Родительское собрание «Свободное время подростка», 5 класс
Разработка родительского собрания «Время - богатство, или как научить школьника эффективно использовать свое время»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме формирования у школьников чувства времени и умения эффективно его использовать.
Ход собрания
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
II. Основная часть собрания.
Учитель. В современном мире, насыщенном информацией, все чаще говорят о невероятных перегрузках школьных программ и, как следствие, школьников. Где же найти резервы времени учащегося?
В сутках 24 часа. Это, конечно, немного. Только одним ученикам этих суток не хватает, а другие не знают, что с ними делать.
Проблема времени не столько в его дефиците, сколько в том, как организованы различные виды деятельности учащихся.
Время нельзя ни растянуть, ни сжать, ни сберечь. Его можно лишь различным образом использовать. Ускоряется не время, ускоряются дела человеческие. Где же искать резервы времени учащихся? Ответ не может быть одинаковым для всех.
В одном случае, нужно лучше учить школьника на уроке. В другом - вооружить его умениями самостоятельно учиться. В третьем — научить преодолевать апатию, лень, воспитать трудолюбие. В четвертом - заняться оздоровлением семейных отношений. В пятом - наладить межличностные отношения в ученическом коллективе. В шестом - побеспокоиться о лечении ребенка, определении его в больницу или спецшколу и т. д. и т. п. Чаще перечисленные обстоятельства переплетаются. Во всех этих случаях преобладающим должен быть организационно-деятельный подход, воспитание высокой организованности учащихся, с тем чтобы они поверили в свои силы, возможность изменить обстановку и себя.
Чтобы более конкретно изучить резервы времени учащегося, нужно прежде всего путем хронометража установить, куда и сколько времени расходует школьник, а затем определить целесообразность такого расхода. Сначала выявляют часы пустого времяпрепровождения. Этому подвержены чуть ли не все школьники. Но одни теряют немного времени и даже не подозревают, что тратят его впустую, а у других расходуется напрасно значительная часть дня. Однако кроме борьбы с ничегонеделаньем, пустым времяпрепровождением надо искать возможности экономии времени при организации тех видов деятельности, которыми учащийся занимается.
Где же искать резервы времени?
1) Главный резерв времени школьника заключен в умении организовать учебную самостоятельную деятельность на уроке и особенно дома, в наличии научно обоснованного режима дня. Эффективность использования учебного времени школьника в большой мере зависит от его инициативы, активности. Пассивность - его враг.
2) Второй по значению резерв времени скрыт в общественно-полезной деятельности, в различных мероприятиях.
3) Большой резерв времени может быть заключен в организации свободного времяпрепровождения. Но говорить об этом имеет смысл лишь в том случае, если у школьника вообще есть какое-либо свободное время. Стоит отметить лишь, что у большой части детей крайне низкая культура использования свободного времени. Очень уместными кажутся слова Б. Рассела: «Способность умно наполнять свободное время есть высшая ступень личной культуры».
Как же научить школьника разумно использовать время? Обратимся за советом к психологу.
Психолог. (Примерные тезисы выступления.)
Эта проблема должна быть решена при помощи родителей. Первый шаг - изучить расходование времени в течение семи дней: куда, на какие цели и сколько его уходит, насколько экономно используется время учебы и отдыха, нет ли потерь. Наблюдение за распределением времени ведется в течение недели, так как именно за этот период у школьника совершается определенный цикл деятельности. Изучив реальное положение дел, необходимо внести коррективы в режим дня школьника.
Учитель. В связи с чем возникает проблема, связанная с неправильной организацией времени школьника? Почему родители и дети по-разному ощущают бег времени?
Психолог. О том, что одно и то же время воспринимается людьми различно, знают, пожалуй, все. Другое дело, почему так происходит. Прежде всего, это зависит от возраста. Чем меньше ребенок, тем длиннее ему кажется час, день. Для самого маленького ребенка утро - целый день, а день - вечность. По мере взросления человек начинает ощущать время более адекватно.
Различное восприятие времени зависит от содержания труда и его организации, отношения к нему, от степени удовлетворенности трудом.
Различно воспринимается время оптимистами и пессимистами, сангвиниками и меланхоликами, здоровыми и больными. Все эти факты давно отмечены, но главной задачей взрослого остается необходимость формирования у ребенка чувства времени.
Как это сделать?
1) Необходимо давать не только количественную, но и качественную оценку времени, т. е. определять, сколько времени необходимо затратить на ту или иную деятельность, чтобы выполнить ее наилучшим образом.
2) Ребенку нужно научиться сравнительно точно определять начало и конец работы.
3) Школьник должен уметь придерживаться намеченных сроков; уметь спланировать свой труд во времени в течение дня, недели, на более длительный срок.
4) Необходимо сформировать умение осуществлять учет и контроль затрат времени.
5) Школьнику нужно уметь находить в своем распорядке свободное время и превращать его в простор для всестороннего своего развития. Школьник может успешно учиться лишь при условии, если у него есть свободное время.
Учитель. Учебная деятельность школьника не заканчивается на уроке. Он приходит домой и снова садится за учебники. Чем отличается домашняя работа учащихся от классной?
Психолог. Домашняя работа учащихся отличается от классной содержательной стороной деятельности. Дома учащиеся сталкиваются с необходимостью самостоятельного познания с использованием разнообразных источников, при этом они должны уметь отобрать нужную информацию, выделить и записать главное, выбрать наиболее рациональные приемы закрепления материала, самостоятельно определить степень своей готовности к уроку; уметь рационально планировать работу (время выполнения задания; темп и ритм работы, так как им приходится ежедневно готовиться к 3-5 учебным предметам).
Работа школьника дома всецело зависит от его внутренних побудительных сил, отношения к учебному труду. Систематичность и высокое качество выполнения домашнего задания (ДЗ) обеспечиваются, как правило, познавательным интересом к учебному предмету, чувством дома и ответственности за работу перед школой, родителями, обществом. Формируя стойкую положительную мотивацию к выполнению ДЗ, учитель обеспечивает и воспитание у учащихся стремления самостоятельно совершенствовать свои знания, в том числе и для самообразования.
Школьная практика показывает, что в домашней работе учащихся имеются существенные недостатки:
1. Многие школьники не умеют расчленять изучаемый материал на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроля за усвоением знаний.
2. Многие учащиеся не могут организовывать свое рабочее время, не имеют твердо установленного режима, связанного с выполнением ДЗ.
3. Выполнение письменных заданий осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала.
4. Перегрузка учащихся ДЗ.
Следовательно, необходимо более пристальное внимание учителей и родителей к обучению школьников технике домашнего учения - научной организации труда (НОТ).
Специалисты установили оптимальные сроки выполнения домашней работы в 5 классе. Эго время - до 2,5 часов.
Учитель. Думаю, родителям следует знать рекомендации, благодаря которым домашняя работа будет выполнена ребенком качественно и в оптимальные сроки.
Рекомендации специалистов
Качество и культура учебного труда школьников по выполнению ДЗ включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-подготовительной деятельности по овладению изучаемым материалом:
1) процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер, т. е. следует учить уроки не в один присест, а обращаться к их изучению несколько раз в течение некоторого времени;
2) ДЗ необходимо выполнять в день их получения, так как усвоенный на уроке материл интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия;
3) приступая к подготовке ДЗ, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изученного материала;
4) если ДЗ включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником;
5) приступая к выполнению практических заданий, следует внимательно просмотреть упражнения, выполненные по изучаемой теме на уроке;
6) между подготовкой ДЗ по отдельным предметам необходимо делать перерыв в 10 12 мин для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности;
7) во время перерыва между подготовкой ДЗ по отдельным предметам нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям (просмотр телепередачи и т. д.);
8) важно, чтобы ДЗ выполнялись ежедневно в одно и то же время и на постоянном месте;
9) после подготовки ДЗ по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 30 мин перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с приемов самоконтроля;
10) полезно, чтобы учащиеся непосредственно перед сном уделяли 10 мин беглому просмотру (повторению) изученного материала по учебникам, не подвергая себя никаким дополнительным раздражителям, в спокойном состоянии ложились спать.
Учитель. Многих родителей очень волнует проблема запоминания (или незапоминания) учебного материала. Что следует знать родителям в связи с этим вопросом? Какие нюансы необходимо учитывать?
Психолог. (Примерные тезисы выступления.)
Действительно, многих волнует вопрос о том, как развить память ребенка и какие свойства ее необходимо знать.
Общеизвестно, что существует два вида памяти: непроизвольная и произвольная. Каждому человеку свойственны оба вида, но, как правило, какой-то преобладает.
Многочисленные исследования ученых показывают, что после однократного прослушивания объяснения учителя, в памяти учащегося остается около 10 % информации, после самостоятельного чтения - 30 %, после показа изученного материала, сопровождаемого объяснением и активным наблюдением - 50 %, а после самостоятельных практических действий - 90 %. Таким образом, ученик, регулярно выполняющий домашние задания, работающий с книгой, решающий задачи дома и в неучебное время, развивает свою память, добиваясь запоминания нового материала около 90 %. Память учащегося увеличивается в своем объеме одновременно с ее использованием. В кратковременной памяти, длящейся десятки секунд, след в сознании сохраняется недолго; если же ребенок дома повторяет материал, изученный на уроке, то информация из кратковременной памяти переходит в долговременную.
Какие правила следует соблюдать учащимся, чтобы память развивалась, а обучение было успешным?
1) Изучая в качестве домашнего задания параграф учебника, ученику целесообразно разделить его текст на части. Прочитав каждую, закрыть глаза и понять смысл прочитанного и восстановить его в памяти. Не разобравшись в прочитанном, бесполезно заучивать материал. А поскольку все взаимосвязанно, школьник не может, не усвоив предыдущего, понять последующий материал и, не зная теории, перейти к практике, например, к решению задач.
2) С ростом объема заученного, растет число требуемых повторений, однако они непропорциональны. Так, до семи новых предметов, явлений, событий запоминаются за одно повторение. Чтобы запомнить 16 объектов, необходимо 30 повторений, для усвоения 24 объектов - около 50.
3) Любые сведения, даже самые интересные, которые внимательно слушал на уроке ученик, быстро улетучиваются из памяти, а самое быстрое забывание идет в первые два дня, поэтому повторение следует начинать в этот период.
4) Практика показывает: запоминается, прежде всего, то, что связано с самостоятельной деятельностью ребенка, с преодолением препятствий, с трудовой деятельностью человека. И поэтому шпаргалку, изготовленную самим ребенком, можно расценивать как прекрасное изобретение школьников, потому что, составляя ее, учащийся описывает важные сведения, группирует их, систематизирует, делая обобщения, да так, что, когда приходит время держать ответ, нужда пользоваться самостоятельно подготовленной шпаргалкой, чаще всего, отпадает.
5) Выученное должно «отлежаться» в памяти. Подготовку к урокам необходимо вести заранее дома, а не на перемене. Ведь не секрет, что некоторые ученики за 10 минут перемены начинают листать страницы учебника, решать задачи, а порой и - списывать из чужой тетради уже выполненное домашнее задание. Разумеется, толку в этом практически нет.
6) Ученые утверждают, что ни один из способов заучивания каких-нибудь сведений не даст результатов, если школьник боится умственной перегрузки или убежден в ограниченности своих интеллектуальных возможностей. Важно убедить ребенка, что это неверно. Ведь при самой большой мозговой нагрузке человек обычно использует 8-10 % возможностей мозга. Значит, память можно развивать практически беспредельно. Чаще всего развитию памяти мешают не ограниченные возможности, а обычная лень ребенка.
III. Заключительная часть собрания. Подведение итогов.
Учитель. Навыки рационального использования времени формируются не сразу, а на протяжении длительного времени, требуют многократных повторений, волевых усилий. Однако, несмотря на трудности, родители должны постараться внушить детям мысль о том, что «время - казна для знающего ему цену» (пословица). И тогда жизнь ваша и вашего школьника обязательно наполнится новыми ощущениями и раскрасится в яркие чистые тона.
Удачи!
Приложение
Игры для родителей с детьми
Очень часто, оставшись наедине со своим ребенком, родителю хочется с пользой провести время. Тогда из кладовки достаются конструкторы, на кухне начинает повизгивать лобзик. Но что делать, если ничего такого нет под рукой а время все-таки нужно как-то организовать? (Например, вы едете в поезде или в туристическом автобусе, летите в самолете). В подобных случаях очень кстати будут интеллектуальные игры, в которых развиваются механизмы и свойства мышления, необходимые любому человеку. Ниже предложены интеллектуальные игры, которые разнообразят ваш досуг и, несомненно, будут полезны вашему пятикласснику.
1. Составление предложений.
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например ОЗЕРО, КАРАНДАШ и МЕДВЕДЬ. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартной связи.
2. Поиск общего.
Берутся наугад два слова, также мало связанных, например ТАРЕЛКА и ЛОДКА. Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными («изделия человеческих рук», «имеют глубину»), но особенно ценятся необычные, неожиданные, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете; их оказывается не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Можно ввести и качественные критерии - начислять дополнительные баллы за оригинальность.
В дальнейшем поступившие ответы располагаются в определенной иерархии в зависимости от степени значимости вскрываемых в них связей между предметами (такая работа необходима, чтобы дети предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки).
Эта игра учит в разрозненном, несвязном материале находить множество общих моментов, состыковок и получить четкое представление о степени существенности признаков.
3. Исключение лишнего слова.
Берутся любые три слова, например: СОБАКА, ПОМИДОР, СОЛНЦЕ. Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, лишнее, не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить собаку, а помидор и солнце оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но и легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаться на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что она формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным правильным решением, а надо искать целое их множество.
4. Поиск аналогов.
Называется какой-либо предмет или явление, например, ВЕРТОЛЕТ. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы птица, бабочка (летают и садятся); автобус, поезд (транспортные средства) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
5. Поиск противоположных предметов.
Называется какой-либо предмет, например, ДОМ. Надо назвать как можно больше других, противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки и систематизировать противоположности (антиподы) по группам. Например, в нашем случае могут быть названы: САРАИ (противоположность по размеру и степени комфорта), ПОЛЕ (открытое или закрытое пространство), ВОКЗАЛ (чужое или свое помещение) и т. д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.
Эта игра формирует способность «вычерпывать» из предмета различные его свойства и использовать их для поиска других предметов, учить сравнивать предметы между собой, выделяя в них общее и различное.
6. Поиск предметов по заданным признакам.
Ставится задача - назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, например, ДВЕРЬ (она и закрывает, и открывает выход из помещения), ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ (он и зажигает, и гасит свет)». Ответы могут быть банальными. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество небанальных ответов.
Эта игра формирует способность легко находить аналогии между различными непохожими предметами, быстро оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, быстро переключать мышление с одного объекта на другой.
7. Поиск соединительных звеньев.
Задаются два предмета, например, ЛОПАТА и АВТОМОБИЛЬ. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, имеющие четкую логическую связь с обоими заданными. Например, в нашем случае это может быть ЭКСКАВАТОР (с лопатой сходен по функции, а с автомобилем входит в одну группу - транспортные средства), РАБОЧИЙ (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух - трех соединительных звеньев (ЛОПАТА - ТАЧКА - ПРИЦЕП-АВТОМОБИЛЬ). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто дал наибольшее число четко аргументированных вариантов решения.
Эта игра формирует способность легко и быстро устанавливать связи между явлениями, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить предметы, имеющие общие признаки.
8. Способы применения предмета.
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например КНИГА. Надо указать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на название безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывает в обычном предмете неожиданные возможности. Она может также послужить хорошей основой для дискуссии о нравственности.
9. Формулирование определения.
Называется знакомый всем предмет. Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет (то есть любая его разновидность обязательно охватывается этим определением), но не касается никакого другого.
Эта игра учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки с отвлечением от несущественных, а также способности одним мысленным взором охватывать массу разновидностей одного и того же предмета. Особенно полезна эта игра для тех детей, которые испытывают трудности при формулировании или запоминании определений.
Эта игра, как и подавляющее большинство описываемых, обязательно требует коллективности: участники могли бы проверить определения друг друга, опровергнуть их контрпримерами или, наоборот, одобрить аналогиями.
При специальной подборке определяемых понятий (например, такой ряд: ДРУГ, СТРАХ, ПОМОЩЬ...) эта игра может привести к дискуссии на этические темы.
10. Выражение мысли другими словами.
Берется несложная фраза, например: Нынешнее лето будет очень теплым. Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.
Эта игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерием понимания чего-либо является свобода формы его выражения: то, что мы хорошо понимаем, мы можем легко выразить, используя разные слова. Но эта связь имеет и обратное проявление: понимание нередко достигается именно в тот момент, когда мы сумели выразить непонятную фразу другими словами, перевести на свой язык.
Эта игра полезна и для формирования «социального мышления»: человек, легко выражающий мысль разными словами, сможет подбирать слова с учетом особенностей конкретной ситуации.
11. Перечень возможных причин.
Описывается какая-либо необычная ситуация, например: Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута. Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилета марсиан). Побеждает тот, кто назовет больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.
Эта игра развивает способность при решении любой проблемы или осмыслении любого явления сразу же искать широкий круг причин, чтобы можно было все их рассмотреть, проработать самые разные версии, не упустив из виду ни одной, и только после этого принять решение.
12. Построение системы причин.
Задается некоторое событие, например: «один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе) алгоритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия (в том, кто это сделал), в его объекте (в том, по отношению к кому это сделано) и в ситуации. Эта классификация сразу же задает поиск причин в грех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренные и непреднамеренные, постоянные или временные, ближайшие или отдаленные и т. д. Следует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но пустыми клеточками), постепенно он усвоился до уровня автоматизма и станет надежно работающим внутренним приемом анализа любого явления, с которым знакомится учащийся.
Эта игра формирует установку на всесторонний анализ ситуации при понимании какого-либо явления. Она задает конкретные средства поиска всего спектра возможных причин. Кроме того, игра учит эффективно работать с классификациями явления по различным основаниям и быстро находить все его разновидности. При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привести к дискуссии на темы порядочности и моральной ответственности.
13. Построение сообщения по алгоритму.
Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких- либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного, общего для всех алгоритма.
Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) - причины - повод - сопутствующие события - аналогии и сравнения - последствия. Это значит, что, о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности.
Можно пользоваться еще и алгоритмом, предложенным когда-то Цицероном: кто - что - где - зачем - как - когда. Можно разработать и свои собственные алгоритмы по аналогии с приведенными. Разумеется, не стоит их применять слепо и формально: в некоторых сообщениях ответы на некоторые пункты могут не иметь смысла (например, при описании стихийного бедствия пункты «кто» и «зачем» можно пропустить, специально это обосновав).
Сначала эти алгоритмы должны быть написанными на карточках перед глазами каждого участника игры. Затем они превращаются в автоматически действующий способ постижения любого явления, срабатывающий без усилий со стороны человека.
Эта игра дисциплинирует мышление, приучает при анализе явления обязательно выделять все зафиксированные в алгоритмах аспекты и тем самым значительно глубже и шире рассмотреть это явление.
Описанные интеллектуальные игры представляют собой довольно простые и искусственные ситуации, но именно в них можно развить некоторые универсальные, всеобщие механизмы и свойства мышления, необходимые любому человеку.
Автор: В. Н. Максимочкина
Похожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Нет комментариев. Ваш будет первым!