Урок литературы, 6 класс. Грин «Алые паруса»
Конспект урока литературы для учащихся 6 класса. А. Грин «Алые паруса»
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Грина; обратить внимание на романтическую позицию писателя, его веру в силу преобразующей мечты; видеть авторское отношение к героям; освоить теоретические понятия (романтизм, романтический герой, жанр «феерия»), журналистские термины (СМИ, PR-кампания, PR-агентство, слоган); развивать и совершенствовать навыки монологической речи, творческие способности учащихся; расширить зрительные образы, созданные в воображении учащихся на основе словесных деталей; обратить внимание учащихся на ту систему ценностей, которая объединяет персонажей феерии (достоинство, верность, любовь).Оборудование: интерактивная доска, компьютер, интерьер офиса PR-агентства.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителяII. Работа по теме урока
Прежде чем приступить к уроку, воспроизведем биографический портрет писателя А. Грина, вошедшего в большую литературу с рассказом-притчей — «Алые паруса». Этот образ имел настолько самобытную образность, что выражение «алые паруса» давно приобрело уже широкий иносказательный смысл как аллегория мечты, причем мечты, имеющей непременно счастливый конец, — она обязательно сбудется, если очень верить и помогать ей осуществиться.
2. Определение ключевых понятий
А теперь определим содержание понятий СМИ, PR-кампания, PR-агентство, слоган (опережающее задание отдельным учащимся). Собственно это те категории, без которых сегодня невозможно продвижение ни одного товара, в том числе и продукта духовной сферы творческой деятельности человека.
PR — связи с общественностью, в соответствии с рыночной терминологией, это продвижение товара с целью выгодной его продажи. PR-агентство, как и любое агентство, круг специалистов по рекламе и связям с общественностью, работающих по определенной программе по достижению четко сформулированной цели. Сама программа спланированных мероприятий по продвижению продукции называется PR-кампанией.
3. Игра
Ребята, вы, наверное, слышали, что такое «раскручивание» актера? Сделать актера (певца, даже политика) популярным помогает реклама. Дома вы прочитали рассказ А. Грина «Алые паруса».
— Как вы думаете, пойдут ли современные зрители на фильм, снятый по этому произведению?
— А будут ли читать по собственной воле учащиеся книгу, пролистав ее оглавление и аннотацию или предисловие.
Задание 1. Внимание: задача для сотрудников нашего PR- агентства. Первое: создать рекламный ролик о фильме, с целью его «раскрутки», чтобы как можно больше зрителей захотели посмотреть его. Второе: журналистам написать статьи-анонсы и статьи-рецензии на книгу, чтобы способствовать росту ее покупательной способности, а также с целью вызвать интерес у режиссеров для ее экранизации.
Задание 2. Теперь вам необходимо выработать концепцию PR- кампании. Варианты: опираться на мелодраматический сюжет (аналогия с «мыльными сериалами»); приглашение на главные роли любимых народных актеров или другие варианты.
(Класс можно разбить на 2—3 группы и устроить соревнование, чья версия окажется наиболее жизнеспособной.)
Учитель. В то время как команды PR-агентств готовят рекламные тексты, проведем кастинг актеров. Для этого выберем помощника режиссера, который будет критически соотносить внешность всех претендентов на главные роли с авторским описанием в произведении. Итак, начинаем.
Помощник режиссера. На роль Ассоль предлагается... Рассмотрим авторские характеристики. В тексте рассказа только один портрет взрослой Ассоль, данный глазами Грэя.
Он тихо отвел рукой ветку и остановился с чувством опасной находки. Не далее как в пяти шагах, свернувшись, подобрав одну ножку и вытянув другую, лежала головой на уютно подвернутых руках утомившаяся Ассоль. Ее волосы сдвинулись в беспорядке; у шеи расстегнулась пуговица, открыв белую ямку; раскинувшаяся юбка обнажала колени; ресницы спали на щеке, в тени нежного, выпуклого виска, полузакрытого темной прядью; мизинец правой руки, бывшей под головой, пригибался к затылку...
(Далее следует полагаться на экспромт учащихся в проведении кастинга.)
Помощник режиссера. На роль Грэя предлагается... Рассмотрим авторские характеристики. В рассказе говорится следующее:
Артур Грэй родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания. Эта живость, эта совершенная извращенность мальчика начала сказываться на восьмом году его жизни; тип рыцаря причудливых впечатлений, искателя и чудотворца, т. е. человека, взявшего из бесчисленного разнообразия ролей жизни самую опасную и трогательную - роль провидения, намечался в Грэе еще тогда, когда, приставив к стене стул, чтобы достать картину, изображавшую распятие, он вынул гвозди из окровавленных рук Христа, т. е. попросту замазал их голубой краской, похищенной у маляра. В таком виде он находил картину более сносной. Увлеченный своеобразным занятием, он начал уже замазывать и ноги распятого, но был застигнут отцом. Старик снял мальчика со стула за уши и спросил:
- Зачем ты испортил картину?
- Я не испортил.
- Это работа знаменитого художника.
- Мне все равно, - сказал Грэй. - Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.
В ответе сына Лионель Грэй, скрыв под усами улыбку, узнал себя и не наложил наказания.
(Далее следует полагаться на экспромт учащихся в проведении кастинга.)
Режиссер. Мы должны учесть и соответствовать жанру книги, который А. Грин обозначил как феерия. Попросим специалиста по информационной поддержке дать нам справку, что обозначает этот жанр и какие накладывает на нас рамки и условности и будем ли мы их соблюдать.
(Дается определение жанра «феерия».)
Режиссер. Необходимо в концепции фильма опираться именно на этот специфический подход, который даст, во-первых, определенный романтический фон, а, во-вторых, не даст нам скатиться в обыкновенный и уже надоевший зрителю мелодраматический шаблон.
Учитель. Концепция PR-кампании прописана, рекламные ролики подготовлены, в результате кастинга произведен выбор актеров. Проведем заключительное заседание PR-агентства.
Председатель PR-агентства. На повестке дня один вопрос — выбор слогана, который отразил бы концепцию нашей PR-кампании, пробудил бы в зрителях здоровую веру, что любая мечта имеет шанс сбываться, при условии активных действий человека. В конечном счете это поможет выгодно продать полученный кинопродукт. Какие будут предложения?
(Как вариант, можно предложить сделать акцент на популярном для телесериалов негативе: темная безрадостная жизнь Ассоль и ее отца, черная зависть жителей. На этом фоне светлая душа и мечты героини, способной противостоять жизненным невзгодам.)
Телевизионную версию нужно удачно расположить в сетке вещания, чтобы наибольшее число зрителей могло посмотреть фильм. При этом мы должны учесть, какого возраста наша целевая аудитория?
Председатель РR-aгентства. Для изготовления саундтрека необходимо подобрать видеоряд и яркое музыкальное сопровождение. Конечно, есть всем известная мелодия, однако сегодня она звучит немного старомодно. Можно сделать современную аранжировку, при этом не должна быть утрачена романтическая составляющая мелодии.
Теперь слово рекламным агентам: что в рассказе Грина может быть сконцентрировано в одной емкой формуле-слогане? Объявим конкурс на лучший слоган.
(Во второй части урока просматриваются подготовленные задания, рекламные ролики и журналистские статьи.)
Предлагается внимательно перечитать кульминационный монолог главного героя.
...Благодаря ей, я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.... тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и - вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем. Что до меня, то наше начало - мое и Ассоль - останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь...
Как вариант предлагаемого формата ролевой игры PR- агентство можно рассмотреть вопросы для киновикторины, которую можно разместить в газете.
Вопросы киновикторины
1. Кто виноват в гибели матери Ассоль?
2. Чем занимался отец героини, чтобы заработать на жизнь?
3. Почему Лонгрен не общался с земляками?
4. Виноват ли Лонгрен в гибели трактирщика Миннерса?
5. Как отнеслись соседи к предсказанию?
Можно предложить составить вопросы для интервью с исполнителями главных ролей в фильме.
III. Итоги урока
Подведем итоги нашему уроку, проведенному в формате заседания PR-агентства, которое раскручивало на наших глазах кампанию по продвижению кинопродукта — фильма «Алые паруса» по одноименному произведению А. Грина.— Как вы думаете, удалось ли нашим агентствам создать, действительно, конкурентную кинопродукцию, которая займет достойное место в современном кинопрокате?
Домашнее задание
Написать рецензию на фильм (можно дать на выбор: кто-то пишет положительную, кто-то отрицательную); для тех, кто хорошо рисует или владеет компьютерной графикой, можно предложить составить серию рисунков или комиксов.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока игры по литературе в 6 классе. Пушкин Конспект урока литературы в 6 классе Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 6 классе: Литература. Музыка. Театр Урок литературы в 6 классе. Изображение войны в творчестве СимоноваПохожие статьи:
← Урок литературы. Некрасов «Русские женщины», 7 класс. Конспект урока | Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Цветаевой →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 871 день назад (5 августа 2022)
Просмотров: 728
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Конспекты уроков литературы
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!