Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого
Конспект классного часа для 10 класса
Классный час для старшеклассников на тему «Я, конечно, вернусь…»
Цель: развитие творческого потенциала, актуализация творчества поэта и музыканта.
Предварительная подготовка: хорошо, если ребята заранее подготовят стихи и песни для выступления на этом вечере. Можно, чтобы ребята прочитали свои стихи, которые по характеру схожи с творчеством поэта. Также заранее необходимо выбрать помощников из класса и отрепетировать с ними весь сценарий.
Оформление кабинета: фотографии B.C. Высоцкого, в углу оборудован стол со свечами и гитарой.
Ход классного часа
Учитель.
Поэты ходят пятками
По лезвию ножа
И режут в кровь свои
Босые души.
Звучит песня В. Высоцкого «Я, конечно, вернусь...»
Учитель. Говорят, что у каждого времени - каждые 15-20 лет - есть певец, который поет арию большинства. Высоцкий был таким певцом. В его творчестве каждый узнавал себя. Он был душой своего времени, его надеждой. С ним вместе ушла целая эпоха.
Ученик. Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем же он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Мы не знаем. Знаем только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается.
Появляется ученик, исполняющий роль Высоцкого, вместе с учителем рассказывают биографию певца. Во время их рассказа через проектор демонстрируются фотографии Высоцкого.
Высоцкий. Я родился 25 января 1939 года в Москве. Моя семья: мать - работник архива, отец - в прошлом полковник связи, после ухода в отставку работал преподавателем в техникуме. Жили на 1-й Мещанской.
Учитель. Большой Каретный переулок. Школа № 186.10-й класс, 1955 год. Скуластый, невысокий паренек с темными задумчивыми глазами. Володя Высоцкий. Куда он идет после уроков?
Высоцкий. К друзьям - редактировать стенгазету... В драмкружок на улицу Горького. Или домой, где ждет только что подаренная родителями гитара и самоучитель. Или же - к книгам. Читал много. Читал запоем.
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Когда я окончил школу и хотел поступить в театральное училище, родители воспротивились этому. Отец, например, говорил, что в молодости сам писал эстрадные куплеты, а вот стал кадровым военным. И я поступил в строительный институт имени Куйбышева на механический факультет. Проучившись два года, я ушел из вуза. Вскоре, через полгода, поступил в школу-студию МХАТа.
Ученик. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа. Приняли, несмотря на пометку одного из экзаменаторов: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет...».
Высоцкий. Руководителем курса был народный артист СССР П.С. Масальский.
Учитель. Наступило время репетиций, бурных дискуссий об искусстве, поэзии, жизни. И все чаще студента Высоцкого видели с гитарой. 1959 год. Режиссер В. Ордынский приглашает Высоцкого на роль студента Пети фильме «Сверстницы». Это дебют в кино. Он снялся в 22 фильмах, в 3 телефильмах. Песен написал, по собственному утверждению, более 500. Пластинки с записями его песен выходили и продолжают выходить во многих странах мира.
Демонстрируются кадры из фильмов, в которых принял участие B.C. Высоцкий.
Ученик. Через четыре года закончил студию. Играл в театре миниатюр, затем в театре им. Пушкина. Апрель 1964 года. Владимир пришел в Театр драмы и комедии на Таганке, где играл до последнего дня своей жизни.
Далее демонстрируются фотографии Высоцкого из театра.
Учитель. Театр был его призванием, а Высоцкий - неповторимым актером. Он абсолютно владел залом, был хозяином сцены, обладал удивительной энергией, которая, как луч сильного прожектора, била в зал.
Ученик. Гамлет - основная и любимая роль Высоцкого. Он просил, он кричал Любимову: «Дайте Гамлета! Дайте мне сыграть Гамлета!» Любимов дал ему Гамлета и сделал с артистом роль, которая стала для Высоцкого вершиной, любимой и в которой в свое время он не знал себе равных в Европе. Шекспир - поэт, Гамлет - поэт, Высоцкий - поэт. Тут все связалось в прочный узел.
В. Высоцкий. Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда, кажется: ну, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, себя.
Я Гамлет, я насилье презирал.
Я наплевал на Датскую корону, -
Но в их глазах - за трон я глотку рвал
И убивал соперников по трону.
Высоцкий уходит.
Учитель. Гамлет - тема всего творчества Высоцкого. Гамлет - это, прежде всего, талант. Человек, которому дано видеть больше, чем другим. А кому много дано, с того много и спросится. Это прекрасно понимал Гамлет Высоцкого; он понимал, что невозможно играть в прятки со временем. Вот почему Гамлет не может бездействовать, хотя знает, что это приведет к его гибели.
Ученик.
Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век, и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знанья жадный, как паук,
Все постигал: недвижность и движенье,
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду им опроверженье.
Учитель. Гамлета Высоцкий играл 10 лет, Гамлет был последней ролью, которую поэт играл перед смертью.
Ученик. Умер B.C. Высоцкий в Москве 25 июня 1980 года от инфаркта.
Учитель. Люди выбирают себе певца. Кто знал, что этот выбор коснется коренастого паренька со светлой прядкой на лбу, с поднятым воротником куртки?
Звучит песня В. Высоцкого «Я верю в друзей».
Ученик. Это великая песня и великая поэзия, судьбу поэта слышим в ней:
Коль дожить не успел, так хоть бы допеть...
Чуть помедленнее...
Учитель. Он был тих в жизни, добр к друзьям, деликатен, незаметен дома, его все любили, что редко в актерской среде. Но гибельность аккомпанировала ему и не в переносном смысле, а в буквальном. Дважды его реанимировали, однажды Высоцкий три минуты был «на том свете».
Ученик. Трудно говорить о нем, такая мука слышать его диски - так жив он во всех нас. Смерть просветила даже снобов, многие нынче повернулись к нему, появилось много прекрасных стихов его памяти.
Учитель. Это хорошо, когда цветы ложатся на могилу, но как они нужны ему были при жизни! Неужели надо умереть, чтобы люди поняли и поверили!
Ученик. Давно уже замечено, что когда умирает известный человек, то число его «посмертных друзей» сразу же начинает бешено расти. И объяснить это явление в общем-то можно: ведь всегда находятся люди, жаждущие погреться в лучах чьей-нибудь славы, хотя бы посмертной. Но у Высоцкого и у его песен и в самом деле великое множество истинных друзей! Тех самых, ради которых он работал и для кого жил.
Звучит запись песни «Горизонт».
Учитель. Лучшие песни Высоцкого - для жизни. Они друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность растерявшимся. На иную песню можно опереться, как на плечо, ибо есть какая-то особая человеческая надежность в этих песнях.
Звучит песня В. Высоцкого «Песня о друге».
Ученик. Театр очень помог Высоцкому в формировании его поэтического таланта. Это театр научил образности его песни, которые поэт так прекрасно умел исполнять.
Звучат песни В. Высоцкого «Горная лирическая», «Песня о сентиментальном боксере» (стихотворение), «Упрямо я стремлюсь ко дну».
Учитель. Почему у Высоцкого так много военных песен? Ведь он не воевал. Почему так часто обращается он к военной теме?
Ученик. Высоцкий говорил так: «Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к военной теме будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоевываем» в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли участие в войне. Я вот отдаю дань тому времени своими песнями».
Учитель. Он не любил рассказов о войне, но, как у каждого советского человека, они составляют часть его культуры. Этот народ, который он глубоко любил, находит в его песнях отголоски трагедии, не пощадившей ни одной семьи. На его концертах увешанные медалями ветераны плакали. Молодые были задумчивы и серьезны.
Звучит песня В. Высоцкого «Братские могилы».
Выключается свет, звучит «Реквием» Моцарта. Перед портретом Высоцкого зажигается свеча.
Учитель.
Он не допел, не досказал всего,
Что било пульсом и в душе звучало,
И сердце отказало от того,
Что слишком долго отдыха не знало.
Он больше на эстраду не взойдет
Так просто, вместе с тем и так достойно.
Он умер. Да.
И все же он поет,
И песни не дадут нам жить спокойно.
Звучит песня В. Высоцкого «Кони привередливые».
Похожие статьи:
Профилактический классный час, 10 класс
Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!