Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Родительское собрание «Права ребенка - обязанности родителей», 9 класс

Сценарий родительского собрания в 9 классе на тему «Права и обязанности ребёнка: поиск равновесия»

Цель: знакомство с правами и обязанностями ребенка.

Задачи: дать общее представление о том, что каждый ребенок обладает правами; обратить внимание родителей на то, что дети должны иметь обязанности и выполнять их.

Форма проведения: беседа-диалог.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Оформление помещения

На доске:

«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности - анархия» (Г. Ламене).

«Долг и права - братья; у них одна мать - свобода. Они рождаются в один и тот же день, они растут, развиваются и погибают вместе» (В. Кузен).

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Любой человек на земле обладает своими правами и обязанностями. Свои права и обязанности имеют и наши дети. Начнем с понятия о правах ребенка. «Интересно, - скажут многие, - при чем тут права ребенка?» Ответ прост: для того чтобы слышать проблему другого, необходимо знать, что он имеет права и общественный вес...

II. Педагогическое просвещение

Понятие о правах ребенка зародилось еще в XVIII веке, его долго трактовали как право ребенка на жизнь, общественную заботу, защиту против злоупотреблений. Эти задачи и на сегодняшний день чрезвычайно актуальны. Более того, ребенок имеет право на некоторое самоопределение, он не собственность родителей, к ребенку нельзя относиться пренебрежительно или высокомерно-снисходительно.

Жизнь ребенка (как думают некоторые родители) - продолжение и даже часть жизни родителей. Более того, жизнь детей - результат (по мнению родителей) жизни родителей. Дети - как аттестат, хорошо ли воспитывали или плохо; всем хочется иметь хороший аттестат. Родители хотят быть победителями, а ребенок для них медаль, желательно золотая.

Одна мама произнесла потрясающую фразу: «Воспитывать ребенка очень легко, необходимо лишь помнить, каким ты сам был в детстве, и еще - что он (ребенок) другой, он не папа, не мама, не бабушка и не дедушка, он другой...» Как точно все подмечено! В этой фразе ключ к воспитанию, пониманию и успеху одновременно. Помнить, что он другой, - это замечательно. Сделать ребенка во всем похожим на вас невозможно, это не удавалось еще никому. Другой всегда останется другим, чтобы не смотреть на ребенка с чувством бессилия и разочарования, необходимо научиться смотреть на него как на другого человека со своими взглядами, не сгибаясь перед ним и не сгибая его. У вас нет превосходства над ним, вы не можете ни в чем сравняться, вы разные: он не вы и вы не он.

Утверждение, что ребенок - дитя неразумное и его как можно быстрее необходимо приладить к определенному миру, вразумить, не выдерживает испытания временем (прилаживают родители исходя из своего опыта). Но у ребенка другой разум, по-другому устроенный, значит, и опыт будет свой. С точки зрения ребенка, многое из того, что делают родители, глупо и нелепо (конечно, не сразу он придет к такому заключению), что вызывает у родителей массу возмущений. Но взгляните на проблему с другой стороны: ребенок имеет право на глупость (ведь ребенок дитя неразумное, вы только что утверждали это и были с этим согласны). Теперь вспомните, какими были в детстве. Да, многое, что говорили родители, казалось вам глупым и нелепым. И сами были глупыми, это мы можем говорить с высоты прожитых лет. Поэтому надо стараться относиться к глупостям детей с уважением. Каждое поколение имеет свою, не известную другим поколениям глупость. Мудрость не меняется веками, а глупость молодых всегда новая. Из новой глупости постепенно вырастает обычная старая мудрость, лишь чуть-чуть не похожая на мудрость прежних поколений. Благодаря этому мир в своем развитии вносит постепенно маленький вклад в мудрость тысячелетий.

Многие родители, а это, к сожалению, привычная позиция родителей, пребывают в полной уверенности, что они сразу стали умными и никогда не совершали глупостей. Но хочу вас разочаровать, в этом вы похожи на своих детей.

На Востоке говорят: «Глупость взрослых - просто глупость, она безнадежна, глупость детей - это неизвестное и неведомое, никто не знает, что из нее вырастет, она вызывает надежду». Так давайте не совершать глупостей и быть терпимыми к глупостям наших детей. И еще. Не мешайте ему быть ребенком, не внушайте ему желание поскорее вырасти, дайте ему насладиться детством (право ребенка на сегодняшний день). Не торопите время, оно и без того быстротечно, ребенок должен отыграть, отбегать положенное время, человек без детства несчастен на всю оставшуюся жизнь.

Нельзя пройти мимо жестокого отношения к детям. Как ни прискорбно, но факты остаются фактами: родители избивают детей, совершают насилие, это явно грубое, жестокое отношение к ребенку. Но есть скрытое насилие, которое присутствует практически в каждой семье: «Будешь делать так, как я сказала...», «Я заставлю тебя подчиняться...», «Мал еще иметь свое мнение...» и т. д. Насилие в словах, действиях, поступках взрослых давит, унижает, обижает, ломает (потому что мал, потому что слаб, потому что так удобно). Взрослые калечат души детей сами шаг за шагом, планомерно и довольно удачно. Потом все оборачивается против них же самих, и уже Родители слышат: «Ты мне не указ...», «Замолчи, сам знаю...» А ведь Услышать это от ребенка не входило в планы родителей. Кто мог предположить, что все могло так произойти, ведь плохого никто никому не желал? Очень часто родители говорят: «Мы этому его не учили». Они не понимают, где ошибка. А все дело в том, что дети - наше отражение в зеркале. Отражение наших поступков, наших деяний, наших высказываний. Очень часто взрослым не нравится это отражение, значит, где-то была фальшь, неискренность. «Сын не судья своему отцу». Да, это так, но совесть отца в его детях. Если отец поступает дурно, это не может не отразиться на ребенке. Ребенок - это губка, впитывающая как положительное, так и отрицательное. «Если папе можно курить, почему мне нельзя?», «Если мама кричит на бабушку, почему мне нельзя?»

И еще мы, взрослые, постоянно нетерпеливы: скорее, быстрее, и так без конца - спешка, гонка, рывком, наскоком, то там, то здесь...

Древние говорили о процессе воспитания: «Где не хватает терпения - надо постараться понять, где не хватает понимания - надо постараться вытерпеть!» В этих словах великая мудрость тысячелетий - ничего в спешке, ничего мимоходом, все на своих местах.

Трудно все просчитать, трудно все предугадать, трудно воспитывать... Да, нелегко, но надо помнить, что воспитание ребенка может быть гораздо легче, когда помнишь о том, каким ты был сам в детстве, и еще о том, что ваш ребенок другой, он не папа, не мама, не бабушка и не дедушка.

Теперь рассмотрим правовые отношения между родителями и детьми. В основе возникновения таких отношений лежит происхождение детей от родителей, удостоверенное в установленном порядке. Возникающие между родителями и детьми правоотношения бывают личными и имущественными. К личным правоотношениям относятся: право ребенка на имя, отчество и фамилию, соответственно, право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право и обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей и право детей на получение воспитания от родителей, право и обязанность родителей на осуществление представительства от имени детей и право детей на защиту своих прав и интересов. Родители равны в правах и обязанностях в отношении детей.

В семье между родителями и детьми возникают еще и имущественные правоотношения по поводу принадлежащего им имущества, которые регулируются нормами гражданского права, а также алиментные правоотношения, урегулированные семейным законодательством. Имущество родителей и детей раздельно. При жизни родителей дети не имеют прав на их имущество. Родители также не имеют права на имущество своих детей, хотя взаимно они и пользуются вещами друг друга. Приобретаемые родителями одежда, обувь, книги и другие вещи для детей принадлежат последним. Родители и дети могут вступать между собой во все дозволенные законом сделки (купли-продажи, займы и т. д.). Если в отношениях с несовершеннолетними детьми самым распространенным является договор дарения, то с совершеннолетними детьми заключаются и другие договоры. В соответствии с законом родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Обычно эта обязанность выполняется родителями добровольно. Родители обеспечивают детей всем необходимым для жизни, учебы, развития. Если же родители не предоставляют средства на содержание детей добровольно, они принуждаются к уплате алиментов на основании судебного решения. Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Когда дети проживают с матерью, требование о взыскании алиментов предъявляется к отцу. На детей, воспитываемых отцом, алименты взыскиваются с их матери. В случае передачи детей на воспитание другим лицам (деду, бабушке, тетке и др.) эти лица могут взыскать алименты с обоих родителей. Алименты в пользу несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в процентном исчислении от заработка (дохода) последних.

А теперь перейдем к обязанностям детей. «Помой посуду!», «Убери свои игрушки с пола!», «Подмети полы, я тебе говорю!» - постоянно нам приходится напоминать детям об их обязанностях. Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, упреки. Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и... делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроить безупречно работающую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Поговорим о целях. Что именно мы хотим получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход? Мы хотим, чтобы:

• дети помогали маме по дому;

• дети знали, где находятся их вещи;

• дети считали свои обязанности вкладом в семью;

• дети выполняли их самостоятельно;

• родители не тратили силы на уговоры;

• дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть;

• родители вздохнули свободнее (особенно мамы), почувствовав, что часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи...

Вы можете дописать этот список. Наша задача - максимально четко представить себе:

• что получаем мы, родители, предлагая детям взять на себя ряд обязанностей,

• что получают от нового образа жизни дети.

То есть вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но и формируете у них умения, которые станут привычкой в будущем:

• находить время на дела по дому;

• помнить о том, что ты живешь не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;

• заботиться о других;

• находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;

• структурировать свои дела и т. д.

Ведь наша с вами родительская задача - максимально полно подготовить чадо к переходу во взрослую жизнь. За это ребенок, когда вырастет, будет нам благодарен. Теперь приступаем к воплощению плана в жизнь. Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и составить список всех дел, необходимых для поддерживания дома в чистом и уютном виде.

Пишите все. Пригодятся даже такие мелочи, как «наполнять фильтр водой». С этой задачей успешно справится даже трехлетний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр - может быть, и не полностью - и считать себя очень нужным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа. Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо. А также в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому.

Но завалы - это отдельная тема. Мы обратимся к ней в самом конце - как к наиболее проблемной.

Распределение обязанностей. Мы, наконец, дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Садимся все вместе. Или собираем семейный совет по этому поводу. Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому. Вы уже не готовы тащить все на себе или тратить огромное количество жизненных сил на убеждение и мотивацию. Поэтому решили сделать «ход конем» - показать, что именно нужно делать по дому. Как правило, дети и мужья мало представляют себе, насколько много мелких и больших, серьезных и не очень дел нужно сделать, чтобы содержать дом в порядке.

Поэтому берите список в руки и демонстрируйте. Вот сколько! После этого предложите детям и другим домочадцам выбрать те обязанности, которые они будут выполнять, и с удовольствием. Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы просто ставите всех перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть - именно сейчас - великолепная возможность выбрать дело по душе. Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются. Правила игры поменялись. Любимым людям вы предлагаете выбрать фишки, которыми они будут «ходить» в предложенной вами игре. Кому что нравится?

При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т. д. Если сын любит порядок - таких детей немного, но они есть, - предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т. д., зато мусора - вечных крошек и грязной посуды - быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть кладбищем грязной посуды, вы все равно выиграете. Потому что вам уже не придется «вылизывать» стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних.

Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми. В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности - наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребенку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка.

Теперь снова берите ручку и расписывайте - кому и какие обязанности теперь нужно будет выполнять. Пунктов не должно быть много, где-то 4-6. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата. Обычно на ежедневные обязанности у детей уходит в среднем от 30 минут до часа. Это время вполне можно найти. А если вы покажете, как это можно делать быстрее - в идеале он может дойти и своим умом, - то у ребенка будут уходить на выполнение считанные минуты, чему и он, и вы будете только рады! Напишите список для всех членов семьи. Все повесьте на видное место, чтобы на ваш вопрос: «Какие у вас сегодня обязанности?» дети могли подойти и посмотреть, если забыли. Вывешенные на видное место списки играют и дополнительную роль. Они делают ваши обязанности - и родителей и детей - прозрачными. Каждый знает не только то, за что отвечает сам, но и за что отвечает другой. Например, папа или мама. Будьте готовы к тому, что дети напомнят вам о ваших обязанностях так же, как это делаете вы. Будьте готовы к тому, что вам придется делать все вовремя. Вы же хотите воспитать в детях самодисциплину? Так начните с себя. Чтобы у ребенка не было повода упрекнуть вас в недобросовестности, в невыполнении договора. Даже если вы решили поручить 12-летнему отпрыску стирку белья в машине- автомате, объясните предварительно: как сортировать белье, зачем выворачивать некоторые вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.

Каждому «спасибо» - свое время и место. Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе! Взрослые часто говорят: «Зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед, ужин. Да и за чистую посуду никто «спасибо» не говорит...» Не говорит - значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите «спасибо» своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье. «Спасибо» или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.

Приготовьтесь к тому, что первые две недели (может быть, это произойдет и раньше) вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача - помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель. Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!» Пусть дети приучаются, что свои дела следуют после необходимых по дому дел. Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор и репрессии. Если сегодня ребенок пришел из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему навстречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время. Разве мама уйдет в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в ее отсутствие дети? Разве она не начнет мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это ее обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких. Также и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?» Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно так же вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности. Семья - это общий дом, а не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала.

Не лишним будет периодически проводить семейные опросы. Вам нужно знать наверняка, что думают по поводу ваших преобразований домочадцы. Спрашивайте: устраивает ли их то, что сейчас происходит, как они к этому относятся. Как они думают, почему вы решили эту систему ввести, что от нее получает каждый член семьи? Справедливо ли все это? В противном случае вы можете не увидеть малейшего недовольства детей, а потом... может возникнуть взрывоопасная ситуация, дети взбунтуются и потребуют «прекратить это издевательство». Объясните всем: вы создаете эту систему не только для себя, но и для всей семьи.

Завалы были, есть и будут. Наверное, самое неприятное в ведении любой деятельности - будь то домашнее хозяйство или бизнес - это завалы. И научить разгребать их - а еще лучше не создавать - ваша святая обязанность. Посмотрите на свои документы, вещи, мелочи, которые скапливаются в одном месте и лежат неподъемной грудой, которую все никак «руки не доходят» разобрать. У детей то же самое. По прошествии двух недель вы заметите, что намеченные обязанности выполняются детьми довольно исправно. Но есть дела, которые ни в какую не хотят «делаться». Это значит, что вам нужно пересмотреть некоторые обязанности. Можно разбить их на части.

Так, учитывая права детей и напоминая им о своих обязанностях, можно прийти к равновесию между правами и обязанностями.

III. Организационно-деятельностная игра

Давайте попробуем составить «Декларацию прав и обязанностей наших детей, учащихся 9 класса». Сейчас мы разделимся на пять групп. Одна должна выдвинуть и обосновать права детей, вторая - обязанности учащихся в форме указания, третья - обязанности учащихся в форме запретов, четвертая - взаимные права детей и родителей, пятая - взаимные обязанности детей и родителей.

(Учащиеся класса, в свою очередь, также обсуждают содержание «Декларации» на классном часе. Составленные группами документы могут быть обсуждены и приняты на Совете класса, в который входят представители детей и родителей. Совет может составить общую «Декларацию прав и обязанностей учащихся и родителей»).

Примерное содержание «Декларации»

(Составлена родителями)

Вы - дети - имеете право:

• на успех, т. е. иногда ставить себя на первое место;

• просить о помощи и эмоциональной поддержке;

• протестовать против несправедливого обращения или критики;

• быть независимыми;

• на свободу совести, т. е. иметь собственное мнение и убеждения;

• совершать ошибки, менять свои решения или избирать другой образ действий;

• отвечать отказом на просьбу, не чувствуя за собой вины;

• на человеческое достоинство;

• побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;

• получать то, за что платите.

Вы - школьники - обязаны:

• соблюдать тишину на уроках;

• посещать уроки, определенные расписанием;

• соблюдать чистоту в школе;

• выполнять учебные требования педагогов;

• соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

Но вы ни в коем случае не обязаны:

• быть безупречным на 100%;

• чувствовать себя виноватым за свои желания;

• мириться с неприятной ситуацией;

• сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

• выполнять неразумные требования;

• делать приятное неприятным людям.

Заявляя свои личные права, надо помнить: они есть у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

IV. Подведение итогов собрания

Уважаемые родители! Я благодарю вас за совместную работу, надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным. Решением собрания является «Декларация прав и обязанностей наших детей, учащихся 9 класса», разработанная в ходе нашего собрания.

Автор: Егорова Людмила Анатольевна

Похожие статьи:

Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию

Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль

Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе

Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение

Родительское собрание в 5 классе. Безопасность детей

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!