Урок литературы, 11 класс. Есенин. Биография и основные мотивы творчества
Конспект урока литературы для 11 класса. Тема: Сергей Есенин. Личность поэта
Цели:
- познакомить учащихся с С. Есениным - человеком и поэтом;
- проследить, каков его жизненный путь;
- развивать навык составления в ходе урока плана биографии;
- показать своеобразие лирики Есенина, ее связь с устным народным творчеством;
- развивать речь учащихся в ходе выступлений с сообщениями умение выразительно читать наизусть;
- воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: портрет С. Есенина; фото поэта с матерью; домик Есенина на родине.
Вопросы:
1. Что больше всего взволновало вас в судьбе поэта?
2. Что замечательного содержится в услышанных стихах поэта, что затронуло ваши сердца?
На доске запись; «Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!»
Ты живешь, и люди благодарны правде сердца твоего стиха.
Н. Тихонов
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.
Стихотворение Н. Тихонова «Здравствуй, дорогой Сергей Есенин». (Читает учащийся.)
Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!
Мы пришли, стихи твои любя,
Здесь поэты разных поколений –
Все, кто шел приветствовать тебя!
Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим напевам не стихать,
Ты живешь - и люди благодарны
Правде сердца твоего стиха!
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Основная часть урока. Встреча с поэтом и человеком.
1. Слово учителя о С. Есенине.
Учитель. С. Есенин прожил недолгую жизнь, всего 30 лет, но сумел оставить много прекрасных стихов. Может, кто-то впервые услышит стихи С. Есенина, и он войдет в его сердце.
Есенина любят потому, что стихи его искренни, правдивы они просты по своей форме. Творчество поэта привлекает своей романтичностью и выражением лучших чувств.
Задание учащимся: по ходу урока составить план биографии С. Есенина.
2. Заочная экскурсия в село Константиново.
Учитель. Широкой прямой улицей пролегло село Константиново вдоль крутого холмистого правого берега Оки. Было оно тихое, утопающее в зелени. В центре села - церковь, окруженная стройными многолетними березами с множеством грачиных гнезд. За церковью, на высокой крутой горе, - старое кладбище. Часто отсюда любовался С. Есенин чудесным видом на приокские раздолья. Это родина С. Есенина.
3. Сообщение учащегося «Детство и юность С. Есенина».
4. Чтение стихов «Низкий дом с голубыми ставнями», «Эта улица мне знакома».
5. «Начало». Слово учителя (с одновременной демонстрацией слайда или фотографии школы, где учился Есенин).
Учитель. Стихи начал писать с 9 лет, читать книги - с 5 лет. После окончания школы с 16 до 17 лет жил в селе. Потом учился в Москве в университете 1,5 года, не закончил из-за материальной необеспеченности.
В 1915 году поехал в Петербург, познакомился с А. Блоком и прочитал ему свои стихи. Блок первым помог Есенину в становлении его как поэта. Есенин обосновывается в Петербурге, завязывает связи с литераторами. Печатается в различных журналах, в 1916 году выходит первый сборник стихов «Радуница». Главное достоинство стихов - лирическое изображение природы, в которых мы видим привязанность и любовь Есенина к Родине.
Наступил 1917 год. Как же воспринял революцию С. Есенин? Как и многие, Есенин с радостью встречает революцию, но воспринимает ее по-своему, с крестьянским уклоном, больше стихийно, чем сознательно, и это отразилось на его творчестве. Он не совсем ясно представлял цели революции, будущее Родины после нее, социализм. Это будущее представляется Есенину как царство благополучия. Социализм ему кажется блаженным мужицким раем. Поэтому в его представлении развитие социализма было иным, чем на самом деле.
Не случайно С. Есенин заявляет: «Ведь это совсем не тот социализм, о котором я думал». Он долгое время не мог понять пути преобразования деревни, и в его душе появляются разочарованность, отчаяние. На основе таких настроений поэт пишет сборник «Сорокоуст». Здесь он проклинает железного гостя, считает, что он несет гибель деревенскому укладу. С. Есенину кажется, что с гибелью старой деревни пробьет последний час и для него самого.
6. Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни».
Учитель. Стихи 1919-1921 гг. ярко запечатлели болезненные противоречия С. Есенина. От этих стихов и лежал путь к печально известному циклу «Москва кабацкая».
7. Личная драма поэта.
Учитель. В августе 1917 года Есенин женился на Зинаиде Николаевне Рейх. Она служила секретарем в редакции петроградской газеты «Дело народа». Позже стала актрисой, играла роль женщины в пьесе «Баня» Маяковского. Оба любили друг друга, в браке родилось двое детей. Однако через 4 года, в феврале 1921 года, брак был расторгнут.
В этом большую роль сыграл один из друзей С. Есенина - Мариенгоф. Он сделал все, чтобы поссорить Есенина с женой: уводил из дома, твердил, что поэт не должен быть женат.
Сергей Есенин был очень привязан к детям. Разрыв принес и другое бедствие - поэт не имел постоянного жилья, скитался по друзьям. Вещи и рукописи были разбросаны по отдельным квартирам.
Не случайно в стихотворении «Письмо от матери» звучит горький упрек, на который ему нечего возразить:
Но ты детей по свету растерял,
Свою жену легко отдал другому
И без семьи, без дружбы, без причал,
Ты с головой ушел в кабацкий омут.
В мае 1922 года Есенин уехал за границу.
8. Сообщение ученика «Роль заграничной поездки в жизни Есенина».
9. Чтение стихотворения «Я покинул родимый дом».
Учитель. В 1922 году Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. Американская подданная, по происхождению ирландка, она была зачинательницей новой школы танцев. Вдвое старше Есенина, она не говорила по-русски, а Есенин не знал другого языка. Жизненные взгляды разные.
До встречи с Есениным она была несколько раз замужем, у нее было двое детей, но они погибли в автомобильной катастрофе. Дункан привязалась к Есенину, он показался ей похожим на сына. Она любила его, заботилась о нем, он тоже испытывал к ней искренние чувства. В 1923 году, после расставания, в последнем письме к ней он признался: «Часто вспоминаю тебя с благодарностью».
Узнав о смерти Есенина, Дункан из-за границы отправила скорбную телеграмму: «Прошу передать родным и друзьям Есенина мое великое горе и сочувствие».
В 1927 году она трагически погибла в Ницце в гоночном автомобиле: была задушена собственным шарфом, конец которого запутался в колесе.
Особое место в судьбе Есенина заняла Галина Артуровна Бениславская. Внешне она проигрывала по сравнению с Рейх и Дункан. После возвращения из-за границы Есенин поселился у неё. Она была, можно сказать, нянькой для Есенина: отдавала в редакцию стихи, ведала денежными делами, много сил приложила, чтобы направить его на правильный путь.
Очень тяжело пережила Бениславская смерть Есенина. В 1929 г. через год после его смерти, застрелилась на его могиле, оставив записку: «В этой могиле для меня все самое дорогое».
10. Последние годы жизни. (Сообщение учащегося.)
Учитель. В последние годы жизни меняется отношение Есенина к деревне. С 1924 по 1925 год жизнь его характеризуется небывалым творческим подъемом: он написал около 100 стихотворений, что вдвое больше, чем за предшествовавшие шесть лет. Но душевные противоречия не были до конца преодолены. Жизнь его была неустроенной и безалаберной. Последний год жил в Москве: неустроенность заставила его переменить место.
27 октября 1929 года его нашли повешенным в ленинградской гостинице «Англетер».
Гроб с телом Есенина был установлен в Доме печати в Москве, похоронен поэт на Ваганьковском кладбище.
Проверка плана биографии.
Памяти Есенина посвящено много стихов.
Чтение стихотворения В. Маяковского «Сергею Есенину».
IV. Обобщение. Подведение итогов урока.
- Что больше всего взволновало вас в судьбе Есенина?
- В чем сложность духовных поисков поэта?
Автор: Н. П. Урывская
Похожие статьи:
Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»
Нет комментариев. Ваш будет первым!