Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребенка. Родительское собрание, 9 класс
Сценарий родительского собрания в 9 классе «Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения»
Цель: помочь учащимся 9 класса в выборе профиля обучения в старшей школе.Задачи
1. Дать родителям информацию о профильном обучении в старшей школе и предпрофильной подготовке в 9 классе.
2. Помочь родителям найти пути взаимодействия со своими детьми в вопросах первичного профессионального самоопределения.
3. Дать родителям информацию о возможных путях получения образования их детьми после окончания 9 класса.
Предварительная подготовка
Анкетирование учащихся по следующим вопросам:
1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?
2. После окончания 9 класса:
• ты продолжишь обучение в 10-11 классах;
• пойдешь учиться в какой-либо колледж;
• пойдешь работать;
• еще не решил.
3. Выбрал ли ты уже профессию?
4. С кем ты посоветуешься при выборе профиля обучения?
• с сотрудниками школы;
• с родителями;
• с друзьями;
• сам все решу.
Анкета для родителей
1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учеба в 10-11 классах, колледже, другие варианты)?
3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение (в частности, выбрать профиль обучения)?
4. Считаете ли вы, что выбор будущей профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас: вашего мнения, ваших возможностей?
5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?
Ход собрания
I. Анкетирование родителейОтветы на вопросы анкеты и обсуждение результатов. Высказывания родителями своей точки зрения по обсуждаемым вопросам. Общий вывод об актуальности первичного профессионального самоопределения учащихся 9 класса.
II. Информация для родителей «Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка»
Учащиеся 10—11 классов могут выбирать профиль обучения, т. е. изучать актуальные для себя предметы в большем объеме, а предметы, которые не пригодятся им в их будущей профессии, изучать в меньшем объеме.
Поэтому важной задачей становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
Учащиеся, оканчивающие 9 класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.
Предпрофильная подготовка — это подготовка и ориентация не только в отношении выбора профиля вообще, но и в отношении конкретного места и формы продолжения образования.
Если профильная школа характеризуется разнообразием образовательных траекторий, то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18—20 ч (по выбору учащихся). Эти курсы выросли из факультативных курсов, которые помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам.
Школа проводит информационную работу: знакомит с учреждениями возможного продолжения образования, условиями приема, проводит профориентационные мероприятия.
Родителям нужно помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них нужно посещать, в какой очередности. Также они должны быть в курсе происходящих в школе событий, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.
III. Обсуждение результатов анкетирования учащихся
Классный руководитель рассказывает родителям об обобщенных результатах анкетирования учащихся:
• какие пути продолжения получения образования выбрали учащиеся: сколько из них планируют учиться в школе, сколько — в колледже, сколько решили пойти работать;
• сколько человек уже выбрали конкретную профессию;
• кто является главным советчиком для детей при выборе профессии.
IV. Информация для родителей «Как помочь ребенку правильно выбрать будущую профессию»
Родители должны знать, что они могут обратиться за помощью в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Там школьникам оказывают бесплатные консультационные и диагностические услуги по профориентации, в таких центрах также проводятся развивающие и коррекционные занятия для детей различного возраста. Для учащихся подросткового возраста нередко проводятся тренинговые занятия по профессиональному самоопределению.
В Москве работает учрежденный Комитетом труда и занятости правительства города центр труда и занятости молодежи «Перспектива». Здесь созданы служба трудоустройства, отдел образования и профессиональной ориентации, отдел временного трудоустройства несовершеннолетних и молодежи.
В системе временной занятости действует программа «Молодежная практика». Она рассчитана на юношей и девушек от 16 до 26 лет. Суть системы в том, что при содействии центра на наиболее стабильных предприятиях города открываются временные рабочие места, где подростки могут приобрести профессиональный опыт.
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка; вполне естественно, что он успевает лучше по тем предметам, к изучению которых у него есть способности. Часто, опираясь на результаты успеваемости, учащийся совершает соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор существенное влияние оказывает и личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение учащимися своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.
Родители и ближайшие родственники оказывают влияние на профессиональный выбор и должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные ребенку.
Как правило, родители высоко оценивают значимость образования и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию.
Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. (Этой теме будет посвящено одно из тематических родительских собраний.)
Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. Для многих подростков оно становится более значимым, чем мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение заодно со своими друзьями. Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков, чтобы потом вместе с другом поступать в один и тот же вуз ит. п.
Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно обсуждаться очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
V. Подведение итогов собрания
Классный руководитель в заключительном слове говорит о важности обсуждаемой проблемы, о том, что ее обсуждение не закончено, впереди еще целый учебный год, предлагает родителям обращаться за помощью и к нему, и к учителям-предметникам, и к школьному психологу, и также обращается к родителям за помощью в организации профориентационной работы (выступления специалистов на классном часе, посещение учащимися производственных предприятий и т. п.).
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание на правовую тему в школе, 8-9 классПохожие статьи:
Родительское собрание, 9 класс «Трудный ребёнок. Какой он?»
Родительское собрание «Права ребенка - обязанности родителей», 9 класс
Родительское собрание «Компьютере – друг или враг?», 9 класс
Родительское собрание, 9 класс. Профессиональное самоопределение
← Родительское собрание на правовую тему в школе, 8-9 класс | Урок литературы «Край ты мой, родимый край», 7 класс →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 880 дней назад (28 июля 2022)
Просмотров: 1091
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Классному руководителю
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (1)
|
||
|