Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Урок литературы. Некрасов «Русские женщины», 7 класс. Конспект урока

Конспект урока литературы для 7 класса. Тема: Образы и их исторические прототипы в произведении Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Цели урока: отработать навыки исследовательской деятельности в ходе изучения литературы исторического характера; отработать умения и навыки выразительного чтения наизусть, работы с текстом (быстрое нахождение необходимых цитат), инсценировать отрывки из произведения, развивать навыки монологической речи; обратить внимание на понятия «верность» и «долг» в жизни человека.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Ребята, мы говорили с вами об эпохе Петра I, Ивана Грозного, об Отечественной войне 1812 г., о победе русского народа над армией Наполеона. И сегодня мы сделаем остановку на исторической станции 1825 г. под названием «Декабрьское восстание». Работать мы будем следующим образом:
1) восстановим историческую картину событий 14 декабря 1825 г., выявим причины поражения восстания (ИОЗ-1);
2) проследим путь декабристов и их жен в Сибирь (ИОЗ-2);
3) познакомимся с историей создания Н.А. Некрасовым поэмы «Русские женщины» (ИОЗ-З);
4) кульминацией нашего урока станет театральная инсценировка отрывка из поэмы «Княгиня Трубецкая» цикла Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Обращаю ваше внимание на то, что в течение всего урока каждый должен вести конспект, помечая себе факты, имена. А в конце урока мы построим схему-опору по изученному материалу. Обязательно организуйте итоговые вопросы.
Ученик 1. Тема нашего урока — «Образы и их исторические прототипы в произведении Н.А. Некрасова “Русские женщины”». Вопрос, на который мы должны ответить, — «Что значит верность и долг в жизни человека?». Для этого нам необходимо будет провести параллель ценностей того времени и сегодняшних дней.
Начать нашу беседу о событиях 14 декабря 1825 г. я хотел бы строками из послания А.С. Пушкина декабристам «В Сибирь»:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Ученик 2. 1825 г. — знаменателен в истории России. Именно тогда наша страна впервые увидела и познала революционное движение, которое осталось в народной памяти как восстание декабристов. После подавления восстания некоторые декабристы были казнены (К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский), другие сосланы в Сибирь. По выражению А.И. Гессена они «начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и в ссылку, свое тридцатилетнее «гражданство всех возможных тюрем и изгнаний».
— Ответьте на вопросы.
1. Почему восставших назвали декабристами? (Восстание произошло 14 декабря 1825 г., отсюда и название — декабристы.)
2. В исторических справках говорится о восстании, которое датируется 25 декабря 1825 г. Это другое восстание? (Ответ. Нет, во время Октябрьской революции Россия, а вместе с ней и будущий Советский Союз перешли на новый стиль, который шел «вперед» на 13 дней. Вот и получилось, что 14 декабря — по старому стилю, а 25 декабря — по новому.)
3. Как были казнены К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский? (Изначально их должны были четвертовать, но позже приговор был заменен на казнь через повешение.)
Ученик 3. Николай I так боялся декабристов, что на каторгу отправляли по четыре человека, сопровождали их фельдъегери и жандармы. Никто из ссыльных не ждал пощады от царя. Нерчинские рудники, Читинский каторжный острог, тюрьма Петропавловского завода — вот, что ожидало декабристов в качестве «царской милости». Самые известные места ссылки и поселения — Шушенское, Нарым, Туруханск, Мертвый Куртук, Якутск, Березов, Братский острог, Верхнеколымск, Витим Пелым... Также декабристы поселились и в Чите, Кодинске, Тобольске, Ялуторовске и других городах (по мере рассказа ученика названные места показываются на карте, отмечается путь декабристов).
— Ответьте на вопросы.
1. Сколько человек было сослано на каторгу? (По данным архивов в Сибирь было сослано около 120 человек.)
2. Чем занимались декабристы в ссылке? (Они вели общественную работу, развивали отрасли народного хозяйства.)
3. Что такое «острог»? (Устаревшее название тюрьмы.)
Ученик 2. Николай I боялся не столько декабристов, сколько их «крамольных» стихотворений. После подавления восстания царю были поданы сведения о том, какое влияние на декабристское движение оказали произведения А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, Н.М. Языкова, которые были найдены во время обыска. Последовал незамедлительный приказ: «Из дел вынуть и сжечь все возмутительные стихи». К несчастью для русской литературы приказ был выполнен.
— Ответьте на вопросы.
1. Почему царь так боялся вольнодумных стихотворений, ведь их можно было просто запретить? (Ответ. Стихотворения ритмичны, мелодичны, они легко запоминаются и распространяются. Их могли списать и запомнить даже писцы, не говоря уже об остальных людях.)
2. Приведите примеры «крамольных» стихотворений.
(Ответ. Например, строки А.И. Одоевского:
Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы!
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы!)
3. Чьи стихи были навсегда утрачены? (Тонного ответа нет, предположительно стихи А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.)
4. Есть ли сведения о «невыполнении» царского указа? (Ответ. Да, всем известное стихотворение А. С. Пушкина «Кинжал» не было сожжено. Оно было записано на следствии по памяти декабристом Громнитским, Бестужев-Рюмин также цитировал текст «Кинжала». Так уж получилось, что стихотворение «расположилось» на двух смежных листах допроса, которые содержали важные сведения.)
Ученик 3. В восстании, организованном 14 декабря, протестовало ничтожное меньшинство аристократии. Подвиг декабристов по праву считается величайшим в истории Российской империи. И хотя восстание потерпело неудачу, оно имело огромное значение для последующих поколений русских революционеров.
Главной причиной поражения историки называют нерешительность и безынициативность руководителей восстания. Декабристы просто «простояли» революцию. Помимо этого, по мнению исследователей (например, М.Н. Покровского), обычный декабрист был не готов к военному перевороту. «Та часть дворянства, которая твердой ногой стояла во дворце и могла сделать переворот, не хотела той свободы, о которой мечтали декабристы. А к тем, кто мог им помочь, они не смели обратиться. В этом роковом кругу и задохнулся заговор, недостаточно аристократический для дворцового переворота и слишком дворянский для народной революции».
Еще одной причиной неудачи считают непривлечение на свою сторону широких народных масс. Таким образом, декабристы пытались осуществить дворцовый переворот, но потерпели неудачу из-за непродуманное™ и неорганизованности.
— Ответьте на вопросы.
1. Почему считают, что декабристы «простояли» восстание? (Ответ. Руководителем восстания был избран князь Трубецкой. Но он изменил своим товарищам и в заранее оговоренный момент не вышел на Сенатскую площадь. Пока восставшие выбирали нового лидера, время было потеряно.)
2. Почему восстание было назначено на 25 декабря 1825 г.? (Ответ. Первоначально оно планировалось на 1826 г. Однако в ноябре 1825 г. умирает Александр I. Поскольку у него не было детей, то право наследования переходило к его брату Константину, но он отрекся от престола. Поэтому императором должен был стать Николай, которого не любили в армии за его грубость и жестокость. Вследствие этого декабристы и решили выйти на Сенатскую площадь в день присяги новому царю.)
3. В чем причина отречения Константина? {Ответ. Константин был женат на простой дворянке, а не на особе королевской крови. По правилам престолонаследования он не мог передать титул своим детям.)
Ученик 3. В памяти народа остался не только подвиг декабристов, вышедших на Сенатскую площадь. Подвиг совершили и жены некоторых из них. Эти бесстрашные женщины отказались от спокойной и благополучной жизни и подали прошение выехать вслед за мужьями в Сибирь. Первой добилась разрешения на отъезд дочь графа Лаваля княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. В ноябре 1826 г. княгиня Трубецкая приехала в Благодатный рудник. Поселили ее при каторжной тюрьме.
Вслед за Трубецкой из дома на набережной Мойки в Петербурге выехала к мужу дочь генерала Н.Н. Раевского Мария Николаевна Волконская. Спустя день отправилась в Сибирь Александра Григорьевна Муравьева, дочь графа Чернышева. И вот, одна за другой, по бесконечному сибирскому тракту в сибирскую тайгу отправляются Е.П. Нарышкина, Н.Д Фонвизина, А.И. Давыдова, А.В. Ентальцева, М.К. Юшневская, П.Е. Анненкова и А.В. Розен.
— Ответьте на вопросы.
1. Сколько всего женщин отправилось в Сибирь? (Их было 11.)
2. Есть ли связь между отъездом княгини Трубецкой и тем, что цикл Н.А. Некрасова «Русские женщины» открывается частью «Княгиня Трубецкая»? (Да, поскольку она первая отправилась вслед за мужем.)
3. Почему только 11 женщин решили пожертвовать всем ради своих мужей? (Многие женщины хотели разделить участь своих мужей, но больше никому не дозволено было ехать.)
Ученик 4. Имена декабристов и их жен были окутаны легендами. Не было уже в живых ни Е.И. Трубецкой, ни М.Н. Волконской, когда произошла встреча поэта-демократа Н.А. Некрасова и М.С. Волконского, сына М.Н. Волконской. Некрасов знал, что Мария Волконская делала мемуарные записи, которые хранились у ее сына. Поэт попросил их прочитать, т. к. они давали возможность создать правдивый образ этой женщины. М.С. Волконский сначала хотел отказать Некрасову, но позже дал согласие, с условием, что Некрасов предварительно даст прочитать ему поэму. К этому времени уже была написана поэма «Дедушка» (лето 1870 г.), «Княгиня Трубецкая» (конец лета 1871 г.). Поэт, вдохновленный громадным успехом этого произведения, начинает работать над следующей поэмой «Княгиня М.Н. Волконская». Так были созданы и появились перед читателями «Русские женщины» Н.А. Некрасова.
— Ответьте на вопросы.
1. Были ли изданы мемуары М.Н. Волконской? (Ответ. Известно, что материалы о проводах Волконской в Сибирь впервые были опубликованы в журнале «Русская старина» в 1875 г. Самое интересное, что заканчивались они строками из поэмы Н.А. Некрасова:
Простите, родные!
Мне сердце давно
Мое подсказало решенье.
И верю я твердо: от бога оно!
А в вас говорит - сожаленье.
Да, ежели выбор решить я должна
Меж мужем и сыном - не боле,
Иду я туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе!)
2. Какие поэмы входят в цикл Н.А. Некрасова «Русские женщины»? («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».)
3. Можно ли отнести цикл Некрасова «Русские женщины» к документальным произведениям? (Ответ. Цикл основан на подлинных исторических фактах. В основе поэм лежит подвиг женщин, которые решили разделить участь своих мужей. С другой стороны поэту пришлось смягчить некоторые факты, поскольку в России в то время существовала цензура. Таким образом, соотношение документального содержания и художественного вымысла в поэмах примерно одинаково.)
4. Назовите критиков, литературоведов, рассматривающих соотношение художественного и документального в поэме «Русские женщины». (Ответ. Например, В.М. Гаршин высмеивал начало поэмы, которое, с его точки зрения, снижало ее художественную ценность. С ним был не согласен Л.Г. Дейч, который говорил, что в любом произведении можно найти некоторые шероховатости. В.Н. Фигнер рассматривала поэму с точки зрения ее исторической значимости и документальности.)
Ученик 1. А теперь давайте составим схему-опору. Я предлагаю вам восстановить все события, начиная с конца.
(Схему можно составить как совместно с учителем, так и самостоятельно, с помощью вопросов к докладчикам; схему также можно сделать по ходу урока.)
III. Итоги урока
А итогом нашего урока будет фрагмент театральной постановки из поэмы Н.А. Некрасова «Княгиня Трубецкая».
(После инсценировки учащиеся могут задать вопросы как актерам, так и постановщику, режиссеру, декораторам, если они подразумевались.)
1. Что вы можете сказать о характере своей героини (героя)?
2. Как соотносится ваш характер с характером вашего героя?
3. Почему для инсценировки был выбран именно этот эпизод?

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературы в 7 классе II вида Конспект урока литературного чтения в 7 классе по теме: Берёзы Конспект урока литературы в 7 классе. Тургенев «Бирюк» Конспект урока литературного чтения в 7 классе. Михалков "Басни"
Урок литературы «Край ты мой, родимый край», 7 класс | Урок литературы, 6 класс. Грин «Алые паруса»
Опубликовано: 821 день назад (4 августа 2022)
Просмотров: 1253
+4
Голосов: 4
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!