Экологические игры во внеурочной деятельности в начальной школе
Игровые формы экологического воспитания во внеклассной работе
Правильно организованная внеклассная работа играет важную роль в реализации задач экологического воспитания младших школьников.В начальной школе в силу возрастных особенностей детей большим успехом пользуются внеклассные мероприятия экологической тематики, имеющие игровой характер.
Экологические игры подводят учеников к осознанию своего места и роли в окружающей среде, ставят ребенка в положение исследователя, открывателя существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию экологических проблем.
Решение многих игровых заданий требует знаний и информации, выходящих за рамки обычных уроков, а значит, требуется работа с дополнительной литературой. Игровая форма делает выполнение задания увлекательным, повышает интерес к такой работе и способствует формированию устойчивых навыков самостоятельного получения знаний.
Наиболее популярные виды экологических игр — криптограммы, ребусы, кроссворды и головоломки. Их можно использовать при проведении любых внеклассных мероприятий, а также на уроках и в качестве домашних заданий.
Вопросы для таких игр придумать несложно. В качестве примера приведем головоломку, имеющую не только экологическое содержание, но и нравственную направленность.
• Головоломка «Ловкость глаз и ...»
Здесь зашифрован природоохранительный лозунг, адресованный человеку. Чтобы его прочесть, надо сделать следующее:
Из этих строчек семь зверей
Изгнать ты должен поскорей,
И зашифрованную весть
Сумеешь сразу ты прочесть!
ЗАКПОРМНОИТЧЕЖЛОИВЕРКНАЕЦФАРКЬПАРИБРОАДЫ НАЕЛЕЧОАССТЬЬБЕКРЕОГИНСВЬОЕЮЖЗЕКМОЛЮТ.
Ответ: «Запомни! Человек не царь природы, а ее часть. Береги свою землю!»
Спрятанные животные: крот, жираф, кабан, лось, конь, еж, кот.
• Внеклассному мероприятию можно придать острый соревновательный характер, включив в его программу викторины.
Примерные вопросы викторины, посвященной экологическим проблемам, могут звучать так:
1) Почему после вырубки деревьев по берегам река становится беззащитной и начинает мелеть?
2) Подумайте, что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
3) Прошел дождь. Потоки воды быстро бегут и размывают почву. А в лесу на своем пути потоки встречают препятствия в виде деревьев, кустарников, трав. О каком значении леса здесь говорится?
4) Какой вред атмосфере приносит сжигание бытового мусора?
• Дух состязания присущ и конкурсам.
Например, конкурс «Реши экологическую проблему» позволяет развивать умение учащихся рассуждать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения.
Ситуация 1.
Летом в водоемах области нередко наблюдается избыточное размножение одноклеточных водорослей. Какие условия могут вызывать этот процесс? Каковы могут быть его последствия для водоема?
Ситуация 2.
В начале мая наблюдается массовый выезд отдыхающих в урочище Сосновка близ города N. Назад «любители природы» возвращаются с охапками подснежников и ландышей, которые выбрасывают, не донося до дома, так как они быстро вянут.
К каким последствиям это может привести в ближайшем будущем? Предложите меры по охране первоцветов.
Вряд ли среди детей найдется много желающих «экообразовываться». А вот слушать сказки, легенды, отгадывать загадки любят все.
• Загадки интересны детям разных возрастов. Они могут быть как определенной тематики, так и носить комплексный характер.
Приведем несколько загадок, посвященных лекарственным растениям.
1. Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашки.)
2. Ноготок короток, а сквозь землю прошел - шапку золотую нашел. (Календула.)
3. Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитайте, долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать...
Так легко со счета сбиться! (Тысячелистник.)
4. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина.)
В некоторые игры можно играть непосредственно на природе. При школе можно создать «экологическую тропу», с помощью которой можно проводить не только экскурсии, беседы, экодесанты, но и всевозможные экологические игры. Например, игра «Экологическая дорожка».
Правила игры следующие: учащиеся делятся на команды по пять-шесть человек, каждая из которых идет по круговому маршруту. Ребята внимательно ищут на кустах и деревьях кружочки, в которых написаны задания и вопросы. Ответы они пишут на листочках и сдают учителю. Победителями будет считаться команда, которая быстрее и правильнее выполнит все задания и ответит на вопросы.
Задания могут быть следующего типа:
1) Это самая обычная птица нашего леса, песенка которой заканчивается веселым «росчерком». (Зяблик.)
2) Во время цветения этого кустарника в мае обязательно наступает временное похолодание. (Черемуха.)
3) Зарисуйте лист этого кустарника и подпишите его название. Как он используется человеком? (Акация, используется в медицине как лекарственное растение.)
4) Об этом дереве говорят, что оно «горит без керосина». Как в связи с этим его использует человек? (Осина, ее древесина используется человеком для изготовления спичек.)
Есть игровые формы, не требующие значительной подготовки и времени. Например, использование слов-анаграмм, которые позволяют быстро выявить победителей. Так, при проведении КВНа, посвященного ежегодному празднику «День птиц», учащимся одной из команд были предложены следующие анаграммы:
РФОДА (дрофа),
ЯЛЗБИК (зяблик),
ЛОВСОЕЙ (соловей),
ЯСУТОЗРГКА (трясогузка).
Одним из самых эффективных путей формирования экологического сознания является детский экологический театр. Это соединение экологического образования с творчеством, экологическое воспитание по обе стороны рампы - и для самих юных актеров, и для «почтеннейшей» публики.
Информация об актуальных экологических проблемах, поданная в театрализованной форме, не только запоминается, но и становится живой, насущной. Одушевленные цифры, факты, термины легко и непринужденно проникают в умы и души зрителей. Именно экологический театр дает прекрасную возможность объединения всех направлений экологического образования.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая кругосветка в начальной школе. Сценарий Рассказы для учащихся начальной школы. Берегите природу Экологический семейный проект в начальной школе с презентацией Экологический проект с презентацией, 1 класс. Красная книга Тверской областиПохожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий
Экологические игры для младших школьников
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1621 день назад (15 июня 2020)
Просмотров: 3939
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Учителю начальной школы
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!