Семинар-практикум для педагогов детского сада. Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ
Семинар-практикум для педагогов «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии»
Автор: Баскакова Светлана Александровна. Педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 74» город Ярославль. Описание: Материал будет интересен психологам, воспитателям, родителям для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии детей «группы риска».
Цель:повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
Задачи:
1. Создать положительный эмоциональный климат у участников, используя различные виды арт-терапии в ходе семинара.
2. Познакомить участников практикума с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением в работе с детьми с ОВЗ.
3. Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.
Оборудование: Пиктограммы с эмоциями и буквами на обратной стороне: А, Т, Г, М, готовые буквы, салфетки, цветная бумага, клей, пластилин, цветной песок, крупа (пшено, манка), краски, фломастеры, ватные палочки, штампики, шляпа, конверты с заданиями, мелкие игрушки, природный и бросовый материал, сухой бассейн, песочный стол, бумажные чемоданчики для обратной связи, ручки и простые карандаши, музыкальное и мультимедийное сопровождение.
Ход семинара
Приветствие и вступительное слово ведущего.Развитие положительных эмоций, обеспечение психологического здоровья, необходимо рассматривать как одно из важнейших задач воспитания детей в дошкольном учреждении. Это особенно актуально в период дошкольного детства, который является одним из самых важных этапов в жизни маленького человека. Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям полноценно и органично существовать в нём, познать своё «Я»? Сегодня мы будем учиться это делать, используя технологию, несущую особые коррекционные и развивающие возможности, направленные на помощь детям с ОВЗ.
Мультимедийная презентация.
Арт-терапия – это современная здоровьесберегающая технология с использованием методов, обеспечивающих индивидуальный подход к ребёнку для достижения положительных изменений в его социальном, эмоциональном и личностном развитии.
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение. Ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Страхи, агрессия, негативизм (формы психической защиты) уступают место творчеству и инициативности.
Практическая часть семинара
Психолог предлагает участникам разделиться на 4 группы, используя пиктограммы. Каждый берёт любую пиктограмму и занимает место за столом, согласно указанным буквам на обратной стороне карточек-пиктограмм: А, Т, Г, М.
Психолог продолжает: «Сейчас я предлагаю вам стать детьми с ОВЗ. Чтобы узнать к какой группе детей вы относитесь, посмотрите на свои карточки.
А-агрессивные, Т-тревожные, Г-гиперактивные, М-медлительные.
Я - воспитатель, который сегодня будет с вами играть и заниматься. А поскольку в нашей группе есть дети с разными проблемами, то мне придётся применять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку».
Психолог предлагает «детям» встать в круг.
Упражнение «Рисунок на спине».
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования руками (пальцами, ладошками, кулачками).
Участники стоят в кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.
Психолог: «Сейчас, я вам расскажу сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (дети гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был лисёнок (рисуют пальцем лисёнка). Он очень любил гулять по лесу. Однажды он пошёл на прогулку (дети изображают идущие ножки). Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (дети пальцем рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку лисёнка (дети ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются тучи). Начался дождь (дети показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град (игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуют лужи). Любимым занятием лисёнка было смотреть в ужи и улыбаться своему отражению (дети рисуют пальцем весёлые рожицы).»
Участники садятся за столы по своим группам.
Психолог: «Итак, одна из разновидностей арт-терапии - это изотерапия. Изотерапия, позволяет оказывать воздействие на развитие ребёнка посредством изобразительной деятельности. Здесь используются все виды изодеятельности: рисование карандашами, мелками, красками, нетрадиционные техники рисования, лепка из пластилина, глины и т. д. Изотерапия помогает обнаружить скрытые способности ребёнка, избавляет его от внутренних конфликтов и страхов.»
Проводится игра «Необычные буквы».
Цель: обучение приёмам использования различных материалов в психокоррекционных занятиях.
Ход игры. В подгруппе «агрессивные дети» участникам для создания картинок предлагается цветная бумага, салфетки. В качестве приёмов работы используются – скатывание шариков, обрывание, выстригание, кручение.
В подгруппе «гиперактивные дети» участникам для создания букв предлагается пластилин. В качестве приёмов работы используются - размазывание, процарапывание, катание, налеп, лепка.
В подгруппе «тревожные дети» участникам для создания слова предлагаются цветной песок, крупа (пшено, манка), горох. В качестве приёмов работы используется рисование сыпучими материалами.
В подгруппе «медлительные дети» участникам для создания картинок предлагаются краски, фломастеры, ватные палочки, штампики. В качестве приёмов работы с этими материалами используются - рисование фломастерами спиралеобразными линиями и точками с использованием ватных палочек с гуашью. Дополнительно для украшения можно пользоваться штампиками.
Участники достают задания из конвертов, договариваются и под спокойную музыку начинают работать. Время ограничено. На выполнение заданий отводится 7 минут. Участникам даётся установка: по окончании музыки работу необходимо закончить.
Задание для всех участников. Украсить все буквы предложенными материалами с использованием приёмов работы для каждой категории участников. В конце работы нужно отгадать и выложить на столах слова из этих букв: гиперактивность, тревожность, медлительность, агрессивность.
Вопросы для обсуждения.
- Ваши ощущения и чувства при выполнении задания с точки зрения ребёнка?
- Какие дополнительные приёмы работы с данными материалами Вы можете предложить?
- Какие техники рисования Вы используете в своей работе, с какими детьми?
После обсуждения психолог предлагает участникам вспомнить о значении музыки в жизни ребёнка. Затем проводит краткую лекцию об использовании музыкальных приёмов и средств в работе с проблемными детьми.
Музыка - зеркало души человека, является эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Музыка отражает отношение к окружающему миру, а отношение это и есть эмоции. Музыка является самым эффективным средством формирования эмоциональности ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущим звеном психики в дошкольном детстве. Ребёнок в дошкольном возрасте - сама эмоция. Приёмы использования музыки в целях психокоррекции представляют собой широкое поле деятельности для всех педагогов и специалистов без исключения. Сущность методов психолого-педагогической профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей средствами музыки, как и средствами изодеятельности заключаются в формировании гармонично развитой адаптивной личности. И наиболее эффективна эта работа, когда эти средства используются в комплексе. Посредством музыкальных игр и упражнений, релаксации, психогимнастики, музыкорисования происходит высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей. Непосредственное лечебное воздействие музыки на психическую сферу детей с эмоционально-волевыми нарушениями при её пассивном или активном восприятии следующее: при разрядке эмоционального напряжения возможно моделирование психического тонуса за счёт успокаивающих или активизирующих музыкальных программ.
Ритм, темп и движения рассматриваются как основные средства уравновешенности психики и средства управления психическим состоянием ребёнка; основные средства коррекции двигательных нарушений, нарушений внимания у детей с гиперкинетическим синдромом. Ещё Бехтерев В. М. считал, что «с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты, урегулировать неправильные и лишние движения».
Подбирая музыкальный репертуар для слушания можно корректировать двигательные расстройства, регулировать развитие сенсомоторики, объём внимания.
Предлагаю Вам стать воспитанниками детского сада и поиграть со мной. Психолог проводит игры, предназначенные для детей с различными проблемами.
Игра «Пропоём имя» (тревожные, замкнутые дети).
Цель: создание позитивного настроя, снятие напряжения, повышение самооценки.
Ход игры: Участники встают в круг. Давайте представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам нужно познакомиться. Пусть каждый из вас по очереди пропоёт своё имя, а потом имя хором пропоют все дети.
Игра «Танец шляпы» (медлительные дети).
Цель: развитие двигательного контроля, повышение тонуса.
Ход игры: Группа образует круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая её на голову своего соседа. Музыка прерывается - ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение, с тем, чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается. Ведущему следует следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно (через надевание, а не стягивание её с соседа). Музыкальное сопровождение игры идёт с ускорением темпа.
Игра «Черепашки» (гиперактивные дети).
Цель: концентрация внимания, развитие самоконтроля.
Ход игры: Игра проводится под музыку среднего темпа. Ведущий встаёт у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. Ведущий говорит: «Представьте себе, что все мы - черепахи. Я - большая черепаха, а вы - маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я очень жду вас у себя дома. Но вот беда: праздничный торт ещё не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: вы - черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет готов.».
По музыкальному сигналу дети начинают движение. Психолог следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2-3 минуты он даёт новый сигнал, по которому все «замирают». Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи - именинницы. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Салют» (агрессивные дети).
Цель: снижение агрессивности, снятие мышечных зажимов.
Ход игры: Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу. После определённого проигрывания музыки, участникам предлагается разорвать бумагу. Затем разорванные листочки подбрасываются вверх. Ритм, громкость музыки лучше периодически менять. Для игры нужно использовать цветную бумагу. Дети сами выбирают её под цвет своего настроения.
После завершения игр проводится обсуждение.
- Расскажите о своих ощущениях во время участия в играх и в конце игровых упражнений?
- Какие эмоции и чувства вы испытывали?
Семинарская «вставка»: Сказкотерапия в работе с дошкольниками.
- Концепция сказкотерапии.
– Общие закономерности работы со сказочным материалом.
– Приёмы работы со сказкой.
– Структура сказкотерапевтических занятий.
Практическая часть
Психолог: «Итак, сказкотерапия снимает барьер, который выставляет перед собой ребёнок, когда мы начинаем его ругать и читать нотации. Ведь мы не говорим ему: «Вот я сейчас тебе сказку прочитаю, и ты поймёшь, почему нельзя драться и говорить плохие слова».
Мы просто можем предложить ребёнку поиграть в сказку. И «совершенно случайно» в этой сказке описываются ситуации, которые случаются у нас. Только в сказке абсолютно ненавязчиво показывается вариант решения проблемы. И, о Чудо! Поведение ребёнка начинает меняться, ведь ему хочется или не хочется стать похожим на героев сказки.
А педагогам остаётся только иногда напоминать детям в проблемной ситуации: «А помнишь, как в сказке? Попробуй и ты так же». И проблема постепенно исчезает… «Как по волшебству».»
Проводится мини-тренинг «Наши сказочные истории»
Каждой группе выдаются конверты с заданиями. Необходимо продолжить и закончить сказку, в зависимости от проблемы ребёнка. Материал для разыгрывания сказок выбрать самостоятельно. Один из группы будет воспитателем, остальные проблемными детьми.
Обязательно придумать и выполнить свой ритуал входа в сказку и выхода из сказки.
Ведущий приводит свои примеры.
Ритуал входа в сказку. Дети встают в круг, все опускают свои руки на руки ведущего.
Ведущий говорит слова:
Закрываю я глаза,
Улетаю в небеса.
Я лечу, лечу, лечу.
В сказку я попасть хочу!
И, о чудо, ты мне верь,
Сказка открывает дверь.
Ритуал выхода из сказки. Ребята, сказка закончилась и нам пора возвращаться домой.
Дети встают в круг, все вместе говорят:
Закрываю я глаза,
Улетаю в небеса.
Я лечу, лечу, лечу.
В детский сад попасть хочу!
Звучит спокойная музыка, участники готовят задания. На подготовку инсценировки отводится примерно 7-8 минут.
Бумажная сказка «Сказка о потерянном времени» (медлительные дети)
Проводится с использованием методики «коллаж» и техник выстригание, обрывание, рисование фломастерами, мелками, красками.
Далеко-далеко в большом городе жил-был мальчик Ваня. Ему было семь лет, и он уже ходил в школу. И всё было бы замечательно если бы он не опаздывал. А опаздывал он всегда, и кто в этом был виноват, Ване не знал. Виноватыми он считал родителей, будильник, кота, свою одежду и даже свой портфель. И вот однажды ночью ему приснился сон, что он попал в страну Выученных уроков… (продолжить историю и разыграть, используя предложенную методику и материалы).
Концовка и вывод: Приходить вовремя намного приятнее, чем опаздывать.
Песочная сказка «Страшный страх» (тревожные дети).
Проводится с использованием песочного стола или переносной песочницы. Для обыгрывания предлагаются игрушки, бросовый и природный материал.
В тёмном - претёмном лесу жил маленький Страх. А в городе жила смелая девочка Оля, которая решила узнать, что это за Страх, и почему он пугает детей по ночам… (продолжить историю и разыграть, используя предложенные материалы).
Концовка и вывод: Со страхом нужно подружиться и не бояться его. И тогда каждую ночь он будет рассказывать тебе интересные истории.
Пластилиновая сказка «Сказка про Зайца-забияку» (агрессивные дети)
Для обыгрывания сказки предлагается цветной пластилин, пластмассовые деревья, природный материал. Для инсценировки все участники лепят из пластилина героев сказочной истории, предварительно договорившись, какие звери и птицы будут в ней присутствовать.
Однажды Зайцу приснился удивительный сон. Увидел он свой родной лес, знакомых зверей и птиц. Только одно было удивительно - все они его очень сильно боялись… (продолжить историю и разыграть, используя предложенные материалы).
Концовка и вывод: Уважают не за силу, а за добрые дела.
Фасолевая сказка «Секрет Бегемотика» (гиперактивные дети)
Для инсценировки сказки используется сухой бассейн с фасолью и бобами разного цвета и размера, игрушки из киндер-сюрпризов. По ходу разыгрывания сюжета участники достают из бассейна героев сказки, а затем придумывают поучительную историю.
В одной очень далёкой стране жил - был Бегемотик. У него были мама и папа, которые его очень сильно любили. Бегемотик ходил в детский садик. Но почему-то друзей у него там совсем не было, хотя он был добрым и умным мальчиком. Однажды, придя в группу он подбежал к зверятам, выхватил у них игрушки и закричал: «Вы не так играете! Надо играть вот так!». Зверята сказали: «А мы по-другому начали играть, а ты нам помешал, отдай наши игрушки и уходи». Бегемотик сильно рассердился, бросил в них машинки с кубиками и убежал… (продолжить историю и разыграть, используя предложенные материалы).
Концовка и вывод: У бегемотика появились друзья и он научился с ними играть.
После выступлений участников проводится обсуждение.
- Что Вы чувствовали во время разыгрывания сказочных историй?
- Как Вам кажется, эта работа помогает сгладить проблемы воспитанников?
После обсуждения психолог подводит итог: Арт-терапия - это свободное творчество, с применением различных методик, приёмов, материалов, которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, агрессивные тенденции, создать собственные исцеляющие символы. Я думаю, что это направление привлечёт к себе Ваше внимание, и Вы обязательно будете применять его в своей работе.
Спасибо, наш семинар подходит к концу. Пожалуйста, выразите своё отношение к мероприятию.
Проводится рефлексия - обратная связь «Чемоданчик мыслей и эмоций».
Всем участникам раздаются бумажные чемоданчики, на которых они выделяют свои мысли, ощущения, знания и пожелания, эмоции и чувства, которые получили сегодня на семинаре!
Психолог: «Пожалуйста упакуйте в чемоданчики свои мысли, ощущения, знания и пожелания, эмоции и чувства, которые Вы получили сегодня на семинаре!».
- Хочу сказать….
- Полезным для меня оказалось ……
- В своей работе я буду применять….
- Сегодня мне понравилось (не понравилось) ….
- Я считаю, что….
Пожалуйста выделите состояние, которое Вы испытывали в процессе семинара:
- интерес, удовольствие, скуку, раздражение, беспокойство, эмоциональный подъём.
Большое спасибо за сотрудничество!!!!
Затем общение с коллегами, осмотр выставки с пособиями, играми, методической литературой из кабинета педагога-психолога.
Презентация на тему: Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами арт-терапии
Рекомендуем посмотреть:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Волшебный песок Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Приемы коммуникативно-развивающего воздействия в работе со стар Практикум для педагогов детского сада "Приемы педагогической работы по воспитанию правильного звук Семинар для воспитателей в детском саду «Подготовка детей к обучению грамоте»Участник №5 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2020 года
+29↑ Голосов: 29 |
Комментарии (43)
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|