Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок путешествие по географии, 7 класс

Конспект урока географии для 7 класса на тему «Мировой океан» (урок-кругосветное путешествие)

Рекомендации. На предварительном этапе учитель сообщает: «На одном из следующих уроков нам предстоит совершить кругосветное путешествие вместе с одним из выдающихся яхтсменов - Френсисом Чичестером. Одиночный кругосветный рейс он совершил за рекордно короткое время, когда ему было 65 лет!

Мне нужно выбрать несколько учеников, которые помогут провести урок и сыграют следующие роли: Френсиса Чичестера, корреспондента английской газеты «Санди тайме» и специалиста-географа. Задача «Фрэнсиса Чичестера» - рассказать о своем путешествии. «Корреспондент» будет вести урок, комментировать отдельные его моменты, он должен ярко описать несколько эпизодов кругосветного рейса. «Географ», используя настенную карту полушарий, покажет маршрут путешествия, места стоянок, важнейшие географические объекты, расскажет о наиболее интересных из них. Остальные ученики обязательно должны принести на урок контурные карты».

Исполнителям главных ролей (это могут быть ученики старших классов) учитель дает список литературы, а при необходимости и сами книги, которые можно использовать при подготовке к уроку, помогает отобрать материал, консультирует в случае возникновения вопросов.

Литература, которую можно порекомендовать ученикам для использования при подготовке к уроку: Колс К. А. Под парусом в шторм: [пер. с англ.]. Л., 1985; Урбанчик А. В одиночку через океан: [пер. с польск.]. М., 1974.

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о Мировом океане как наибольшей части гидросферы.

Задачи: дать представление о составных частях Мирового океана; продолжить формирование умений и навыков работы с картами атласа и контурной картой; развивать внимание, умения самостоятельно решать учебные задачи и создавать образ территории; воспитывать способность к сопереживанию и эстетическому восприятию окружающей среды; пробуждать познавательный интерес к географии; воспитывать уважительное отношение к мореплавателям и путешественникам.

Тип урока: закрепление знаний и усовершенствование умений и навыков (урок-кругосветное путешествие).

Методы (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский, ролевая игра, практический.

Оборудование: учебник географии, атлас, глобус Земли, карта полушарий, настенная физическая карта полушарий, контурные карты, иллюстрации с изображением яхт и морских пейзажей разных районов Земли (в первую очередь районов, где проходило кругосветное путешествие Ф. Чичестера).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Учитель. Землю правильней было бы назвать планетой Океан, именно Мировой океан занимает большую часть земной поверхности. Долгое время люди очень мало знали об Океане, кроме того, они боялись плавать вдалеке от берега. С Океаном было связано немало поверий, вызывавших трепет в людских душах. Так, вплоть до начала эпохи Великих географических открытий моряки не отваживались пересечь экватор. Каждый раз, когда корабли приближались к этому месту, команда требовала повернуть назад: ведь в районе экватора вода кипела, о чем писали древнегреческие географы, и именно в этом месте белые люди становились чернокожими. На арабской карте вблизи от экватора (западное побережье Африки) была изображена рука дьявола, поднимающаяся из воды. Как тут отважиться пересечь эту роковую линию? Сколько же надо было мужества и упорства, чтобы преодолеть страх!

А сколько надо иметь сил и отваги, чтобы переплыть Океан в одиночку, да еще в рекордные сроки, да еще в шестьдесят пять лет? Вот сегодня у нас состоится знакомство с Океаном, и проведем мы его в форме путешествия с выдающимся мореплавателем, который совершил это рекордное по срокам одиночное кругосветное путешествие.

Ваша задача - внимательно слушать и наносить на контурную карту Мирового океана маршрут кругосветного путешествия, а также океаны, моря заливы и проливы, по которым пройдет путь, места стоянок, другие географические объекты рядом с которыми проплывал Фрэнсис Чичестер.

2. Заочное кругосветное путешествие.

Продолжает урок «корреспондент», он представляется сам, а также представляет «Фрэнсиса Чичестера» и «специалиста-географа». Затем «корреспондент» произносит вступительное слово.

«Корреспондент». Одиночный кругосветный рейс Фрэнсиса Чичестера признается самым выдающимся достижением в подобных плаваниях. Многое способствовало утверждению такого мнения. Невзирая на свой преклонный возраст - шестьдесят пять лет, - знаменитый мореплаватель-одиночка решил в одном рейсе бросить вызов мысу Горн, нагонявшему страх даже на моряков крупных парусных кораблей, побить рекорд Вито Дюма, обогнувшего земной шар за двести семьдесят два дня, и установить рекорд по длительности безостановочных переходов, сведя число остановок до... одной.

«Географ». Справиться с поставленными задачами Чичестер, безусловно, мог, только избрав тяжелый и опасный путь, — трассу вдоль «ревущих сороковых» широт. Этот путь повторял маршрут знаменитых английских клиперов XIX века, ходивших в Австралию по просторам Атлантического океана мимо Гвинейского залива, огибая мыс Доброй Надежды и проплывая по Индийскому океану. Они достигали юго-восточного побережья Австралии, а затем направлялись обратно к Британским островам вокруг мыса Горн, через пролив Дрейка с колониальными товарами (показывает географические объекты и маршрут на карте полушарий). В этих широтах часты штормы и ураганные ветры. Но при благоприятном стечении обстоятельств именно ветры сороковых широт, дующие в западном направлении, и течение Западных Ветров (показывает на карте течение) помогают развить максимальную скорость на значительной части маршрута и решить поставленные задачи.

«Фрэнсис Чичестер». Для этого кругосветного путешествия я использовал яхту «Джипси-Мот IV». В нее было погружено 300 килограммов продовольствия, в том числе обязательный в моих рейсах чеснок. 27 августа 1966 г. все было готово, и «Джипси-Мот IV» вышла из Плимута.

Не буду скрывать, у меня было много поводов для опасений. Не говоря об исключительно трудной и опасной трассе и необходимости форсированного использования парусов для получения больших скоростей, первоочередной заботой была сама яхта. Судно было плохо уравновешено. При сильных порывах ветра удерживать яхту на курсе было трудно.

За первые сутки я прошел свыше 180 миль, то был прекрасный результат. Где-то на западе остался Гибралтарский пролив и Средиземное море. 5 сентября недалеко от о. Мадейры («географ» показывает путь яхты и остров на карте, ученики помечают их на своих контурных картах) на «Джипси-Мот IV» внезапно налетел шквал, но это была, пожалуй, единственная неприятность на данном отрезке пути. На двадцать второй день одиночества, когда «Джипси-Мот IV», увлекаемая ветром и Канарским течением, проходила мимо островов Зеленого Мыса (действия «географа» и учащихся), я отметил свое 65-летие.

«Корреспондент». 22 сентября яхта пересекает экватор (действия «географа» и учащихся), оставив за собой 3500 миль и Гвинейский залив, который оказался западнее маршрута. Принимая во внимание, что начальную часть пути (до 40° северной широты) яхта вынуждена была пройти при переменных ветрах и на протяжении около 500 миль трасса пролегала в северной части экваториальной штилевой полосы, это был очень хороший результат. В начале октября «Джипси-Мот IV» поворачивает на восток, к району постоянных западных ветров, к знаменитым «ревущим сороковым» широтам. Тем временем на одинокого моряка сваливаются все новые заботы: истощились запасы воды, возникли проблемы с аккумуляторами, при сильном ветре плохо действует «автопилот». Все это требовало постоянной работы, иногда превышающей физические возможности уже немолодого моряка. На пятьдесят восьмой день рейса Чичестер сообщает по радио, что он огибает мыс Доброй Надежды (действия «географа» и учащихся).

«Фрэнсис Чичестер». Следующая часть пути оказалась трудной. Высокие волны швыряют и бьют яхту, подводят западные ветры, на которые я так рассчитывал. Индийский океан выглядит чрезвычайно грозным. Здешние штормы свирепы, коварны и зловещи.

И все же «Джипси-Мот IV», часто отклоняясь от проложенного курса и опасно кренясь на волне, упорно шла на восток, к далекой еще Австралии.

«Корреспондент». «Рейс столетия», как назвала его пресса, продолжался, и, казалось, ничто не могло помешать Чичестеру достичь Сиднея за сто дней. Беда пришла неожиданно. 15 ноября во время внезапного шторма вышло из строя автоматическое рулевое управление, Чичестер не смог сам его исправить. Исчезла надежда достичь цели в запланированное время. Чичестер, считавшийся моряком исключительно настойчивым и неутомимым, колеблется и раздумывает: не сократить ли трассу и не зайти ли в один из портов западного побережья Австралии? Но сила воли побеждает. Уже на следующий день «Джипси-Мот IV» идет дальше на восток. Соединив шкотами парус с румпелем, Чичестер смастерил импровизированный «автопилот».

«Географ» (рассказывает и показывает на карте). 4 декабря «Джипси-Мот IV», преодолев Большой Австралийский залив, прошла между островом Кинг и мысом Отуэй. Днем позже, 5 декабря, минули сотые сутки плавания. Яхта Чичестера находилась в Бассовом проливе (он отделяет материк Австралия от о. Тасмания). До Сиднея оставалось около 400 миль.

11 декабря Чичестер входит в порт Сидней, где ему оказывают не только горячий прием, но и всестороннюю помощь.

Снова в океан мореплаватель вышел 29 января 1967 г. Второй этап путешествия начался роковым образом. За первые четыре штормовых дня «Джипси-Мот IV» не прошла и 200 миль, не говоря уж о том, что значительно отклонилась от запланированной трассы. Всегда грозное Тасманово море и на этот раз показало свою силу. Прошло две недели, прежде чем «Джипси- Мот IV» обогнула Северный остров Новой Зеландии и вышла в безбрежный Тихий океан (действия «географа» и учащихся).

Проходит еще несколько заполненных трудом дней. Испытывая сложности с определением своего местоположения из-за облачности, мореплаватель с большим риском приближается к грозным островам Огненной Земли.

20 марта, около 11 часов, находясь в проливе Дрейка, Чичестер увидел мыс Горн: момент, о котором он мечтал, наступил!

Вскоре «Джипси-Мот IV» выходит на просторы Южной Атлантики, направляясь на северо-восток, через сороковые широты («географ» показывает маршрут на карте).

«Фрэнсис Чичестер». В Атлантике нередко выпадают тяжелые дни с сильными или встречными ветрами. Иногда «Джипси-Мот IV» за сутки продвигается всего лишь на несколько миль, а временами даже пятится назад, что очень нервирует меня. Продрогший, промокший и злой, я все-таки решил не «сражаться с океаном», а переждать, не желая тратить драгоценное время на заведомо напрасную работу.

«Корреспондент». 11 апреля 1967 г. кольцо кругосветного плавания замкнулось. «Джипси-Мот IV» оказалась там, где была 3 октября 1966 г. После выхода из Сиднея Чичестер преодолел свыше 9000 миль, до Плимута осталось несколько более 5000.

«Географ» (рассказывает и показывает на карте). Двигаясь на север, яхта вторично пересекла экватор. Постепенно ветер усилился, и «Джипси-Мот IV» покидает трудную зону штилей и переменных ветров. Снова началось плавание в полосе постоянных пассатов. 18 мая справа по борту остаются Азорские острова, а через десять дней, в девять вечера, яхта Чичестера пересекает линию финиша и заканчивает свой великолепный рейс.

«Корреспондент». Во время второго этапа кругосветного путешествия «Джипси-Мот IV» прошла 15 517 миль за сто девятнадцать дней. За все время кругосветного плавания, занявшего девять месяцев и один день (из них двести двадцать шесть ходовых суток), Чичестер преодолел 29 630 миль и установил несколько рекордов. Важнейшими из них являются: кратчайшее время кругосветного плавания (двести двадцать шесть дней), самый длинный безостановочный пробег (15 517 миль), наименьшее количество промежуточных портов (один), ряд рекордов скорости.

3. Подведение итогов.

Учитель благодарит главных героев: «Френсиса Чичестера», «корреспондента» английской газеты «Санди тайме» и «специалиста-географа». Просит одного из учеников еще раз показать маршрут кругосветного путешествия и назвать географические объекты, которые он нанес на контурную карту. Если настенная карга имеет глянцевое покрытие или сверху обтянута целлофановой пленкой, то маршрут и объекты наносятся непосредственно на карту маркером черного цвета. Затем учащиеся обмениваются контурными картами и проводят взаимную проверку их заполнения. Учитель предварительно знакомит школьников с критериями, по которым оценивается работа.

Похожие статьи:

Тест по географии 7 класс «Антарктида» с ответами, 1 вариант

Викторина по географии с ответами, 7 класс

Урок географии, 7 класс. Исследование Евразии

Интеллектуальная игра по географии, 6-7 класс

Внеклассное мероприятие по географии, 7 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!