Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Цветаевой
Урок – литературная гостиная, 11 класс. Тема: «Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой»
Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой; развивать творческое мышление; отработать навыки выразительного чтения, умение работать с дополнительной литературой; развивать чувства сострадания, сопереживания.Эпиграф:
...Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
М.И. Цветаева
Ход урока
Учитель. Национальной гордостью и духовным достоянием любого народа является поэзия. Русская литература не исключение. Однако наша история такова, что многих поэтов и писателей не печатали, их незаслуженно забыли на долгие годы. За последнее время наша страна пережила много потрясений и перемен, забытые имена поэтов, писателей, деятелей науки вновь зазвучали, их произведения публикуются. Среди «возвращенных» поэтов можно назвать Анну Ахматову, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, среди прозаиков — Бориса Пильняка, Исаака Бабеля и многих других. В этой великолепной плеяде свое особое место занимает образ М.И. Цветаевой, замечательного русского поэта.Ведущий. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Ее родители принадлежали к научно-художественной интеллигенции. Отец Марины Цветаевой — Иван Владимирович - был филологом и искусствоведом. Именно он является создателем и основателем одного из лучших музеев искусств России — Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Если влияние отца на творчество Марины Цветаевой всегда было скрытым, то ее мать — Мария Александровна — страстно занималась воспитанием детей. Талантливая пианистка Мария Цветаева-Мейн стремилась передать свой дар старшей дочери Марине, но она оказалась лишена музыкального таланта. После смерти матери Марина Цветаева скажет: «После такой матери мне осталось только одно: стать поэтом».
Ведущая. Нелюбовь матери, боготворение ее дочерью — все это сказалось на характере будущей поэтессы. Она была одновременно учтива до старомодности и обладала бунтарским духом. «Из нелюбимой и протестующей против этой нелюбви девочки Марина Цветаева постепенно вырастет в женщину с очень непростым характером». Р.М. Хин-Гольдовская, близко знавшая Марину Цветаеву и ее мужа Сергея Эфрона, так характеризовала эту пару: «...Очень красивая особа, с решительными, дерзкими до нахальства манерами... богатая и жадная, вообще, несмотря на стихи, — баба кулак! Муж ее — красивый, несчастный мальчик Сережа — туберкулезный чахоточный».
Ведущий. Марина Цветаева очень рано ощутила свое предназначение быть поэтом, это был ее рок, ее «клеймо». Ей изначально было известно, что поэт — это гражданин Вселенной, космический провидец. Цветаева не раз приводила строки русской поэтессы Каролины Павловой, слегка изменив их:
Чтец 1.
Я - вселенной гость,
Мне повсюду пир,
И мне дан в удел
Весь подлунный мир!
Чтец 2.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущая. Этим пророческим стихотворением, написанным в 1913 г. еще неизвестной Мариной Цветаевой, как правило, открываются все сборники поэтессы. Стихи М.И. Цветаева начала писать рано, с шести лет, причем не только по-русски, но и по- французски, по-немецки, а впервые стала печататься с шестнадцати.
От лица Цветаевой. В 1910 г. выходит мой первый сборник - «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин.
Критик М. Волошин. Женщины-поэты предыдущего поколения Зинаида Гиппиус, Поликсена Соловьева (Allegro) как бы скрывали свою женственность и предпочитали в стихах мужской костюм, и писали про себя в мужском роде. Поэтессы же последних лет, подобно поэтессам французским, говорят от своего женского имени и про свое интимное, женское.
Но ни у одной из них эта женская, эта девичья интимность не достигала такой наивности и искренности, как у Марины Цветаевой. Это очень юная и неопытная книга — «Вечерний альбом». Многие стихи, если их раскрыть случайно, посреди книги, могут вызвать улыбку. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Она вся на грани последних дней детства и первой юности. Если же прибавить, что ее автор владеет не только стихом, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения, импрессионистической способностью закреплять текущий миг, то это укажет, какую документальную важность представляет эта книга, принесенная из тех лет, когда обычно слово еще недостаточно послушно, чтобы верно передать наблюдение и чувство.
Критик Н. Гумилев. Марина Цветаева (книга «Вечерний альбом») внутренне талантлива, внутренне своеобразна. Пусть ее книга посвящается «блестящей памяти Марии Башкирцевой», эпиграф взят из Ростана, слово «мама» почти не сходит со страниц. Все это наводит только на мысль о юности поэтессы, что и подтверждается ее собственными строчками- признаниями. Многое ново в этой книге: нова смелая (иногда чрезмерно) интимность; новы темы, напр. детская влюбленность; ново непосредственное, бездумное ликование пустяками жизни. И, как и надо было думать, здесь инстинктивно угаданы все главнейшие законы поэзии, так что эта книга не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов.
Ведущая. С тех пор стихи Цветаевой — это длинный монолог размером с лирический том, длиной в целую жизнь. Это не только дневник жизни, чуткой, чувствительной, гордой и противоречивой души, это — исповедь души Марины. А это стихотворение можно считать формулой всей писательской и человеческой жизни:
От лица Цветаевой.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена –
Высокая пена морская!
Критик М. Шагинян. Более всего удается Цветаевой говорить о детях и говорить детям. Тут она — положительно хрестоматична; некоторые из ее стихов так и просятся в хрестоматию, как превосходные образцы поэзии для детей. Вот колыбельная песенка, вернее — картинка, не имеющая себе равной в русской литературе:
Чтец 1. «Там, где шиповник рос аленький,
Гномы нашли колпачки»...
Мама у маленькой Валечки
Тихо сняла башмачки.
«Солнце глядело сквозь веточки,
К розе летела пчела»...
Мама у маленькой деточки
Тихо чулочки сняла.
«Змей не прождал ни минуточки,
Свистнул, - и в горы скорей!»
Мама у сонной малюточки
Шелк расчесала кудрей.
«Кошку завидевши, курочки
Стали с индюшками в круг»...
Мама у сонной дочурочки
Вынула куклу из рук.
«Вечером к девочке маленькой
Раз прилетел ангелок»...
Мама над дремлющей Валенькой
Кукле вязала чулок...
Критик. Марина Цветаева была убеждена, что поэт — это медиум. Она многое «знала отродясь», «знала наперед». В стихотворении, обращенном к мужу, Сергею Эфрону, она писала: Такие - в роковые времена - Слагают стансы и идут на плаху.
Он и пошел «на плаху»: был арестован и расстрелян. Она предсказала, что умрет с ним одновременно:
Так вдвоем и канем в ночь:
Одноколыбельники.
Его расстреляли в том же (1941) году, что погибла и она. Но более всего предсказывало судьбу поэта стихотворение «Молитва», написанное 26 сентября 1909 г. в день ее семнадцатилетия.
От лица Цветаевой.
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, еще не кончен срок».
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!
...Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!
Ведущий. Не следует считать, что Марина действительно хотела умереть в семнадцать лет. Подтверждением этому являются строки: «Я жажду сразу всех дорог!». Поэтесса любила жизнь, во всех ее проявлениях, но больше всего она любила поэзия... Сборник заканчивается символичным стихотворением «Еще молитва».
Критик М. Шагинян. Мне хочется от души, чтобы Марина Цветаева, молящаяся «Дай мне душу, Спаситель, отдать — только тени», поняла, какое кощунство скрывается в этих словах; я хочу, чтобы Цветаева поняла, почему ей, и мне, и многим другим, тайно дорого то, что она считает за тени. Не потому — о, нет, — что это «только тени»; но именно за то, что в себе таят они и раскрывают подлинную реальность, за то, что важнейший и глубочайший их признак — реальное бытие. Приобщившись к реальности того, что за символом, она вернется к земле, — иная, чем теперь. И ее идеальный абсентеизм перейдет в реальное действование.
Настоящему таланту, как она, найти самое себя, значит найти мир, а найти мир — значит найти путь к вечной реальности.
Желаю ей искать его. И найти.
Чтец 2.
И опять пред Тобой я склоняю колени,
В отдаленьи завидев Твой звездный венец.
Дай понять мне, Христос, что не всё только тени
Дай не тень мне обнять, наконец!
Я измучена этими длинными днями
Без заботы, без цели, всегда в полумгле...
Можно тени любить, но живут ли тенями
Восемнадцати лет на земле?
И поют ведь, и пишут, что счастье вначале!
Расцвести всей душой бы ликующей, всей!
Но не правда ль: ведь счастия нет, вне печали?
Кроме мертвых, ведь нету друзей?
Ведь от века зажженные верой иною
Укрывались от мира в безлюдье пустынь?
Нет, не надо улыбок, добытых ценою
Осквернения высших святынь.
Мне не надо блаженства ценой унижений.
Мне не надо любви! Я грущу - не о ней.
Дай мне душу, Спаситель, отдать - только тени
В тихом царстве любимых теней.
Критик А. Саакянц. В лучших стихотворениях «Вечернего альбома» М.И. Цветаевой уже можно проследить основной конфликт ее любовной поэзии. ЛЮБОВЬ — в бесконечно широком понимании — была главной темой творчества Цветаевой. В это слово она вкладывала безмерно много и не признавала синонимов. Любовь означала для нее отношение к миру, во всей многозначности и противоречивости — как мира, так и ее чувства*.
Чтец 1.
Всё круче, всё круче
Заламывать руки!
Меж нами не версты
Земные, - разлуки
Небесные реки, лазурные земли,
Где друг мой навеки уже –
Неотъемлем.
Стремит столбовая
В серебряных сбруях.
Я рук не ломаю!
Я только тяну их
- Без звука! –
Как дерево-машет-рябина
В разлуку,
Во след журавлиному клину.
Стремит журавлиный,
Стремит безогладно.
Я спеси не сбавлю!
Я в смерти - нарядной
Пребуду - твоей быстроте златоперой
Последней опорой
В потерях простора!
Ведущая. Марина Цветаева очень любила Россию. Эта любовь ярко проявляется в ее стихотворениях, посвященных Москве (городу, в котором она родилась), Трехпудному переулку (где находился отчий дом):
Чтец 2.
Над городом отвергнутым Петром,
Перекатился колокольный гром.
Гремучий опрокинулся прибой
Над женщиной, отвергнутой тобой.
Царю Петру, и вам, о царь, хвала!
Но выше вас, цари: колокола.
Пока они гремят из синевы –
Неоспоримо первенство Москвы.
И целых сорок сороков церквей
Смеются над гордынею царей!
От лица Марины Цветаевой.
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи.
Критик. Жизнь Марины Цветаевой была полна и радостью и горем. Умирает ее младшая дочь, муж покидает Россию, сама Марина с дочерью Асей испытывает страшную нужду. А в 1921 г. Цветаева уезжает за границу, как она говорила, рванулась к мужу. Эмиграция далась ей тяжело. Постоянные думы о Родине, тоска, неприятие чуждой ее душе жизни...
Чтец 1.
О, неподатливый язык!
Чего бы попросту - мужик,
Пойми, певал и до меня:
«Россия, родина моя!»
Но и с калужского холма
Мне открывалася она –
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь –
Рок, что повсюду, через всю
Даль - всю ее с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись Домой!»
Со всех - до горних звезд –
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь,-
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля –
Гордыня, родина моя!
От лица Марины Цветаевой.
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно –
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться - мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично - на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне всё - равны, мне всё - равно,
И, может быть, всего равнее –
Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина...
Ведущий. Характерной чертой поэтов того времени являлось посвящение своих стихов поэтам-современникам. Не была исключением и М.И. Цветаева. Известны ее стихи, посвященные А.А. Ахматовой, А.А. Блоку, В.В. Маяковскому, своему мужу ^ Я. Эфрону.
Ведущая. Однако в жизни Марины Цветаевой было только °Дно «божество от поэзии», и звали его — Александр Блок. Все остальные были лишь соратниками.
От лица Марины Цветаевой.
Зверю - берлога,
Страннику дорога,
Мертвому-дроги.
Каждому свое.
Женщине лукавить,
Царю - править,
Мне славить
Имя твое.
Ведущая. Изначально М.И. Цветаева вошла в эмиграционную среду как своя. Ее печатали, хвалили, приглашали на литературные вечера. Однако вскоре картина существенно меняется. Ее печатают все реже и реже, ее не принимают в домах и на литературных вечерах. У поэтессы уже нет иллюзий, она не оплакивает свое прошлое, но оплакивает свое настоящее...
От лица Марины Цветаевой.
Берегитесь могил:
Голодней блудниц!
Мертвый был и сенил:
Берегитесь гробниц!
От вчерашних правд В доме смрад и хлам.
Даже самый прах Подари ветрам!
Критик. В 30-х гг. XX в. М.И. Цветаева принимает важное решение. Меняется тональность ее произведений. Все больше поэтесса обращается к сыну и... к Советскому Союзу, олицетворяющему для Цветаевой не только покинутую ею Родину, но и новый мир новых людей.
От лица Марины Цветаевой.
Ник городу и ни к селу
Езжай, мой сын, в свою страну, -
В край - всем краям наоборот! –
Куда назад идти - вперед
Идти, - особенно - тебе,
Руси не видывавшие...
...Нести в трясущихся горстях:
«Русь - это прах, чти - этот прах!»
От неиспытанных утрат
Иди - куда глаза глядят!
Нас родина не позовет!
Езжай, мой сын, домой - вперед -
В свой край, в свой век, в свой час, - от нас
В Россию - вас, в Россию - масс,
В наш-час - страну! в сей-час - страну!
В на-Марс - страну! в без-нас - страну!
Ведущая. Личная драма поэтессы переплеталась с трагедией века. Она увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его. Последнее, что М.И. Цветаева написала в эмиграции, — цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехославакии, которую она нежно и преданно любила. Это поистине «плач гнева и любви», М.И. Цветаева теряла уже надежду — спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее, — как крик живой, но истерзанной души.
От лица Марины Цветаевой.
О, черная гора,
Затягившая весь свет!
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь - быть
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь - жить
С волками площадей.
Критик А. Саакянц. Конец ее закономерен. Она сама пресекла свою жизнь, когда все с той же великой силой духа осознала, что существовать дальше не имеет никакого смысла. Этот дух покинул ее — в час, таинственный и неведомый для простых смертных. Можно ли ей было помочь? Спасти? Если б не арест мужа и дочери, если б не война, если б не эвакуация в далекую глухую Елабугу... У каждого свой рок, и именно поэт знает свой последний час. Знала и Цветаева, что едет на Родину умирать («дано мне отплытие Марии Стюарт»)...
Учитель (под музыку Л. Бетховена). А закончить наш литературный вечер хочется стихотворением Леонида Губанова, посвященном Марине Цветаевой.
Чтец 2.
Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться –
Пускай она седая бы
И в самом ветхом платьице.
Понес бы водку белую
И пару вкусных шницелей,
Присел бы наглым беркутом –
Знакомиться ль? Молиться ли?..
Пускай была бы грустная
И скатерть даже грязная,
Но только б слышать с уст ее
Про розовое разное.
Но только б видеть глаз ее
Фиалковые тени
И чудо челки ласковой
И чокнуться в колени.
Небесному - небесное,
Земному - лишь земное.
И ты летишь над бездною
Счастливейшей звездою.
Все поняла - отвергнула,
Поцеловала - ахнула,
Ну а теперь ответа жди
От золотого Ангела!
Пусть сыну честь - гранатою
А мужу слава - пулей,
Зато тебя с солдатами
Одели и обули.
И ничего не вспомнила,
Перекрестилась толечко –
Налей стаканы полные,
Зажри все лунной корочкой!
Здоровье пью рабы твоей
Заложницы у Вечности
Над тайнами зарытыми,
Страстями подвенечными.
Какое это яблоко
По счету своевольное.
Промокшая Елабуга,
Печаль моя запойная...
Была б жива Цветаева,
Пошел бы в ноги кланяться
За то, что не святая ты,
А лишь страстная пятница.
И грустная, и грешная,
И горькая, и сладкая
Сестрица моя нежная,
Сестрица моя славная.
Дай Бог в гробу не горбиться,
Мои молитвы путая,
Малиновая горлица
Серебряного утра!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы, 10 класс. Анализ романа Лермонтова «Герой нашего времени»Похожие статьи:
Урок литературы, 11 класс. Есенин. Биография и основные мотивы творчества
Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество
Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 870 дней назад (6 августа 2022)
Просмотров: 859
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Конспекты уроков литературы
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!