Урок литературы «Край ты мой, родимый край», 7 класс
Конспект урока литературы для 7 класса на тему «Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе
Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.Оборудование: аудиозапись отрывков «Времен года» П.И. Чайковского; интерактивная доска (ватман) для кластера; иллюстрации И.И. Левитана «Весна — большая вода», «Март»; И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; А.А. Рылова «Зеленый шум»; А.А. Пластова «Летом»; стихотворение А.А. Фета с пропущенными эпитетами на доске и у каждой группы на листах; план анализа урока на доске; варианты возможных эпиграфов на листах для групп; альбомные листы, кисти, краски.
Предварительная подготовка. Разделить класс на 5 групп по 6 человек. Учащиеся должны найти стихотворение о весне, которое подходит к иллюстрации И.И. Левитана «Март».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
1. «Эмоциональный разогрев» (Музыкальный эпиграф)II. Актуализация знаний. Постановка целей урока
(Учитель ставит аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Времена года».)
2. Постановка целей урока
1. Формулировка темы урока — учащиеся должны на основе возникающих впечатлений и ассоциаций сформулировать тему урока.
2. Постановка учебной цели урока — познакомиться со стихотворениями о природе, выяснить роль изобразительно-выразительных средств при создании лирических образов.
Учащиеся описывают возникающие образы, пользуясь рядом изобразительно-выразительных средств. Формулируют тему и цель урока.
III. Работа по теме урока
1. Создание кластераПрежде чем мы узнаем много нового, давайте сформулируем все то, что мы уже с вами знаем о пейзажной лирике, создадим коллективный опорный сигнал по теме.
(Учитель под диктовку учеников записывает на доске (ватмане) ассоциативный ряд по теме.)
Каждая группа составляет кластер самостоятельно. Затем диктуют учителю свои ассоциации: пейзаж, эпитет, метафора, сравнение, символ, звук, цвет, яркость, эмоции и т. д.
2. Сотворчество (анализ произведений)
Итак, сегодня мы говорим о природе в разные времена года.
1. Времена года в поэзии.
В поэзии времена года означают нечто большее, чем биологические явления. Это символы настроения, чувств.
— Сформулируйте их в своих группах.
(В группах обсуждают, с какими чувствами ассоциируются разные времена года в поэзии.)
• Осень — грусть, утрата.
• Весна - пробуждение, обновление. (Но! Сравните с А.С. Пушкиным.)
• Лето — радость, полнота.
• Зима — и красота, и суровость.
2. Описание и сравнение картины и стихотворения.
Поэты, описывая природу, пользуются словами, как художники красками. Попробуйте описать то, что смог увидеть И.И. Левитан весной.
Демонстрируется иллюстрация «Весна — большая вода» (1897).
(Ученики описывают картину, пользуясь различными тропами. Обращают внимание на преобладающий цвет.)
— Сравните творчество художника и поэта.
— Проанализируйте стихотворение по плану.
План
1) Настроение, чувства.
2) Изобразительно-выразительные средства, синтаксис.
3) Цвета.
4) Звуки.
5) Статика или движение.
Учитель консультирует учеников в группах, помогает им наводящими вопросами.
Группы читают стихотворение В.А. Жуковского «Приход весны».
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод, -
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
После обсуждения от каждой группы выступает спикер с анализом стихотворения. Остальные дополняют.
3. Реализация подготовленного домашнего задания.
Дома вы должны были найти стихотворение о весне, которое подходит к иллюстрации И.И. Левитана «Март».
К. Г. Паустовский писал об этой картине: в ней «передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды».
— Есть ли подобные пейзажи в лирике?
(Спикер от каждой группы выступает со своими вариантами стихотворений, аргументируя свои ответы сравнительным анализом с картиной.)
После выступлений учеников учитель предлагает свой вариант — стихотворение А.А. Фета из цикла «Времена года».
Когда вослед весенних бурь
Над зацветающей землей
Нежней небесная лазурь
И облаков воздушен рой,
Как той порой отрадно мне
Свергать земли томящий прах,
Тонуть в небесной глубине
И погасать в ее огнях!
О, как мне весело следить
За пышным дымом туч сквозных –
И рад я, что не может быть
Ничто вольней и легче их.
3. Беседа по вопросам
— Можно ли эпитет «зацветающая» (земля) отнести и к картине? Почему?
— Можно ли словами А.А. Фета описать небо, изображенное И.И. Левитаном?
— Какие изобразительные средства использует А.А. Фет при описании неба? (Метафоры — «облаков воздушен рой», «пышным дымом туч сквозных»; эпитеты — «нежней небесная лазурь» и т.д.)
— Какой цвет преобладает в обоих произведениях? (Голубой, лазурный.)
Итак, сейчас мы говорили о ранней весне и увидели, что пейзаж можно нарисовать не только в живописи, но и в литературе. Очень часто произведения живописи аккомпанируют литературным текстам. И очень часто для художников источником вдохновения становится поэтическое произведение. Например, А.А. Рылов под впечатлением от стихотворения Н.А. Некрасова написал картину «Зеленый шум» (1904).
Давайте сравним эти произведения и посмотрим, как поэтические строки нашли изобразительное воплощение в полотне художника.
(Подготовленный ученик читает стихотворение Н.А. Некрасова «Идет-гудет зеленый шум...».)
4. Анализ стихотворений
(Учащиеся после обсуждения в группах дают сравнительный анализ.)
— Каково общее настроение произведения? (Радость, задор.)
— Как художник передает изобразительные находки поэта: «ветер верховой», сравнение леса с «облаком», «зеленый воздух и воду»?
— Какой цвет преобладает в стихотворении? (Зеленый: «Как облако: все зелено, / И воздух и вода!».)
— Какие звуки мы слышим? (Шум леса, вишневых садов, щебет птиц, плеск воды, слышится песня.)
— Как и поэт, и художник передают движение?
О весне мы поговорили. Послушайте следующее стихотворение.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей...
— Определите, о каком времени года говорит поэт. Почему?
(Ответ. Зима меняет осень. Смена осени, которая метафористически названа «царством злаков», зимой — «царство горных хрусталей».)
(Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Еще вчера, на солнце млея...».)
— Какое настроение навевает стихотворение? (Печальное, унылое: «Поля без стад, леса унылы...».)
— Какая цветовая палитра использована в этом стихотворении? (Ответ. Белый тон: Сегодня вдруг исчезло лето; / Бело, безжизненно кругом, / Земля и небо — все одето / Каким-то тусклым серебром; алмазные призраки листвы; царство горного хрусталя.)
— После прочтения следующего стихотворения попробуйте вспомнить: какая известная вам картина может аккомпанировать этому стихотворению.
(Чтение стихотворения А.А. Фета «Знаю я, что ты, малютка...».)
Знаю я, что ты, малютка,
Лунной ночью не робка:
Я на снеге вижу утром
Легкий оттиск башмачка.
Правда, ночь при свете лунном
Холодна, тиха, ясна;
Правда, ты недаром, друг мой,
Покидаешь ложе сна:
Бриллианты в свете лунном,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.
Но боюсь я, друг мой милый,
Как бы вихря дух ночной
Не завеял бы тропинку
Проложённую тобой.
5. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Эти переливы зимнего пейзажа сумели уловить и поэт А.А. Фет, и известный художник-пейзажист И.Э. Грабарь. Красота зимнего пейзажа поразила художника: «В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник, — праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
6. Сравнительный анализ прозаического и лирического произведений
Но зима может быть суровой и ненастной. Давайте прочитаем стихотворение И.А. Бунина «Родина». Бунин, обладающий «редким и безошибочным ощущением красок и освещения», передает тревогу и напряжение зимы как в прозе, так и в лирике.
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
— Вспомните, как описывает зиму И.А. Бунин в рассказ «Лапти», с которым мы недавно познакомились. («Бледное степное море», «страшный снег», «бездна снежного ураган и мрака», «гул и грохот вьюги».)
Мы с вами убедились, что при помощи слова можно нарисовать любую картину природы. Но сделать это могут только поэты. Попробуйте и вы стать поэтами. Вставьте в записанное на доске (карточках) стихотворение А.А. Фета пропущенные элементы, рисующие летний пейзаж.
Как здесь ... под липою ... - (свежо, густою)
... зной сюда не проникал, (полдневный)
И тысячи висящих надо мною
Качаются ... опахал, (душистых)
А там, вдали, сверкает воздух ..., (жгучий)
Колебляся, как будто дремлет он.
Так и ... (резко-сух, снотворны, трескучий)
Кузнечиков... звон, (неугомонный)
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подернуты слегка,
И, как мечты ... природы, (почиющей)
... проходят облака, (волнистые)
(Ученики в группах обсуждают свои варианты. Затем сравнивают свои находки с авторскими.)
7. Сравнительный анализ живописного и поэтического произведения
Еще раз убедимся, что пейзаж может быть нарисован и красками, и словом. (Демонстрируется картина А.А. Пластова «Летом».)
План анализа
1. Общее настроение.
2. Соответствие выразительных средств стихотворения картине.
3. Краски. Преобладающий цвет.
4. Звуковое оформление.
(Ребята обсуждают в группах. От каждой группы выступают спикеры. Остальные дополняют.)
8. Дополнение кластера
Итак, сегодня мы узнали много нового.
- Давайте дополним кластер, который мы оформляли в начале урока. (Экспрессия, цветовая палитра, лирический образ, настроение, чувства, обновление, задор, утрата, радость, живопись, движение и т. д.)
(После обсуждения в группах ученики зачитывают свои варианты.)
9. Рефлексия. Подбор эпиграфа
Сейчас вы должны подобрать к нашему уроку эпиграф, варианты которых лежат у вас на столах. Вам нужно выбрать и объяснить, почему именно этот эпиграф наиболее подходит уроку.
1. Одна природа делает все великое даром. (А.И. Герцен)
2. Мудрость природы! Как долго она продлится? (В.П. Астафьев)
3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. (А. Экзюпери)
4. Есть такое твердое правило - встал поутру, умылся, привел в порядок себя - и сразу же приведи в порядок планету. (А. Экзюпери)
5. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, что мы не можем создать. Человек одарен разумом, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. (А.П. Чехов)
6. Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам. (А.И. Герцен)
(После обсуждения в группах ребята предлагают свои варианты и аргументируют свой ответ.)
10. Цветовая картина
— А сейчас почувствуйте себя живописцами и нарисуйте время года, выбрав любое стихотворение. Картина должна быть цветовая, без конкретизации деталей.
(Ребята в группах рисуют свои цветовые ощущения от стихотворений о природе.)
IV. Итоги урока
Сегодня на уроке мы смогли почувствовать образность, гибкость и меткость слова и немного прикоснулись к таланту мастеров живописи.Домашнее задание
Написать стихотворение об осени по предложенным рифмам. (Начало осени. Лес начинает терять листья, в саду замерзли георгины.)
... вершины,
... чело.
... георгины
... обожгло.
(На следующем уроке сравнить варианты с уже существующими в литературе.)
Как вариант: найти и выучить два стихотворения об осени, о золотой и поздней, грустной.
Рекомендуем посмотреть:
Урок литературы в 7 классе II вида Конспект урока литературного чтения в 7 классе по теме: Берёзы Конспект урока литературы в 7 классе. Тургенев «Бирюк» Конспект урока литературного чтения в 7 классе. Михалков "Басни"← Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка. Родительское собрание, 9 класс | Урок литературы. Некрасов «Русские женщины», 7 класс. Конспект урока →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 872 дня назад (4 августа 2022)
Просмотров: 1001
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Конспекты уроков литературы
|
+5↑ Голосов: 5 |
Комментарии (1)
|
||
|