Психологический классный час для старшеклассников «Как претворить мечты в реальность»
Сценарий классного часа учащихся старших классов «Как претворить мечты в реальность»
Цели1. Обучение учащихся принятию решений.
2. Формирование активного и деятельного отношения к собственной жизни.
Предварительная подготовка
Учащимся желательно заранее прочитать рассказ Михаила Веллера «Некрасивая» (из книги «Приключения майора Звягина», СПб.: Лань, 1995).
Ход классного часа
1. Обсуждение темы «Как научиться быстро и правильно принимать решения»Ведущий. В жизни каждого может возникнуть ситуация, когда нужно быстро и самостоятельно действовать. Пусть подобное случается не каждый день, но учиться находить решения различных проблем нужно уже сейчас. Поступить на те или иные курсы в институт, что-то самостоятельно купить для себя, заработать хотя бы немного денег, помочь, если заболел кто-то из близких, - самые разные ситуации - действовать и думать нужно самому.
Большинство современных профессий, таких, как предприниматель, менеджер, брокер и многие другие, требуют умения быстро принимать решение. Можно вспомнить одно из основных правил разведки: «Лучше хорошее и быстрое решение, чем отличное, но запоздалое». Так надо действовать и в сегодняшней динамичной жизни.
Сейчас с помощью теста «Мой запас прочности» каждый из вас сможет проверить, насколько реально высоки его готовность к внезапным изменениям в жизни, способность понимать, чувствовать новую обстановку и приспосабливаться к ней.
Перед вами двадцать пять предложений. Читайте их не спеша. Если прочитанное предложение, на ваш взгляд, относится к вам, помечайте его крестиком, если нет — ноликом.
Тест
1. Когда я выполняю какое-либо дело, я быстро устаю.
2. Я с огромным трудом сосредотачиваюсь на чем-нибудь одном.
3. Я имею склонность беспокоиться по всякому поводу.
4. Часто я чувствую себя так погано, что тошнота подступает к горлу.
5. Нередко, когда я делаю что-нибудь ответственное, мои руки прямо-таки трясутся.
6. Вообще я часто волнуюсь.
7. Мне частенько снятся кошмары.
8. Я, честно говоря, потею даже в холодную погоду.
9. Мне все время хочется тянуть в рот что-нибудь съестное. Я ужасно люблю семечки, леденцы, ириски.
10. Часто бывает, что я чувствую боль в животе.
11. Случается, что я просыпаюсь среди ночи и долго не могу заснуть.
12. Я знаю про себя, что я человек крайне раздражительный.
13. Наверняка я обладаю большей чувствительностью, чем другие люди.
14. В моей жизни постоянно случается что-нибудь волнующее, поэтому я все время о чем-нибудь беспокоюсь.
15. Жаль, конечно, что мне достается не так много счастья, как другим.
16. По правде говоря, я довольно легко могу заплакать.
17. Я терпеть не могу ждать кого-то или чего-то. Тут я всегда начинаю нервничать.
18. Периодами я чувствую, что чересчур суетливо веду себя, просто на месте усидеть не могу.
19. Я терпеть не могу преодолевать трудности.
20. Временами я чувствую полную свою беспомощность и ненужность никому.
21. Я знаю, что отличаюсь довольно большой застенчивостью.
22. Мне все дается с трудом.
23. Большую часть времени я нахожусь в напряжении.
24. Временами у меня бывает состояние полнейшей разбитости и апатии.
25. Трудности следует не преодолевать, а по возможности обходить или избегать их. Это мое глубокое убеждение.
Далее ведущий просит подсчитать количество крестиков и дает следующую интерпретацию полученных результатов.
Первая группа: 0-5 крестиков. Если в итоге тобой набрано не больше пяти крестиков, значит, твоя готовность к внезапным Неприятностям и резким изменениям в жизни порой настолько высока, что нередко ты недооцениваешь всю серьезность новой для тебя ситуации.
Вторая группа: 6-10 крестиков. Если крестиков набралось от шести до десяти, твоя готовность к внезапным переменам и приспособляемость к ним нормальная.
Третья группа: 11-20 крестиков. Если получилось от одиннадцати до двадцати, готовность к переменам и умение быстро ориентироваться в новых условиях жизни у тебя немного низковаты.
Четвертая группа: 21-25 крестиков. Если крестиков больше двадцати, ты имеешь склонность слишком уж сильно переживать, чрезмерно беспокоиться не только из-за чего-то серьезного, но и по пустякам.
Давайте вместе подумаем, какая неожиданная ситуация или проблема (типичная или не очень) может возникнуть перед каждым из вас в жизни. Давайте пофантазируем, предлагайте свои примеры.
(Подростки или ведущий предлагают какой-либо конкретный пример.)
Ведущий. Давайте вместе разберемся, как с помощью заранее составленного плана действий можно разрешить эту ситуацию.
(Учащиеся обсуждают, составляют план. Далее ведущий аргументированно объясняет, почему, приступая к какому-нибудь делу, всегда желательно иметь план его выполнения.)
Ведущий. План нужен всем: и тем, кто попал по нашему тесту в первую группу или во вторую, и тем, кто попал в третью или четвертую. Правда, по разным причинам и для разных целей.
Для попавших в первую группу - для того чтобы не «наломать дров» из-за необдуманных действий. Слишком поспешные поступки приводят, как правило, к потерям времени, денег, к разочарованиям, к отрицательным последствиям, которые трудно исправить.
Тем, кто попал во вторую группу, нужно помнить, что продуманные действия приводят к лучшему результату.
Для попавших в третью или четвертую группу план действий нужен для того, чтобы справиться со своим волнением и тревожностью, чтобы не испугаться сложившейся ситуации и не отказаться вообще от каких-либо действий. Вы увидите, что все дело, казалось бы, такое большое и сложное, разбивается на небольшие конкретные дела, выполнить которые вам вполне по силам. Постепенно вы набираетесь опыта - одно дело получилось, другое выполнено удачно - и приходит уверенность в себе, возникает меньше волнений при столкновении с трудностями.
II. Методика «Рецепт от бездействия»
Материалом для обсуждения проблемы, как претворить мечты в реальность, может стать рассказ Михаила Веллера «Некрасивая» (из книги «Приключения майора Звягина», СПб.: Лань, 1995). Книга переиздавалась, поэтому найти ее при желании не составит труда.
Учащимся надо прочитать этот рассказ. Это можно сделать заранее индивидуально, а можно прочитать рассказ вслух на классном часу (его чтение займет 20-30 мин).
Фабула рассказа такова.
В Питере живет очень некрасивая девушка. В этом же славном городе живет майор Звягин, имеющий очень странное хобби - помогать людям в необычных ситуациях. Ранним воскресным утром Звягин направляется с женой в Эрмитаж. Но культурное мероприятие срывается. На их пути встречается та самая девушка, которую зовут Клара.
- Любуйся, — с холодным удовлетворением указал Звягин. -А?
Существо стояло на автобусной остановке, сунув руки в карманы широченной блекло-черной (по моде) куртки. Зато джинсы были в облипку, и даже самый скверный геометр не назвал бы линии ног прямыми.
- Это он или она? -усомнилась жена в нелепом силуэте.
- Оно! - полыхнул сарказмом Звягин. - Одета-обута, грамотна - обеспечена, страшила-страшилой.
Из-под вязаной шапочки по ним презрительно скользнули глазки, крохотность которых искупалась размерами носа, наводившего на мысль об орлах и таранах галер.
- О, какая ужасная селедка, - тихо поразился юный басок.
- Гибрид швабры и колючей проволоки, - согласился тенор. И пара приятелей остановилась было рядом.
Нелестная характеристика услышалась и той, кого касалась. Вздернув губу, девица отрубила фразу - не из словаря диктора телевидения. Приятелей шатнуло.
Звягин знакомится с девушкой, постепенно входит в доверие к ней, становится ее другом и наставником. Он разрабатывает программу, претворяя которую в жизнь, Клара становится вполне привлекательной девушкой. Похоже на сказку?
- Сказочек не будет, -уверил Звягин. - Только реальность. Знаю я в Риге хирурга, который удлиняет калекам ноги на двадцать пять сантиметров: приживляет консервированную кость. Знаю женщину, которой академик Углов сделал серию операций на голосовых связках - мелодичный голос вместо хриплого баса.
Перечень был длинен.
- Сказочки не для нас. Для нас - работа. Усталость. Боль. Терпение. Только так все в жизни и делается.
Теплая волна доброты, уверенности, надежности исходила от него. Это ощущение покоя и добра было настолько сильным, что Клара неожиданно для себя улыбнулась. Баюкала песня сирены, что все достижимо и все будет хорошо, но у сирены был жесткий металлический баритон и несокрушимая логика.
В программе было многое: ежедневный специально разработанный комплекс гимнастических упражнений; косметическая операция по изменению формы носа; новые зубы от мастера-дантиста; постановка голоса; бритье волос наголо и ежедневный массаж головы с растительными маслами; ежедневные ванны с хвойным экстрактом; диета, с помощью которой нужно было немного поправиться; курсы кройки и шитья, чтобы научиться шить то, что подчеркивает достоинства внешности и скрывает недостатки и т. п.
...Идея перевоплощения открывала бесчисленные свои стороны и овладевала Кларой все полнее и бесповоротное. Вечерами она училась печь. Блины горели, булки обугливались снаружи и оставались клейкими внутри. В синем чаду искушающий джинн рисовал картины счастливого будущего: красавица принимает влюбленных гостей за роскошным праздничным столом.
Теперь она крутилась, как белка в колесе, и колесо это все явственнее превращалось в колесо фортуны. Осанка, тренировка, походка, аэробика, готовка, питание, самомассаж, кварц, ванна, взвешивание... Она купила самую дешевую электробритву и раз в неделю брила короткий колючий ежик на голове: рыхлая белая кожа посмуглела, стала плотной, парик уже не мешал на работе. Она поймала себя на том, что зеркало из врага превращается в друга: надежда укоренилась в ней, как неистребимый репейник на пустыре.
Конечно, позитивные изменения происходили небыстро. Но они были: девушка становилась другой.
В августе, вернувшись с семьей из отпуска, Звягин достал из почтового ящика два письма от Клары.
«...Здесь так чудесно, море, солнце, рядом виноградники, ем виноград корзинами и толстею... волосы растут так быстро… народ замечательный, столько интересного... сделала штангу из ручки лопаты и мешков с песком... неужели это все правда...
Помните, выговорили, что у меня «царапучее имя»? Ну, так уж если быть другим человеком, пусть я буду не Кларой, а Клавой, - подумаешь, всего одна буква. Приеду обратно - сменю паспорт, и дело с концом. Это, конечно, смешно, но у меня такое чувство, будто прежнее имя не имеет отношения ко мне нынешней...
И вообще за мной тут один ухаживает, но пока не знаю...»
...»Каждый порой мечтает о том, чтобы кто-то, сильный, умный и добрый пришел на помощь в тяжелый час. Чтобы он понял твою душу, утешил горести, сказал, что все исправимо, - и исправил. Чтобы он был надежный и всемогущий, и с ним стало исполнимо и просто все, о чем мечтаешь. Чтобы он заряжал безграничной энергией, неколебимой верой, которых так не хватает человеку в борьбе с судьбой. Потому что все в жизни возможно, просто не хватает сил, или храбрости, или денег, или знания, или желания, или здоровья, и самому иногда не справиться.
Каждый мечтает порой о таком чуде. О везении. О помощи. О понимании. О всесильном и любящем друге-покровителе, который рассеет беду, отведет несчастье, с легкостью совершит невозможное. Выручит, спасет, не даст пропасть: улыбнется, ободрит, объяснит и все сделает. И все будет хорошо...
Это нужно человеку.
Поэтому я здесь».
Скажете, что я глупая девчонка, романтичные бредни, да?..»
Примерные вопросы для обсуждения
Эта история, конечно, похожа на сказку. Но все-таки хочется верить, что такое могло произойти и на самом деле: все как-то так правдоподобно описано, не упущен ни один шаг героини. И шаги вроде бы реальные: кто сейчас не имеет возможности пойти в тренажерный зал или принимать каждый день ванну с хвойным экстрактом? Реальностью являются и более сложные вещи: хирургическая косметическая операция, лечение зубов и т. п. (Правда, героиня была немного старше вас. Вы, наверное, знаете, что косметические операции нельзя делать, пока полностью не сформируется внешность, т. е. пока не исполнится 18-20 лет.)
1. Как вы думаете, могла ли такая история произойти на самом деле?
2. Что послужило толчком для того, чтобы Клара начала длительную борьбу за свою внешность, а в конечном итоге и за свою судьбу?
3. Смогла бы она сама справиться с обстоятельствами?
4. Как в этом рассказе переплетаются сила воли и мотивация?
5. Способны ли вы на такие поступки?
6. Какие качества нужно в себе воспитывать, чтобы уметь всегда достигать поставленной цели?
7. Достаточно ли девушке иметь красивую внешность, чтобы стать счастливой?
8. Можно ли не имея красивой внешности чувствовать удовлетворение от жизни и быть счастливой? Что для этого нужно?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для студентов колледжа Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно Литературная игра для 10 классаПохожие статьи:
Классный час для 10 класса. Мир песни
Классные часы в 10 классе. Разработки
Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого
← Классный час «Смысл жизни», 11 класс | Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся →
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 875 дней назад (11 июня 2022)
Просмотров: 4280
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Классному руководителю
|
+2↑ Голосов: 2 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!