Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Любимая Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игра по русскому языку и литературе с ответами, 8 класс

Интеллектуальная игра «Брейн-ринг» по литературе и русскому языку для школьников

Цели: сплочение коллектива, привитие навыка работы в команде, привитие интереса к русскому языку и литературе.

Правила игры:

Учащиеся заранее делятся на три команды, придумывается название команде, выбирается капитан. Перед началом игры проводится жеребьевка. Две команды играют в первом гейме, выигравшая команда играет с оставшейся во втором гейме. Выигравшая во втором гейме команда - победитель всей игры - награждается дипломом, все ее участники получают пятерки по предметам.

В каждом гейме игра идет до шести очков. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает одно очко. Ведущий задает вопрос после наступления тишины, спрашивает, ясен ли вопрос. Только после удара молотка команда приступает к обсуждению ответа. Команда, первой нашедшая ответ, включает лампу: обе команды прекращают обсуждение. Если первая команда дает неверный ответ, у второй команды есть возможность ответить.

Включение лампы до разрешения приступить к обсуждению ответа является фальстартом. У другой команды есть время для поиска ответа.

Если обе команды не находят верного ответа, в игре разыгрывается уже два очка. А сам вопрос передается в зал. За правильное решение этих вопросов зрители получают жетоны. Учащиеся, набравшие наибольшее количество жетонов, получают пятерки по предметам.

Вопросы первого гейма:

1. В школе проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные. Как вы думаете, почему? (От перестановки ударения меняется значение слов: стрелки часов и стрелки-солдаты, маленькие гвоздики и цветы гвоздики.)

2. Назовите автора и произведения, из которых приведены следующие строки:

• Там русский дух, там Русью пахнет...

• ...Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось...

 

• Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила...

(А. С. Пушкин: пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Няне».)

3. Определите самостоятельные части речи (командам даются карточки с текстом):

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по паве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

(Глагол, прилагательное, существительное; глагол, существительное; глагол, существительное; существительное, существительное.)

4. Назовите автора и произведения, из которых приведены следующие строки:

Да, были люди в наше время...

 

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания...

(М. Ю. Лермонтов: «Бородино», «Парус», «Тучи».)

5. Принятый порядок расположения букв. (Азбука, алфавит.)

6. У Пушкина - Иван Петрович Белкин, у Гоголя - Рудый Панько. Что объединяет этих людей? (Это рассказчики в произведениях «Повести Белкина» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

7. Сформулируйте правило, которое зашифровано в стихотворении:

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!

Только слышно: «Спи, малыш!»

Темноту замкнув на ключ,

Месяц вышел из-за туч.

(У существительных 3-го склонения на конце слова после шипящих пишем мягкий знак. У существительных 2-го склонения, а также у существительных 1-го склонения в родительном падеже, множественного числа на конце слова после шипящих мягкий знак не пишем.)

8. Назовите автора и произведения, из которых приведены следующие строки:

• «В реке росло множество кувшинок; их широкие зеленые листья плавали по поверхности воды. Самый большой лист был всего дальше от берега; к этому-то листу подплыла жаба и поставила туда ореховую скорлупу...»

• «У тебя чудный голос, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне. Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь, чтобы он стал остер, как лезвие меча».

• «Его поставили на стол, и - чего-чего не бывает на свете! - он оказался в той же самой комнате, увидел тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей! Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую...»

(Ганс Христиан Андерсен: «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик».)

9. Расставьте запятые (командам даются карточки с текстом).

Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет.

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно,

Да как крикнет, улетая:

«Вот что значит запятая!»

(...окном, ...дом, ...песик, ...мальчик, ...кот, ...дед, ...воробей, ...)

10. Строки из каких басен Крылова использованы (командам даются карточки с текстом)?

Однажды Лебедь, Рак и Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись,

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки, -

Пленять своим искусством свет.

(«Лебедь, Щука и Рак», «Квартет».)

11. — Что у меня в кармане? - спросил Володя у Саши.

- Не знаю.

- Я помогу тебе, - сказал Володя и назвал слова, корни которых могут подсказать ответ: перина, починка, ножницы.

Саша сразу догадался, что в кармане его друга. Догадались ли вы?

(Перочинный нож.)

Вопросы второго гейма:

1. Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьей. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение, и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы: строить, строиться. Назовите сам корень. (-стро-)

2. Назовите автора и произведения, из которых приведены следующие строки:

• «Наелся волк и улегся опять в постель, заснул и стал громко храпеть. А проходил в ту пору мимо дома охотник и подумал: «Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь».

• И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь - а там волк лежит...».

• «Услышав ужасный крик, разбойники повскакивали из-за стола и, решив, что к ним явилось какое-то привидение, в великом страхе кинулись в лес».

• «И должна она была там с утра до самого позднего вечера исполнять черную работу: вставать рано утром, носить воду, топить печь, стряпать и мыть. А кроме того, сводные сестры всячески старались, как бы ее посильней огорчить - насмехались над нею, высыпали горох и чечевицу в золу...»

(Братья Гримм: «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Золушка».)

3. Определите самостоятельные части речи (командам даются карточки с текстом).

Сяпала калуша по напушке и увазила некузявую бутявку. И волит: «Пуськи бятые!»

(Глагол, существительное, существительное, глагол, прилагательное, существительное, глагол, существительное, прилагательное.)

4. Лесков «Левша». Кому принадлежат слова?

• «Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным сделал».

• «Сиди, - говорит, - здесь до самого Петербурга вроде пуделя, ты мне за всех ответишь».

• «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

(Император Александр Павлович, Платов, Левша.)

5. Название части слова, включающей в себя обязательно одну гласную. (Слог.)

6. У Пушкина - наливное яблочко, у Жуковского и Шарля Перро — веретено. Что объединяет эти предметы?

(Героини засыпали.)

7. Сформулируйте правило, которое зашифровано в стихотворении:

Завести велели мне

Новые привычки:

Никогда девчонок не

Дергать за косички!

Никогда с братишкой не

Драться за обедом!

На уроках больше не

Говорить с соседом!

Я согласен даже не

Рисовать на карге!

Я согласен даже не

Танцевать на парте!

Но не делайте вы мне

Никаких упреков,

Если даже я и не

Выучу уроков!

(«Не» с глаголами пишется раздельно.)

 

8. Кто автор следующих строк и о ком в них говорится?

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вина,

Заедает она пряником печатным...

 

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава...

 

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьется...

(А. С. Пушкин: старуха, Царевна Лебедь, Черномор.)

9. Расставьте запятые (командам даются карточки с текстом):

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

(...рыба, ...корова, ...лает, ... синичка, ...дети, ...картина, ...инея, ...дрова, ...кукла, ...поет, ...лежат, ...там, ...бабушки.)

10. В стихотворном отрывке все слова заменены близкими по смыслу. Отгадайте произведение (командам даются карточки с текстом):

Как-то раз морозной лютой зимою

На опушке леса я совсем промерз.

Вижу - вверх плетется тощая коняга

И сухие ветки на санях везет...

(Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел — был сильный мороз.

Гляжу — поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз... )

11. - Я знаю два удивительных русских слова, - сказал Буратино. - В одном семь одинаковых гласных, а в другом - сорок.

- О, мудрейший из юношей! - воскликнул Хоттабыч. - Ты не можешь быть мудрее меня, старого волшебника и мага. Я отыскал в русском языке четыре слова более удивительных: в каждом из них по сто одинаковых согласных.

А вы знаете эти слова?

(Семья, сорока, стоп, сток, стол, стон.)

Похожие статьи:

Викторины по произведениям Джека Лондона с ответами

Литературные викторины для школьников с ответами, 7 класс

Литературная викторина по произведениям Сотника с ответами

Сценарий поэтической игры для школьников 5-7 класса

Игра соревнование по литературе, 6 класс

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!