Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока географии с презентацией, 7 класс

Методическая разработка урока географии, 7 класс. «Природа Антарктиды. Современное изучение Антарктиды»
Автор: Вешникова Е. В., учитель географии, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края.
Предмет: география.
Класс: 7.
Учебник: География материков и океанов. 7 класс. Авторы: В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. М.: «Дрофа», 2005.
Тип урока: комбинированный.
Девиз урока: О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
Тема: «Природа Антарктиды. Современное изучение Антарктиды»
Цель: Формирование системы знаний учащихся об особенностях природы Антарктиды, о современном изучении природы южного материка, расширение географического кругозора учащихся.
Задачи:
1.Образовательная: сформировать целостные представления учащихся об особенностях природы Антарктиды, о современном изучении природы южного материка;
2. Развивающая: развивать умения работать с географическим атласом, текстом учебника, на ПК; развитие коммуникативной, речевой культуры учащихся.
3. Воспитательная: создать условия для осознания природы как одной из основных ценностей, воспитывать природоохранное поведение учащихся.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедийный проектор, экран, физическая карта Антарктиды, географические атласы (7 кл.), дидактические карточки, маркеры, альбомные листы, иллюстрации.
Опережающие задания: группам подготовить сообщения об особенностях природы Антарктиды.
На доске - цитаты:
* Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
(А. Блок)
* Самое прекрасное в природе — отсутствие человека.
(Карман Блисс)
o Творения природы совершеннее творений искусства. (Цицерон)
* Познания и странствия неотделимы друг от друга»
(К. Паустовский)
* Вот мороз так мороз!
Месяц к облаку примерз! (В. Шульжик)
* Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
( Ф. Тютчев )

* Антарктида – белая планета,
Царственно-холодная земля.
Всё в снегах на континенте этом –
Горы, ледниковые поля…
(Е. Вешникова)

* В Антарктиде льдины землю скрыли,
Льдины в Антарктиде замела пурга,
Здесь одни пингвины прежде жили,
Ревниво охраняя свои снега.
(А. Горохов)

Этапы урока:
I. Оргмомент. Мотивация.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Обобщение и закрепление нового материала.
V. Рефлексия, выставление отметок, д/з.
На стенде плакат: «Заявка на отметку» (жетоны):
«5» - 10 -12 баллов;
«4» - 8 - 9 баллов;
«3» - 7 баллов.
За ответы в течение урока учащиеся получают цветные жетоны, каждый цвет – определенное количество баллов. Например, иллюстрация с изображением кита – 5 баллов, тюленя – 4 балла, пингвина – 3 балла и т. д.
Ответы оцениваются:
o выступление: 1 – 5 баллов;
o ответ на вопрос (или по карточке): 1 – 3 балла;
o дополнение, возражение: 1-3 балла;
o вывод: 1-3 балла.

Ход урока
I. Оргмомент. Мотивация. (0,5-1 мин).
Звучат звуки надвигающейся метели.
Учитель: Ребята, слышите звуки надвигающейся метели? Закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами находимся на самом далеком, самом холодном материке Земли - Антарктиде. А теперь представьте, что в руках у меня волшебный чудо-зонтик. Мысленно сейчас все подойдите ко мне, становитесь под необыкновенный чудо-зонт и оставайтесь под ним до конца урока, чтобы метели невнимательности и неуверенности, бураны однообразия и скуки вас не коснулись. Теперь откройте глаза. Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на уроке географии.
На прошлом уроке вы познакомились с географическим положением и историей открытия сурового южного материка. И чтобы узнать тему урока, вы должны решить тест-криптограмму, в котором она «спряталась». А помогут вам в этом разноцветные жетоны, каждый из них – определенное количество баллов.
II. Актуализация знаний (7-8 мин):
Учитель:
-Этот южный материк
И не мал, и не велик
Нунатаки, снег и льдины,
И веселые пингвины
Здесь давно нашли приют.
Материк тот как зовут?
Учащиеся разгадывают загадку и называют материк, и учитель предлагает решить тест-криптограмму про Антарктиду.
Тест-криптограмма, выполненный в программе Word.
Учитель объясняет школьникам, что тест-криптограмма предполагает наличие 3-4-х готовых решений, и ученикам нужно выбрать лишь одно верное решение, благодаря которому они найдут ключевое слово для определения темы урока (работа в группах).

Дидактическая карточка. 1 группа:
1. Географический объект, имеющий координаты 77° ю. ш. и 167 ° в. д.:
а) Эребус б) Килиманджаро в) Везувий г) Этна
(При) (пре) (Я) (н)
2. Океан, омывающий берега Антарктики:
а) Тихий б) Атлантический в) Южный г) Индийский
(ра) (ро) (рода) (на)
3. Антарктида открыта в январе 1820 г. экспедицией под руководством:
а) Р. Скотта в) М. П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена в) Р. Амудсена
(ра) (Антарк) (Арк)
4. Географический объект, имеющий координаты 63° ю. ш. и 57 ° в. д.:
а) влк. Эребус б) м. Сифре в) м. Горн г) м. Бен-Сека
(При) (тиды.) (Я) (н)

Дидактическая карточка. 2 группа:
1. Другое название Течения Западных Ветров:
а) Антарктическое циркумполярное б) Лабрадорское в) Сомалийское
(Сов) (пре) (го)
2. 14 декабря 1911 г. Южный полюс был достигнут:
а) Д. Куком б) Р. Амудсеном В) Р. Скоттом
(о) (ре) (ю)
3.Самый северный мыс Антарктиды:
а) м. Игольный б) м. Стип-Пойнт в) м. Сифре г) м. Денисон
(на) (без) (мен) (ель)
4. Поверхностное холодное течение в Южном полушарии, приблизительно между 40° и 55° ю. ш:
а) Западных Ветров б) Бенгельское в) Перуанское
(ное) (А) (ком)

Дидактическая карточка. 3 группа:
1. Часть света, о которой поэты и писатели говорят «белый материк», «ледяная пустыня»:
а) Африка б) Австралия в) Антарктида г) Южная Америка
(музыке) (танце) (изучение) (юморе)
2. На какой слог нужно правильно поставить ударение в слове «Эребус»:
а) на второй б) на первый в) на третий
(С) (Антарк) (Ю)
3. Южная полярная область, включающая Антарктиду и прилегающие к ней акватории:
а) Антарктика б) Арктика В) Старый Свет
(тиды) (артистов) (Г)
Группы решают тестовые задания, и затем каждая группа поочередно записывает на доске ключевые буквы (или слова) криптограммы. Прочитав их вместе, учащиеся называют слово - тему урока - «Природа Антарктиды. Современное изучение Антарктиды». Далее учитель географии объявляет тему урока (и раздает заработанные жетоны), учащиеся формулируют цель урока.

III. Первичное усвоение нового материала.
А) Включение в работу (0,5 мин.). Вступительное слово учителя:
Антарктида – белая планета,
Царственно-холодная земля.
Всё в снегах на континенте этом –
Горы, ледниковые поля…

Здесь седеют айсберги в тумане,
Навевая страх на корабли,
Исчезают где-то в Океане
Далеко от краешка земли.

Воют ветры, обнажая льдины,
Унося с собой белёсый мрак…
Рядом непоседливых пингвинов
От ветров спасает нунатак.

Год летит за годом в мире этом,
Будет так и дальше, знаю я!
Антарктида – белая планета,
Царственно-холодная земля!
( «Антарктида», Елена Вешникова)

Б) Работа со словарем и тетрадью (1-2 мин.).
Учитель:
-Ребята, вы прослушали стихотворение «Антарктида». Есть ли слова в данном стихотворении, смысл которых не совсем понятен? (учащиеся отвечают, и выявляется, что не все знают значение слова «нунатак»). Предлагаю вам открыть словарь-справочник Соловьева А. И., Карпова В. Г. и на рабочем столе ПК Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия и найти определение слова «нунатак». Затем учащиеся дают определение и записывают его в тетрадь.
Учитель:
-Многие говорят, что Антарктида – это материк изо льда и снега. Так ли это? Об этом нам расскажут участники 1 группы.
В) Сообщение 1 группы «Ледниковый покров Антарктиды (2-4 мин.). Далее учащийся читает отрывок из произведения Е. Мархинина «Цепь Плутона»:

-Мы вулкана сыны,
Кратер гремит, маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Шлаковый конус крут,
Бомба летит, как мяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лаппилей град,
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Пепел в глаза и в рот,
Взрывы, как свет зарниц,
Чёрный, как дёготь, пот
Капает с наших лиц.
Учитель:
- Ребята, латинское слово «террор» в переводе на русский язык означает «страх». Как вы думаете, почему потухший вулкан Террор в Антарктиде имеет такое название? Хотелось ли бы вам совершить восхождение на вулкан? С каким из видов вулканов – действующим, уснувшим или потухшим вы бы ассоциировали себя? Почему?
Постановка проблемных вопросов (письменный опрос).
Учитель:
- А теперь задания группам. Ребята, продолжите фразу:
«Если практически одновременно начнутся извержения вулканов Эребус и Террор в Антарктиде, то…». Группы записывают фразу и ее продолжение в тетради, затем предлагают свои варианты ответов и зарабатывают баллы.

Учитель:
- Зарядка всем полезна, зарядка всем нужна.
От скуки и болезней спасает всех она.

ФИЗМИНУТКА (0,5 мин.)
Учитель:
- Чтобы перейти к следующему пункту нашего путешествия, я предлагаю вам разгадать несколько загадок:
-Вился, вился белый рой,
Пал на землю - стал горой.
(Снег)
- В огне не горит,
В воде не тонет.
(Лёд)
-Снег идет сплошной стеной,
Ветер – мощною волной.
Мне ответ был мамой дан,
Что стихия та - … (буран)
За правильные ответы учащиеся получают жетоны.
Учитель:
-Молодцы! Правильно разгадали загадки. И следующая станция нашего путешествия посвящена климату Антарктиды. Сейчас, используя карту форзаца учебника географии, определите, в каких климатических поясах расположена Антарктида (учащиеся определяют климатические пояса и называют их).
Учитель:
-Вспомните, каковы общие черты климата, характерные для субантарктического и антарктического климатических поясов.
Г) Компьютерная презентация материала «Холодильник Земли» - Антарктида», 2 группа (3-5 мин.). 2-3 человека из группы комментируют показ слайдов (опережающее обучение).
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
-Почему, на ваш взгляд, большинство полярных научных станций расположено в антарктических оазисах?
Учащиеся предлагают свои варианты ответов, учитель обобщает сказанное.
Учитель:
-Мы продолжаем наше изучение холодного континента. Чтобы определить, о чем пойдет речь у нас на уроке далее, предлагаю послушать стихотворение Л. Громовой «Антарктида» (учащийся читает наизусть стихотворение).
- В Антарктиде холодно
И снежно круглый год.
Но не боится стужи
Пингвин – он там живет.

Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы
Да плавают тюлени-
Полярные матросы.
Д) Презентация материала «Органический мир Антарктиды». «Продвинутая лекция» (2-4 мин.)
3 группа представляет презентацию «Органический мир Антарктиды». На бумаге группам заранее раздается план презентации.
План
1. Органический мир.
2. Растительность
3. Цветковые растения в Антарктике?
4. Водоросли.
5. Животные.
6. Китообразные.
7. Тюлени.
8. Белые ржанки.
9. Пингвины.
Членам 1 и 2 групп предлагается по ходу просмотра слайдов по плану презентации сделать пометки в тетради:
V - это уже знал; + - новое; ? - не понял; ! - не согласен; - - думал иначе.
Затем учащиеся объясняют, какие символы они в тетради написали и почему (и получают жетоны).
Учитель:
-Одна из главных опасностей, угрожающих хрупкой природе Антарктиды, исходит от инвазивных видов живых организмов, которые проникают на континент вместе с туристами, сотрудниками станций (Антарктику ежегодно посещает около 6 тыс. туристов). Инвазивные виды - это несвойственные данной среде обитания виды, которые активно в ней процветают, при этом часто выгоняя или истребляя родных организмов, нанося ущерб окружающей среде. Как вы думаете, почему ученые, работающие на материке, вырывают из почвы с корнем инвазивные растения?
Учитель:
-Освоение Антарктиды советскими полярниками началось с поселка Мирный. Учеными обнаружены на материке залежи железной руды, каменного угля, золота, серебра.
Задание:
Текст учебника, с. 194 «Современное изучение Антарктиды». Найти ответ на вопрос: как происходит изучение Антарктиды на современном этапе развития общества?
Ж) Работа с текстом учебника (3 мин).

IV. Обобщение и закрепление изученного материала:
Учитель: Загадка:
-Бумага, ножницы, фломастер
И разноцветная гуашь.
Картинки, маркеры и краски,
Мы создадим сейчас…(коллаж)
А) Создание и презентация мини-проекта (коллажа) на тему «Антарктида». (10-12 мин.). Группам раздаются клей, иллюстрации, маркеры, альбомные листы, и предлагается создать небольшой коллаж о природе Антарктиды (минипроект). Затем - презентации минипроектов от групп. В проекте можно использовать цитаты, написанные на доске.
Задание группе 1. «Карта острова»
Представьте себе, что вы - владельцы антарктического острова. И вы, как владельцы, самостоятельно даёте названия географическим объектам своих антарктических владений, обозначая их на карте.
Положите ладонь с растопыренными пальчиками на листок бумаги и обведите ее. Это - ваш антарктический остров. Вокруг него – заливы и моря. Подрисуйте островки около большого острова.
У каждой карты обязательно есть название и условные знаки. Надписи выполняются синей пастой аккуратными буквами. Ваши географические названия - оригинальные, они не должны встречаться на настоящей карте. Можно использовать для создания мини-проекта иллюстрации, цветные карандаши, маркеры, клей.
Задание группе 2. «Рассказ инопланетянам»
Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне, которые ничего не знают о природе Антарктиды. Подготовьте небольшой проект о природе материка и представьте сообщение. В работе можно использовать стихи, афоризмы о природе и др.
Задание группе 3. «Антарктическое жилье»
В Первую антарктическую экспедицию советскими полярниками на ст. Мирный было построено 18 щитовых домов, которые закреплялись четырьмя тросами. Но уже в первую зиму Мирный был занесен снегом, в дома пришлось проникать через люки на крышах.
Американская станция Бэрд строилась сразу под снегом, на дне траншей ставили дома, и траншеи превращались в тоннели. Предложите свой вариант строительства жилища в Антарктиде. Учащиеся выполняют задания и защищают их.
-Чтоб тема интересней стала, загадок очередь настала.
Б) Мини-викторина «Антарктида» (3-5 мин.).
1. Блиц-опрос «Географический» (каждой команде по 3 вопроса), за правильный ответ – 1 балл:
1) Месяц года, когда в Антарктиде начинается календарное лето (декабрь)
2) Географический объект в Антарктиде, имеющий координаты 90° ю. ш. (Южный полюс)
3) Снега, метель скрипучая, полгода – ночь колючая.
На берегу пингвины рассматривают льдины.
И синий кит у берега… Тот материк - … (Антарктида)
4) Сколько календарных дней в Антарктиде длится лето? (90)
5) Блестит гора посреди двора.
Гора изо льда, а весь двор – вода (айсберг)
6) Четвёртый по размеру океан Земли, окружающий Антарктиду (Южный океан)
7) Выступает надо льдом
Горный гребень или холм
Или горная вершина
В антарктической пустыне.
Пик скалистый просто так
Именуют… (нунатак)
8) Самый южный великан -
Антарктический вулкан
Джеймсом Россом был открыт.
Лава в кратере кипит.
А вокруг и снег, и иней,
Серебристо-бело-синий (Эребус)
9) Антарктиде, там, где лед,
В море крупный зверь живет.
И, поверьте, много лет -
Криль и рыба на обед.
А теперь, дружок, ответь,
Этот зверь морской - … (тюлень)

2. «Убери лишнее» (за правильный ответ – 1 балл):
1) Альбатрос, белый медведь, синий кит, колобантус кито
2) Побережье, метели, ураганы, Южный полюс
3) Сухие долины, снег, пурга, осадки

3. «Найди ошибку» (за каждую найденную ошибку – 1 балл)
Школьникам предлагается найти географические ошибки в стихотворении:
-Теплый август, красота, в Антарктиде лето.
Отдохнуть решили мы на вулкане этом.
Разложили рюкзаки, хворост нарубили
И на Ониксе-реке рыбы наловили.
А на полюсе тепло, и медведи смело
За пингвинами снуют в речку то и дело.
Мы на айсбергах потом с горки прокатились
И букетики цветов рвали – не ленились!
Вот Гольфстрим китов пригнал, нунатаки тают.
Только вот не знаем мы – так ли всё бывает?
( «Антарктические перевертыши», Елена Вешникова)
В) Фронтальный опрос, (1 мин.), учитель:
-Ребята, сегодня мы с вами совершили своего рода путешествие по ледяному континенту. Как вы думаете, существует ли сегодня необходимость объединить усилия всех крупных стран мира для комплексного изучения и освоения природы сурового материка? Почему?
Подведение итогов.
V. Рефлексия, выставление отметок (1 мин.), д/з. § 48 с. 194-195, §49 написать эссе по теме «Антарктида».
Презентация на тему: Антарктида - "Холодильник Земли"
Презентация на тему: Органический мир Антарктиды

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия по географии, 5-8 класс Внеклассное мероприятие по географии, 6-9 класс Конспект урока географии с презентацией, 8 класс Конспект урока географии, 6 класс. Географическая карта

Похожие статьи:

Урок путешествие по географии, 7 класс

Урок географии, 7 класс. Исследование Евразии

Викторина «Географическая карта» с ответами и вопросами, 5 класс

Внеклассное мероприятие по географии, 7 класс

Интеллектуальная игра по географии, 6-7 класс

Участник №39 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 апреля по 31 июля 2015 года
Конспект урока обществознания, 5 класс. Человек – биологическое существо | Конспект урока географии, 9 класс. Европейский Юг – Северный Кавказ
Опубликовано: 3217 дней назад (5 июля 2015)
Просмотров: 6736
+3
Голосов: 3
Комментарии (1)
Алла Алексеевна Кондратьева # 12 июля 2015 в 00:03 0
Методически грамотный урок,Елена Валерьевна! Все продумано и обыграно. Понравились все использованные формы на уроке: «Природа Антарктиды. Современное изучение Антарктиды». Работа с тестами,со словарем, использование загадок, викторин, д/игр, произведений худ. литературы, детских мини-презентаций способствуют формированию системы знаний учащихся об особенностях природы Антарктиды, о современном изучении природы южного материка, расширение географического кругозора учащихся. Молодец! Так держать! У Вас есть чему поучиться! Примите Голос! v