Игра соревнование по литературе, 6 класс
Урок игра по литературе, 6 класс. Интеллектуальное состязание. Тема: «Народные и литературные баллады»
Цели:
- повторить изученную тему, обобщить и углубить знания;
- продолжать формирование умений отвечать и действовать в нестандартной обстановке;
- развивать воображение, творческие способности учащихся, интерес к предмету и теме.
Оборудование:
- репродукции картин на сюжеты баллад;
- реквизит: «плащ Робин Гуда», сеть рыбака, весло, «ряса епископа», зеркало, топор, ячменное зерно.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
1. Сообщение темы, целей, порядка состязания.
2. Представление судей (ареопага).
II. Формирование умений и навыков.
Первый агон
Вопросы ведущего.
1. Что в переводе с провансальского означает баллада?
2. Что было источником сюжетов баллад?
3. Почему сюжет баллады построен как раскрытие, узнавание некой тайны?
4. Как звали героя, отравленного вареными угрями?
5. На какой праздник было назначено состязание стрелков, в котором участвовал Робин Гуд?
6. Как звали меткого слепого стрелка?
7. Почему он был слеп?
8. Чем клялся слепой стрелок, что для такой мишени и глаз не нужно?
9. Сколько ярдов было от черты до мишени?
10. Почему Робин Гуд был на состязании в красном плаще?
11. Когда жил Робин Г уд?
12. Кто такие вилланы?
13. Почему господа в Англии говорили по-французски?
14. Где жил Робин Гуд?
15. Каким способом в дом шерифа попало письмо от Робина Гуда?
16. Что составляет основное содержание баллад о Робине Гуде?
17. Из какой баллады эти строчки: «Схоронили обоих в церкви 0дной, вырос куст белоснежных роз из могилы ее, а из его - куст шиповника произрос»?
18. В одной из баллад герой предлагает использовать для бритья не воду, а жир со сковороды. Как называется эта баллада?
19. В чем разница переводов Маршака и Голя английской народной баллады?
20. Мантия, голова вепря, рог. Что это за предметы?
21. Она прикидывалась лисой, становилась уточкой, но окончательно попалась, когда обернулась... Кем?
22. У баллады, в представлении многих людей, есть синоним. Назовите его.
23. Когда появились литературные баллады?
24. Как по-другому называется литературная баллада?
25. Кто был первым составителем литературных баллад?
26. Что является важным элементом композиции баллады?
27. Какой источник послужил написанию баллады «Суд божий над епископом»?
28. В балладе «Вересковый мед» старый пивовар захотел поговорить с шотландским королем с глазу на глаз. Зачем?
29. Какой прием из народных баллад использует Лермонтов в балладе «Бородино»?
30. В балладе «Курган» Алексей Константинович Толстой пишет, что в честь витязя свершалась тризна. Что это за обряд?
Победители приглашаются на второй агон.
1. Выбор дорожек.
2. Облачение (Робин Гуд, Епископ Гаттон, Рыбак).
Выбор определит тот, кто правильно ответит на вопрос:
- Перед вами топор, зеркало, зерно ячменя. Где используются эти предметы?
Второй агон
Вопросы Робину Гуду.
1. Едва услышал Робин гуд крылатую молву,
Велел он каждому стрелку...
Что услышал Робин Гуд и что он велел?
2. Но тут сказал один стрелок по имени Давид:
Пусть будет лучше наш отряд в лесу надежно скрыт.
Не зря шериф зовет на спор. Он нам расставил сеть,
И кто запутается в ней, в петле тому висеть.
Что ответил ты на эти слова?
Вопросы Епископу Гаттону.
1. Были и лето, и осень дождливы;
Были потоплены пажити, нивы,
Хлеб на полях не созрел и пропал:
Сделался голод; народ умирал.
Почему, когда ни у кого не было хлеба, у тебя были полны амбары?
2. Вот уж столпились под кровлей сарая
Все пришлецы из окружного края.
Как же их принял епископ Гаттон?
Был им сарай и с гостями сожжен.
Глядя епископ на пепел пожарный, думает....
Что ты думаешь?
3. В замок епископ Гаттон возвратился
Ужинать сел, пировал, веселился,
Спал, как невинный, и снов не видал...
Правда! Но боле с тех пор он не спал.
Утром он входит в покои...
Что ты увидел?
Вопросы Рыбаку.
1. Ты пришел на берег и увидел на песке утопленника. Что ты о нем подумал?
2. Расскажи и покажи, что ты сделал с телом и почему поступил так не по-христиански?
3. Что ты обещал детям за их молчание и что, если проболтаются?
4. Расскажи, что тебе послышалось ночью и что ты ответил. Почему это случилось?
III. Вопросы для зрителей.
1. За что были наказаны три пальмы в одноименной балладе М. Ю. Лермонтова?
2. Что посоветовал Малютка Джон Робину Гуду (2 совета) и почему Робин Гуд уважал его советы и следовал им?
Ответы на вопросы первого агона.
1. Танцевальная песня.
2. Христианские легенды, рыцарские романы, мифы, «бродячие сюжеты», подлинные истории и события (достаточно трех
3. Расчет на воображение читателей и слушателей.
4. Лорд Рэндэл.
5. Праздник святого Петра.
6. Генри.
7. Его изловил на охоте в королевском лесу шериф и в наказание выколол ему глаза.
8. Святой Троицей.
9. 200 ярдов.
10. Чтобы обмануть шерифа и остаться незамеченным.
11. Если верить легенде, во второй половине XII века.
12. В средневековой Англии крепостные или полусвободные крестьяне.
13. Их предки завоевали Англию в 1066 году.
14. В Шервудском лесу.
15. Его привязали к стреле и выстрелили из лука.
16. Утверждение высшей справедливости - народной правды (Закон, на страже которого стоит шериф, несправедлив. Он служит только богатым. То, что делает Робин Гуд, - незаконно, но справедливо.)
17. «Прекрасная Маргарет и милый Вильям».
18. «А ну, закрой-ка дверь!»
19. У Маршака спор выиграл старик, а у Голя - старуха.
20. Из баллады короля Артура «Мальчик и мантия». С помощью этих предметов можно было узнать, кто предал мужа, кто хвастун и трус.
21. Обернулась мухой. «Леди и кузнец».
22. Чертовщина.
23. На рубеже XVIII и XIX веков.
24. Авторская.
25. Роберт Бернс.
26. Ее краткость. Она похожа на пружину, сжатую между завязкой и развязкой.
27. Предание о скупом епископе города Майнца Гаттона.
28. Боялся, что сын не выдержит пытку, выдаст тайну.
29. Повтор (или рефрен) в начале и в конце баллады.
30. Поминальный пир (когда жен, коня, любимые вещи хоронят вместе с витязем и поют славу умершему).
Ответы на вопросы второго агона.
Для Робина Гуда.
1. Проверить тетиву. (Услышал о состязании стрелков.)
2. «Тут пахнет трусостью, стрелок, -
Ответил Робин Гуд -
Идем на славную игру,
Потешим добрый люд».
Для епископа Гаттона.
1. Жито сберег прошлогоднее он.
Был осторожен епископ Гаттон.
2. Думает: «Будут мне все благодарны,
Разом избавил я шуткой моей
Край наш голодный от жадных мышей.
3. Утром он входит в покой, где висели
Предков портреты, и видит, что съели
Мыши его живописный портрет,
Так что холстины и признака нет.
Для рыбака.
1. Горемыка ли несчастный
Погубил свой грешный дух,
Рыболов ли взят волнами,
Али хмельный молодец?
Аль ограбленный ворами
Недогадливый купец?
2. Озираясь, он спешит;
Он потопленное тело
В воду за ноги тащит,
И от берега крутого
Оттолкнул его веслом...
Испугался: Суд наедет,
Отвечай-ка;
С ним я век не разберусь.
3. Да будет вам по калачу,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу.
4. Кто-то там в окно стучит.
Что ты ночью бродишь, Каин?
Чтоб ты лопнул!
Это плата за нехристианский поступок.
IV. Подведение итогов.
Домашнее задание (по усмотрению учителя).
Похожие статьи:
Литературные викторины для школьников с ответами, 7 класс
Литературная викторина по произведениям Сотника с ответами
Сценарий поэтической игры для школьников 5-7 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!