Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока географии, 9 класс. Европейский Юг – Северный Кавказ

Методическая разработка урока географии, 9 класс
Автор: Вешникова Елена Валерьевна, учитель географии, МБОУ «Южно-Александровская СОШ № 5» Иланского района Красноярского края
Класс: 9
Тип урока: комбинированный.
Тема: «Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав района. Природный амфитеатр», (Имя урока: В краю магнолий плещет море).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о составе, особенностях природы Северного Кавказа.
Задачи:
1.Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о составе, об особенностях природы Северного Кавказа.
2. Развивающая: продолжить развитие умений работать с географическим атласом, литературным текстом, на ПК; выработка коммуникативных, речевых компетенций учащихся.
3. Воспитательная: создать условия для осознания природы как одной из основных ценностей, прививать любовь к русскому поэтическому слову.
Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление об особенностях природы Северного Кавказа, уметь находить на карте определённые географические объекты.
Учебно-наглядный комплекс: ПК, мультимедийный проектор, экран, физическая карта России, географические атласы (9 кл.), дидактические карточки, иллюстрации, картина М. Ю. Лермонтова «Эльбрус», картина А. Куинджи «Эльбрус. Лунная ночь», толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
Опережающие задания: учащимся подготовить презентацию в программе Microsoft PowerPoint о природе Северного Кавказа.
На доске - цитаты:
o Творения природы совершеннее творений искусства. (Цицерон)
o Кто не знает, что такое мир, не знает, где он сам... (Марк Аврелий)
o Человек живет природой.
(Карл Маркс)

Этапы урока:
I. Оргмомент. Мотивация.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала.
IV. Обобщение и закрепление нового материала.
V. Д/з.Рефлексия.
На стенде плакат: «Заявка на отметку» (цветные фигурки – «географоны»):
«5» - 10 -12 баллов;
«4» - 8 - 9 баллов;
«3» - 7 баллов.
За ответы в течение урока учащиеся получают цветные карточки - «географоны», каждый цвет – определенное количество баллов.
Ответы оцениваются:
o Выступление: 1 – 5 баллов;
o Ответ на вопрос (или ответ по карточке): 1 – 3 балла;
o Возражение, дополнение: 1-3 балла;
o Вывод: 1-3 балла.
Ход урока
I. Оргмомент. Мотивация. (1 мин).
Учитель:
- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке, желаю вам отличных отметок и хорошего настроения. И чтобы узнать тему урока, вы должны решить тест-криптограмму, в котором «спряталась» тема урока.

II. Актуализация знаний (10-12 мин):
Тест-криптограмма, выполненный в программе Word.
Учитель географии объясняет школьникам, что тест-криптограмма предполагает наличие 3-4-х готовых решений, и ученикам нужно выбрать лишь одно верное решение, благодаря которому они найдут ключевое слово для определения темы урока (работа в группах).

Дидактическая карточка. 1 группа:
1) Какой из субъектов Федерации входит в состав Европейского Севера:
а) Республика Карелия б) Псковская обл в) Красноярский край
(Евро) (пре) (не)
Ключ для проверки: Евро
2) Какой из перечисленных народов относится к числу коренных народов Европейского Севера:
а) украинцы б) тувинцы в) коми г) якуты
(ра) (ро) (пей) (на)
Ключ для проверки: пей
3) Кто является автором строк о Мурманске:
-Лицом на океан – мой город-символ.
И всё ж взглянуть на юг – милей в сто раз:
отсюда начинается Россия…
От Мурманска, от моря, и от нас.
а) Виктор Тимофеев б) А. С. Пушкин в) М. Ю. Лермонтов г) А. Барто
(ский) (ми) (но) (ох)
Ключ для проверки: ский
4) Как называют жителей Архангельска:
а) архангелогородцы б) архангелы в) архангельцы
(Юг) (А) (ком)
Ключ для проверки: Юг
________________________________________________
Дидактическая карточка. 2 группа:
1) Как называют жителей Мурманска:
а) мурманчане б) мурманцы в) муромцы г) мурмане
(Северный) (море) (Южный) (а)
Ключ для проверки: Северный
2) Какая из перечисленных особенностей характерна для Европейского Севера:
а) резкоконтинентальный климат (ой)
б) преобладание степных ландшафтов (то)
в) наличие горячих источников (Урал)
г) распространение ледниковых форм рельефа (Кавказ)
Ключ для проверки: Кавказ
3) Какой город Европейского Севера имеет координаты 69° с. ш. 33°в. д.
а) Мурманск б) Кандалакша в) Петрозаводск
(Состав) (От) (Запад)
Ключ для проверки: Состав
4) Одновременно морским и речным портом является город:
а) Мурманск б) Северодвинск в) Архангельск
(на) без) (района)
Ключ для проверки: района
______________________________________________
Дидактическая карточка. 3 группа:
1) Загадка:
Я - город-рыбак, город-моряк.
Петербурга зимнее окно. Скажи: я кто?
а) Мурманск б) Кандалакша в) Северодвинск
(При) (пре) (го)
Ключ для проверки: При
2) М. В. Ломоносов был родом из:
а) Архангелогородской губернии б) Москвы в) С-Петербурга
(род) (М) (Ба) (Кав)
Ключ для проверки: род
3) Какой современный город был первым морским портом России:
а) С-Петербург б) Архангельск в)Находка г) Североморск
(Лит) (ный) (Ё) (с)
Ключ для проверки: ный
4) Где в России была создана первая приливная электростанция?
а) Кольский п-ов б) город Сочи в) о. Сахалин
(амфитеатр) (домик) (лес)
Ключ для проверки: амфитеатр
__________________________________________________
Группы решают тестовые задания, и затем каждая группа поочередно записывает на доске ключевые буквы (слова) криптограммы. Прочитав их вместе, учащиеся называют тему урока - «Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав района. Природный амфитеатр». Далее учащиеся, исходя из темы, называют цель урока и «зарабатывают «географоны».

III. Первичное усвоение нового материала (12-15 мин):

А) Включение в работу .
1) Вступительное слово учителя:
- Ребята, обратите внимание на картины художников Архипа Куинджи «Эльбрус. Лунная ночь», Михаила Лермонтова «Эльбрус».
Далее читает отрывки из произведений классиков.
-Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утёсов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зелёные сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
(А. С. Пушкин, «Кавказ»)

-Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(М. Ю. Лермонтов, «Кавказ»)
- Ребята, какие эмоции, чувства вызвали у вас это стихотворения и просмотр картин русских художников?
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (получают «географоны»), и учитель, завершая тему кавказских гор в живописи, читает отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого:
- Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

2) Работа со словарем и тетрадью.
Учитель:
-Ребята, сегодня мы говорим о Северном Кавказе. Есть ли слова в теме урока, смысл которых не совсем понятен? Учащиеся отвечают, и выявляется, что не все знают значение слова «амфитеатр».
Учитель:
-Предлагаю вам открыть толковый словарь Ожегова (стр. 24) и найти определение данного термина. Затем вместе с учителем дают определение природного амфитеатра и записывают в тетрадь.
Учитель:
-Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словосочетанием «Северный Кавказ»?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Б) Презентация нового материала.

1) "Европейский Юг: географическое положение", сообщение учащихся (слайд 2-3). Остальные учащиеся класса находят данный район в атласах (стр. 25).
2) «Тектоника».
Работа с атласом (атлас, стр. 16, «Тектоника и минеральные ресурсы» - работа в парах): учитель предлагает учащимся определить, к областям какой складчатости относится территория Северного Кавказа, и какими минеральными ресурсами она располагает. Пары работают с географическими атласами и отвечают на вопрос учителя (и получают «географоны»).

Валеологическая пауза (1 мин.):
Упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости (выполняются сидя)
Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед сделать выдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. Повторить 5 раз.

Упражнение 3. Руки – на пояс. Повернув голову вправо, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз.

Учитель:
- Прежде, чем мы перейдём к следующему «пункту» нашей темы, предлагаю вам разгадать загадки:
• От одного очага весь свет греется.
(Солнце)
• Меня ждут не дождутся.
А как увидят – разбегутся.
(Дождь)
• Он в любое время года
Может предсказать погоду.
Зонтик брать или не брать?
Нужно ль шапку надевать?
Круглый год, зимой и летом,
Слушайте его советы!
(Метеоролог, синоптик)
Учитель:
-Ребята, вы верно разгадали загадки, а теперь ответьте: о чем мы с вами будем говорить на данном этапе урока?
Учащиеся предлагают варианты ответов, и выявляется, что следующий «пункт» урока - климат региона.
3) «Климат» (слайд 4).
Учащимся предлагается после просмотра слайдов задать вопросы выступающим.
Учитель:
- Используя карту атласа (стр. 25), определите, в каком климатическом поясе расположены крупные города региона - Новороссийск, Сочи, Анапа, Геленджик. Учащиеся определяют климатический пояс и называют его (умеренный).
Промежуточная рефлексия (1 мин.).
Учитель:
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами уже изучили географическое положение, тектонику, климат Европейского Юга. Имеются ли у вас какие-либо вопросы по данному материалу, все ли изученное понятно? Имеются ли в работе трудности?

Учитель:
-Я снова хочу предложить вам загадку.
Этот лагерь, что в Крыму -
Здравница для деток.
Здесь и учат их всему,
Лечат без таблеток.
(«АРТЕК»)
Учащиеся разгадывают загадку, и учитель географии объясняет, что следующая «остановка» урока – природа региона.
4) «Особенности природы субтропиков России» - работа с текстом (в парах).

Каждой паре дается отпечатанный в программе Word текст и предлагается прочесть его и по ходу чтения сделать на полях текста (у каждого прочитанного абзаца) пометки простым карандашом:
+ - новое, V - это уже знал; ? - не понял; - - думал иначе; ! – не согласен.
Текст:
Северный Кавказ – это территория России, которая включает в себя Предкавказье, северную часть склона Большого Кавказского хребта, западную часть южного склона до реки Псоу.
На климат Северного Кавказа оказывают влияние воздушные массы, приходящие с Атлантики, а также с Черного и Средиземного морей. Зима – короткая, безморозная. Лето теплое, продолжительное (температура июля: + 23° С… + 26° С). Годовая сумма осадков: 400 - 600 мм. Самый теплый город района – Сочи. Здесь средняя температура января: + 6,1° С.
Сочи протянулся на 140 км вдоль побережья Черного моря (так называемый «Большой Сочи»), город расположен в зоне влажных субтропиков. Экзотическая природа привлекает сюда туристов со всего мира. Проспекты города обрамлены пальмами и магнолиями, платанами и кипарисами – вечнозелеными хвойными деревьями. Пальмы и бананы не дают плодов в российских субтропиках, как на родине. Этими растениями здесь украшают скверы и сады. Около города расположился Сочинский национальный парк, а в западной части главного хребта Большого Кавказа - Кавказский заповедник, в котором произрастают падуб, лавровишня, грецкий орех, самшит, тис. Животный мир богат: серна и кабан, лесной кот и кавказский улар, гриф и беркут. Сочи стал первым городом с субтропическим климатом, где прошли в 2014 г. зимние Олимпийские игры.
Анапа – город в Краснодарском крае, на высоком северо-восточном берегу Анапской бухты Черного моря. Мелководье в районе Анапы хорошо прогревается. Средняя температура воды в купальный сезон, который длится с мая по октябрь, 22°-25°C. Число солнечных дней в городе достигает 280. В Анапе много лагерей отдыха, детских санаториев.
Окрестности Новороссийска - это аналоги средиземноморских полусухих побережий Италии и Греции. Широко известна Новороссийская бора – шквалистый ветер, направленный вниз по склонам. Наблюдается бора преимущественно зимой, перетекая через невысокие хребты, воздух сравнительно слабо нагревается и с большой скоростью как бы «падает» по подветренному склону.
Новороссийск – самый большой порт на юге России. Город располагается в сейсмоопасной зоне. С 1799 по 1981 год в районе, где находится Новороссийск, произошло около 17 ощутимых землетрясений. В окрестностях Новороссийска выращивают виноград и мандарины, абрикосы и чай, гранаты и хурму.
Пятигорск - грязевой курорт всероссийского значения, а также промышленный, культурный и туристский центр России.
В черте города находятся гора Машук. Пятигорск входит в список исторических городов России. В городе существует множество достопримечательностей. В 1841 г. последние 2 месяца своей жизни прожил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. С 7 июня 1973 г. в Пятигорске открыт Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова
Затем в течение 1 минуты каждая пара выявляет, что в прочитанном тексте они узнали нового, какую информацию они уже знали, какая часть материала не понята, и выступают перед одноклассниками. Если какое-либо слово не понято всеми, учащиеся работают со словарем-справочником.

IV. Обобщение и закрепление нового материала (15 мин):
А) Фронтальный опрос:
Учитель зачитывает школьникам материал:
Крымская легенда
- Это случилось много веков назад. Люди, живущие в этом месте, поклонялись могущественному Аллаху. Однажды они прогневили его. Три дня и три ночи клубились черные тучи, гремел гром, бушевало море. Но не испугались люди…Еще пуще разгневался Аллах, полетел на север, снял крепкие цепи с медведя и велел ему плыть в Южную страну, чтобы наказать непокорных. Приблизился медведь к берегу… И такие великие волны поднялись при выходе медведя из воды, что несколько деревень было совсем смыто. Вышел громадный, тяжелый и страшный медведь и двинулся вдоль берега. Своею грозною тяжестью все разрушал на своем пути. Страшные лапы его разваливали все, что под них попадало. Острые могучие когти врывали землю огромными бороздам, оставляя ряды глубоких оврагов и ущелий. Под тяжестью медвежьего тела поползла земля со склонов гор… и камень не устоял перед небывалым грузом, рушились с грохотом скалы и целые горы, рассыпая далеко вокруг груды осколков…. Отодвинулись высокие горы от берега, образовались глубокие долины и широкие котловины там, где прежде стояли высокие холмы и пологие скаты… Так добрался медведь до того места, где раскинулась цветущая долина. И дрогнуло свирепое сердце медведя. Не станет он больше разрушать этот чудесный край. Он сам останется здесь жить…
Прошло много веков. Вблизи новой горы появились деревни. Только все они держались поодаль, словно боялись окаменевшего медведя: а вдруг тот проснется и снова поползёт по берегу, сокрушая всё на своем пути?
Учитель:
- О каком природном явлении, на ваш взгляд, рассказано в легенде? Учащиеся предлагают свои версии и приходят к выводу, что данное природное явление – землетрясение в горах Большого Кавказа.
Учитель:
- Чем опасны, на ваш взгляд, данные явления природы? Бывают ли в субтропиках России подобные природные явления в настоящее время?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя
Б) Работа с атласом.
Используя атлас, определить и записать в тетрадь географический объект, имеющий следующие координаты:
• 45°с. ш. 43° в. д - … (г. Эльбрус)
• 41°с. ш. 48° в. д. - …(г. Базардюзю)
Учащиеся, работая в парах, выполняют задание.
Учитель:
-Ребята, а теперь давайте вернемся к началу нашего урока. Как вы думаете, почему именно такое имя мы дали своему уроку? Почему Европейский Юг – это своего рода природный амфитеатр?
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, зарабатывают баллы.
V. Домашнее задание (1мин):
Учитель:
-Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями. Наш урок заканчивается. Д/з: написать мини-сочинение на тему: «Зона субтропиков: что в ее природе меня привлекает (отталкивает)?», в работе можно использовать цитаты, написанные на доске; определить географические координаты городов Сочи, Анапа.
Рефлексия (1 мин):
Обсуждение с учащимися не только того, «что они узнали нового» на уроке, но и того, что на уроке понравилось (или нет), что учащимся хотелось бы выполнить еще раз, а что - сделать по-другому. Отметки за урок.
Учитель читает стихотворение Ю. Ефремова:
-Нам под ответственность дана
И вся Земля, и вся страна, -
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семёновых - Тян-Шанских,
Вернадских, Борзовых, Баранских,
Страна Воейковых, Шакальских,
Козловых, Бергов, Пржевальских,
Страна, в которой жить, друзья,
Плохим географам - нельзя!

Литература
1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1999;
2. Соловьев А. И., Карпов Г. В. Словарь-справочник по физической географии. - М.: «Просвещение», 1983;
3. Шкарбан Н. В. Преподавание географии в малокомплектной средней школе. М.: «Просвещение», 1991.
Презентация на тему: Европейский Юг – Северный Кавказ

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия по географии, 5-8 класс Внеклассное мероприятие по географии, 6-9 класс Конспект урока географии с презентацией, 8 класс Конспект урока географии, 6 класс. Географическая карта

Похожие статьи:

Урок путешествие по географии, 7 класс

Урок географии, 7 класс. Исследование Евразии

Викторина «Географическая карта» с ответами и вопросами, 5 класс

Тест по географии 9 класс «Машиностроение» с ответами 2 варианта

Конспект урока географии с презентацией, 7 класс | Внеклассное мероприятие с презентацией в 8 классе. Творчество Сурикова
Опубликовано: 3401 день назад (12 июля 2015)
Просмотров: 13638
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Алла Алексеевна Кондратьева # 13 июля 2015 в 23:35 0
Л.Н.Толстой писал:"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель."
По-моему это по Вас,Елена Валерьевна! Что может быть лучше,чем горячее желание рассказывать детям о просторах нашей необъятной Родины с таким подходом к уроку,как у Вас!
Цель по формированию целостных представлений учащихся о составе, особенностях природы Северного Кавказа,конечно же,достигнута. Вы в совершенстве владеее здоровьесберегающими технологиями! Понравилась Ваша валеологическая минутка! Ваш материал полезен классным руководителям для проведения классных часов. Спасибо за опыт!Творческих Вам успехов!Примите мой голос!
Елена Валерьевна Вешникова # 14 июля 2015 в 05:28 0
Огромное СПАСИБО, Алла Алексеевна, за добрые слова.