Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся 5-9 классов
Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.Л. Н. Толстой
Огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Спонтанные и плохо организованные родительские собрания ничего, кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Очень часто можно слышать от родителей: «В начальной школе нашим классом учитель занимался, а теперь классному руководителю нет до наших детей никакого дела». Безусловно, в начальной школе классный руководитель уделяет больше внимания учащимся, но ведь в его задачу входит не только создание классного коллектива, но и коллектива родителей, способных помочь в дальнейшем новому классному руководителю сохранить и приумножить традиции коллектива, заложенные в начальной школе.
И родителям пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения учащихся нельзя недооценивать. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой справиться не в состоянии. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей-предметников.
Следует отметить, что психолого-педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, с родителями старшеклассников необходимо поднимать не только учебные вопросы, но и проблемы взрослых: служба в армии, проблемы ранних и гражданских браков, терпимость по отношению к другим людям, национальные взаимоотношения, участие в сектах и организациях, чья деятельность идет в разрез с государственной политикой. Об этом и о многом другом необходимо говорить с родителями заранее, чтобы они спокойно могли воспринимать возникшие в будущем трудности.
Для того чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, классный руководитель должен не только предлагать темы для обсуждения в ходе родительских собраний, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
Приглашая специалистов для просвещения родителей, классный руководитель должен помнить, что от компетентности, эрудиции, коммуникабельности этих людей зависит степень доверия родителей классному руководителю.
Демонстрация видеоматериалов, слайдов, а также различного рода статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.
Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут посещать родительские собрания и обращаться за советом и помощью.
Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Нельзя оставлять без внимания ни один вопрос родителей. Психолого-педагогическое просвещение необходимо еще и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к ее решению и сделать соответствующие выводы.
Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей (5 - 9 классы):
— Физиологические особенности школьников на среднем этапе обучения.— Психология пятиклассника.
— Мой ребенок — девятиклассник.
— Особенности адаптации пятиклассника к школе.
— Значение режима дня в жизни школьника.
— Свободное время в жизни школьника.
— Как научить ребенка учиться?
— Что делать, если ребенок говорит: «Не хочу!»
— Как бороться с ленью?
— Средства массовой информации в жизни ученика и его семьи.
— Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности.
— Книга в жизни семьи и ребенка.
— Взаимоотношения взрослых в семье — пример для подражания?!.
— Праздники в доме. Какими им быть?
— Радости и горести материнства и отцовства.
— Что надо знать о половом созревании детей?
— Как предотвратить проблемы в воспитании собственных детей?
— Компьютер — друг или враг?
— Взаимоотношения младших и старших детей в семье.
— Дружба в жизни старших и младших членов семьи.
— Взаимоотношения детей с друзьями и приятелями.
— Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки?
— Права и обязанности ребенка в семье.
— Здоровье ребенка — основа успешности в учении.
— Спортивные традиции нашей семьи.
— Если ребенок одинок...
— Связь поколений и ее значение в воспитании детей.
— Школьный учебник. Как с ним работать дома?
— Как научить ребенка выполнять домашнее задание самостоятельно?
— Если ребенок успевает слабо...
— Конфликты в семье и искусство их преодоления.
— Страхи ребенка. Что за этим стоит?
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства. Почему такое происходит? Кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе «семья — школа» приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого в каждой школе должна быть разработана стратегия формирования у родителей и учащихся культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству учебного заведения. Какие аспекты работы с родителями должны быть включены в эту стратегию и насколько серьезно они должны контролироваться со стороны администрации школы?
Уже в начальной школе классный руководитель должен в первую очередь знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию; такую экскурсию могут проводить учащиеся старшеклассники совместно с педагогом младших классов. Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей. На среднем и старшем этапе обучения учащихся классный руководитель должен ежегодно планировать такие мероприятия, которые будут информировать родителей о процессах, происходящих в школе.
Для этого в системе работы классного руководителя на среднем и старшем этапе обучения и воспитания учащихся должно быть больше мероприятий, объединяющих учеников и родителей. К примеру, большое воспитательное значение могут иметь ежегодные круглые столы - встречи педагогов и администрации с учащимися, которые являются гордостью школы. В таких встречах должны непременно участвовать родители учащихся, дедушки бабушки. Теплая и сердечная встреча, подарок ученику от школы в виде благодарственного письма в рамке, которое будет украшать стены его дома - это ли не возможность сплотить всех участников процесса обучения и воспитания в единое образовательное пространство?
Реально в школе происходит наоборот. Многие родители учащихся говорят о том, что уже в пятом классе они приглашаются в школу достаточно редко, в крайнем случае и только для того, чтобы еще раз убедиться в том, что их ребенок отнюдь не украшение школы.
Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д.
Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Ознакомить родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в Детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции шкоды и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
В пятом классе классный руководитель должен познакомить родителей с теми изменениями в урочной деятельности, которые встретятся у детей, с приемами развития читательских умений ребят на уроке, с учебниками, по которым они будут учиться, с их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребенком дома, как работать по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить непонятный материал, если ребенок встретился с какими-то трудностями.
В некоторых школах идут гораздо дальше в создании единого образовательного пространства: родители имеют возможность получить план проведения самых важных мероприятий в школе на год, где указаны все общешкольные родительские собрания, консультации, указаны дни открытых дверей, творческие отчеты классных коллективов и т. д. Это дает возможность гораздо ответственнее подходить к организации процесса обучения и воспитания учащихся как педагогам, так и их родителям.
Для того чтобы позже не разочаровываться в родителях своих учеников, классный руководитель с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами его развития и давать им возможность стать активными участниками классных дел. Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.
Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. В некоторых школах есть интересная практика, когда в начальной школе каждая семья должна подготовить один Родительский урок в учебном году. Его тема обсуждается с классным руководителем, а все остальное — творчество семьи. Иногда такая традиция продолжается и в последующих классах. Это зависит от того, насколько классный руководитель заинтересован в активном участии родителей в жизни классного коллектива.
Для того чтобы снять тревогу и напряжение родителей в ожидании перехода ребенка на старшую ступень обучения, классный руководитель должен уделить большое внимание уже в средней школе знакомству родителей учеников класса с администрацией школы и педагогическим коллективом. Не менее важным является такой подход и в работе самого педагогического коллектива. Видеть родителей будущих учеников, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу — это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встречаться на средней и старшей ступени обучения учащихся.
Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы:
— Экскурсия — знакомство со школой и школьными службами.
— Праздник рождения класса.
— Встреча с администрацией учебного заведения и социально-психологической службой.
— Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
— Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».
— Родительское собрание «Книги, которые читают все».
— Презентация классного журнала «Новости школьных уроков».
— Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений класса.
— Организация и проведение родительских уроков.
— Заседание выездного клуба выходного дня.
— Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема — есть решение».
— «День открытых дверей в классе» — демонстрация достижений учащихся, родителей и классного руководителя коллективу педагогов школы.
— Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей.
В некоторых школах идут гораздо дальше в создании единого образовательного пространства: родители имеют возможность получить план проведения самых важных мероприятий в школе на год, где указаны все общешкольные родительские собрания, консультации, указаны дни открытых дверей, творческие отчеты классных коллективов и т. д. Это дает возможность более ответственно подходить к организации процесса обучения и воспитания учащихся как педагогам, так и их родителям, а классный руководитель имеет возможность подходить к организации работы с родителями на качественно новом уровне.
Для того чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель должен знакомить родителей с перспективами развития коллектива, демонстрировать его достижения, приглашать родителей для обсуждения трудных тем и наболевших проблем.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это тем, что в школе работают психологи, — им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде, а о психолого-педагогической диагностике, которая должна носить индивидуальный характер и быть оперативной. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной, итоговой.
Она может использоваться в зависимости от тех ситуаций, которые требуют ее применения.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребенку.
Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностика в работе классного руководителя — это достаточно опасное орудие и использовать его в своей деятельности педагог может только тогда, когда он абсолютно уверен в том, что все полученные материалы помогут ребенку и его семье стать ближе друг другу.
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
— родительских собраний;
— тематических и индивидуальных консультаций;
— внеклассных мероприятий;
— организации поездок и экскурсий;
— при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
— при анализе работы с классом.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо» (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.
Это даст возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися. Хорошо организованная итоговая диагностика работы школы в целом и воспитательной системы школы в частности позволяет оперативно решать вопросы качественного продвижения коллектива в своем развитии, планировать те мероприятия, результативность которых не вызывает сомнений.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа.
Диагностическая работа классного руководителя в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может искалечить души детей и взрослых, привести к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки в решении следующих проблемных ситуаций семейного воспитания:
— кризисы адаптации к школьному обучению;
— раннее половое созревание детей;
— нестабильность положения ребенка в семье;
— потеря родителей или близких людей;
— развод родителей;
— влияние компании на ребенка.
Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок выходит из повиновения родителям и попадает не просто в компанию, а в секту, которая становится для него более значимой, чем собственная семья. Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания).
Чтобы такая работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. А это возможно лишь в том случае, если классный руководитель будет серьезно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблем, существующих в обществе, и прогнозированию в воспитании собственных детей.
Индивидуальная коррекционная работа классного руководителя Должна быть направлена на работу с семьей, в которой растут одаренные дети. Ни для кого не секрет, что иногда положение такого ребенка в обычном классе бывает очень трудным.
Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребенка с одной стороны, а с другой стороны — сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.
В коррекции классного руководителя в не меньшей степени нуждаются и неблагополучные семьи. Классный руководитель должен знать, что собой представляют семьи его учеников, и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет.
На мой взгляд, в индивидуальной коррекционной работе нуждаются и семьи, где ребенка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой.
Такие семьи нуждаются в повышенном внимании со стороны школьной администрации и социально-психологической службы. Зачастую в таких семьях стараются лишний раз не обращаться за помощью, а когда это происходит, проблема решается очень непросто. Как правило, такие семьи нуждаются в оперативной помощи различных специалистов и служб: юристов, врачей, психологов, правоохранительных органов.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения Подготовка и проведение родительского собрания в классе Полезные советы и рекомендации для родителей пятиклассниковПохожие статьи:
Анкеты для родителей в школе, 5 класс
Родительское собрание «Знакомство с родителями», 5 класс
День рождения класса, 5 класс. Сценарий
← Психологический классный час для старшеклассников «Как претворить мечты в реальность» | Подготовка и проведение родительского собрания в классе →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 919 дней назад (20 июня 2022)
Просмотров: 560
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Классному руководителю
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!