения).
- Обобщающая беседа (после накопления какого-то объема знаний).
- Беседа (подготовленная педагогом заранее, как занятие).
- Проблемные вопросы (из-за чего, почему, как и др., требующие размышлений, умозаключений).
- Репродуктивные вопросы (какой, что, когда).
- Демонстрация движений, артикуляционных позиций.
- Воображаемая ситуация.
- Дидактические упражнения (имеющие одно правило или действие (скажи наоборот)).
- Дидактические игры (с несколькими игровыми правилами или действиями).
- Дидактические рассказы с включением учебных заданий.
- Заучивания наизусть.
- Исправление.
- Звукоподражание.
- Интонационные выделения слов.
- Имитация действий или движений.
- Инсценирoвки.
- Моделирование (структуры текста, строения слова).
- Конструирование (букв и др.).
- Мотивация заданий (поможем какому-либо герою)
- Напоминание.
- Речевой образец.
- Наблюдение.
- Показ образца правильного произношения.
- Объяснение (игры, правил пoведения).
- Образнoе называние звука (ЗЗЗЗЗ – звенит комарик).
- Отраженная речь – повтор за педагогом речевого образца.
- Пересказ.
- Оценка (мотивированная).
- Повторы индивидуальные и хоровые с детьми.
- Подбор обобщающих понятий (шкаф +стол + кресло = мебель)
- Пояснение.
- Подсказ (начала слова).
- Подвижная игра с речевым сопровождением.
- Показ артикуляционных движений.
- Речевые поручения, ситуации.
- Разговор – не подготовленная «беседа».
- Рассказ (о чем либо)
- Рассматривание рисунков, картин, макетов.
2. Практическая часть.
Педагог-психолог: Теперь перейдем к выполнению практических упражнений для коммуникативно-развивающего воздействия в работе с детьми дошкольного возраста, которое можно построить в виде занятия.
Упражнения для коммуникативно-развивающего занятия:
(ход занятия)
Педагог: ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. А что мы будем делать – сейчас узнаете. Давайте поиграем в игру!? Повторяйте за мной…
1. Подвижная игра с речевым сопровождением «А у наших-то зверят»
А у наших-то зверят (Хлопки по коленям)
Лапки весело стучат:
Топи-топ, топи-топ! (Топают ногами)
Вот устали ножки,
Хлопают в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлопи-хлоп. (Хлопки в ладоши)
А потом вприсядку -
Пляшут все зверятки. (Приседают)
И как пустятся бежать –
Никому их не догнать. (Быстрый бег на месте)
Педагог: а вот, и наши – зверята. Но они не обычные, а сказочные
(Показ готовых иллюстраций)
Педагог: Ребята, скажите, вы любите играть? (ответы детей). И эти зверята тоже любят играть, но в необычные игры. Сейчас я вам расскажу.
2. Показ артикуляционных движений
Артикуляционная гимнастика «Горка»
Дети открывают рот, прячут кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднимают вверх. Показывают крутую горку.
Педагог: А еще им нравится читать, слушать и сочинять сказки. Вот одна из них.
3. Пересказ
«Сказка про Коровку»
Педагог читает (сочиняет вместе с детьми) рассказ. После, дети пересказывают.
История, которую вы услышите – короткая, но очень интересная…
В нашей галактике летала звезда. А в ней Коровка из Кореновки, по имени Зе. И тут… ей стало скучно летать одной. И она полетела на Землю.
Выходит и видит, что на площадке играют ребята. Это были Бо и Зо.
Она рассказала, что прилетела сюда на Землю. И что часто летает одна на своем корабле.
Бо и Зо решили, что скучно быть одному и позвали Зе играть с ними. Целый день они играли на площадке. Играли в мячик. И в песочнице. Прыгали на скакалке. И даже ели мороженное. Бо, Зо и Зе очень подружились. Им было весело вместе. И они не заметили, что стемнело. Пора лететь домой. Зе была рада, что нашла друзей. Она улетела на своем корабле. Но обещала вернуться.
4. Рассматривание рисунков
Дети и педагог рассматривают иллюстрации к «Сказке про Коровку».
5. Заучивание наизусть
Дети, опираясь на иллюстрации, заучивают текст (повторяют за педагогом).
6. Оценка (мотивированная)
Педагог с детьми дают оценку получившейся «работе».
Показ видеоролика.
3. Рефлексия. Подведение итогов.
Педагог-психолог: прошу участников мастер-класса поделиться своими впечатлениями. И предлагаю Вам оценить мою работу с помощью предложенных вам оценочных листов. (Оценка работы мастер – класса)
Спасибо за активное участие!
Рекомендуем посмотреть:
Семинар - практикум для педагогов детского сада: Развитие фонематического слуха дошкольников Семинар-практикум для педагогов детского сада. Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ Практикум для педагогов детского сада "Приемы педагогической работы по воспитанию правильного звук Семинар для воспитателей в детском саду «Подготовка детей к обучению грамоте»← Неделя психологии в ДОУ. Из опыта работы педагога-психолога | Диагностика состояния эмоциональной сферы детей дошкольного возраста →
Автор: Ирина Владимировна Коротаева
Опубликовано: 1108 дней назад (9 ноября 2021)
Просмотров: 1136
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!