Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Литературная игра для 10 класса

«Я лиру посвятил народу своему...»
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Н. Некрасов.


(литературная игра для учащихся 10-х класс)
Цель: формирование представления учащихся о поэзии Н. Некрасова;
Задачи:
проверить знания учащихся о стихах поэта;
развивать творческое мышление учащихся;
Пояснительная записка:
Дети изучают творчество поэтов на уроках литературы по обычному учебнику литературы: биография, произведения, разбор этих произведений. Этот материал предлагает изучить творчество поэта в игре, в которой учащиеся отгадают произведения по отрывкам и повторят биографию поэта с помощью предложенных вопросов. Иллюстрации помогут отгадать произведения поэта.
«Разминка»
(Ведущий называет одну строку, а участники игры должны прочитать наизусть целиком отрывок, который эта строка открывает.)
Однажды, в студеную зимнюю пору…
(Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается в гору
Лошадка, везущая воз.)

Крестьянские дети.
Славная осень! Здоровый, ядреный…
(Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит…)

Железная дорога.
Не ветер бушует над бором…
(Не с гор побежали ручьи-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)

Мороз, Красный нос
Старый Мазай разболтался в сарае…
(«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили…»)

Дедушка Мазай и зайцы.
Поздняя осень. Грачи улетели,
(Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.)

Несжатая полоса.
В зимние сумерки нянины сказки …
(Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.)

Саша.
О, Волга!… колыбель моя!
(Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно - голубым волнам,
Я убегал к родной реке…)

На Волге.
Добрые люди, спокойно вы жили…
(Милую дочь свою нежно любили.
Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в Деревне степной.)

Саша.
Дело под вечер зимой,
И морозец знатный…
(По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Мужичок обратный:
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
Да дорога не гладка-
Рытвины, ухабы.)

Генерал Топтыгин.
Идет-гудет Зеленый Шум…
(Зеленый Шум, весенний Шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако - все зелено:
И воздух и вода!

Зеленый Шум.
ТУР I
1.Сколько псевдонимов было у Некрасова в 1844-1845 гг.? Назовите некоторые из них. (Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Назар, Вымочкин, Ник. Нек. И другие.)
2.Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!» (В.Г. Белинский – по поводу стихотворение «Родина».)
3.Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в 1946 г. в аренду? («Современник».)
4.Кто из известных русских писателей был «открыт» Некрасовым – редактором «Современника»?
5.Как – то раз Авдотья Павловна описала Некрасову сцену, которую ей пришлось наблюдать: « Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». Какое стихотворение Некрасова «выросло» из этого рассказа? («Размышление у парадного подъезда».)
6.Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Некрасова, в своей речи осторожно сравнил поэта с Пушкиным и Лермонтовым, и услышал, как в ответ раздались громкие голоса: «Выше! Выше!» (Ф.М. Достоевский.)
ТУР II
(На столе разложены карточки с именами героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ведущий зачитывает командам по очереди фрагменты поэмы с описаниями различных героев, команды должны найти карточку с соответствующим именем.)
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю – матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
(Яким Нагой, мужик
Из деревни Босово.)

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись выходил.
(Савелий, богатырь святорусский.)
Худой! Как зайцы зимние,
Весь белый, шапка белая
Высокая с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!
(Князь Утянин(«Последыш»).)
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
(Ермил Гирин.)

Другой мужик, присадистый,
С широкой бородищею…
(Лука, один из семерых
Крестьян – правдоискателей.)

Осанистая женщина.
Высокая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
(Матрена Тимофеевна, крестьянка.)
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты…
(Гриша Добросклонов.)
Высок и тощ до крайности;
На нем сюртук с медалями
Висел, как на шесте.
(Солдат из главы «Пир на весь мир».)
ТУР III
(Ведущий читает командам по очереди некрасовские строки, команды вспоминают, из каких они произведений)
Я Лиру посвятил народу своему.
Быть может , я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем
я спокоен…
Элегия («Пускай вам говорит изменчивая мода…»
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупречно,
Умрёшь не даром… Дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Поэт и гражданин
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих –
бесплодна и пуста,
Текла среди пиров,
Бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого
тиранства…

(«Родина».)
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
(«Рыцарь на час»)
Знайте и верьте, друзья: благодатна
Всякая буря душе молодой –
Зреет и крепнет душа под грозой.

(«Саша».)
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
(Железная дорога».)
Каждой стране наступает
Рано иль поздно черед,
Где непокорность тупая –
Дружная сила нужна.
Грянет беда роковая –
Скажется мигом страна.
(«Дедушка»)
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
(«Размышления у парадного подъезда)

…Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
(«Кому на Руси жить хорошо»)
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное…
Русский народ…
(«Сеятелям».)
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
(«Тишина»)
ТУР IV
Ведущий: Стихотворения Некрасова очень созвучны полотнам художников-передвижников. Перед вами репродукции некоторых картин. Подберите, пожалуйста, к каждой картине по одному стихотворению Н. А. Некрасова и процитируйте самые подходящие фрагменты этих стихотворений.
1.«Бурлаки» И.Е. Репина

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
На Волге
2 «Н.А.Некрасов в период ”Последних песен”» И. Н. Крамского.
Я вижу все…А рано смерть идет,
И жизни жаль мучительно.
Я молод,
Теперь поменьше мелочных забот,
И реже в дверь мою стучится голод:
Теперь бы мог я сделать что-нибудь.
Но поздно… Последние песни

3.«Проводы покойника» В. Г. Перова

Савраска увяз в половине сугроба –
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Мороз, Красный нос (часть 1 «Смерть крестьянина»)

4. «Ремонтные работы на железной дороге»
К. А. Савицкого

Мы надрывались под зноем, под
холодом,
С вечно загнутой спиной,
Жили в землянках, боролися
с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.


Железная дорога
5 «Рожь» И. И. Шишкина

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо страна родная,
За твой врачующий простор!
Тишина
6.«Зеленый шум» А. А. Рылова.

Идет – гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!
Зеленый Шум
Тур V
(Командам выдаются карточки; на каждой карточке 4 названия стихотворений. Одно из них – не Некрасовское. Нужно его найти)
1. «В.Г.Белинский»;
«На смерть Шевченко»;
«Смерть поэта»;
«Памяти Добролюбова»;
«Смерть поэта» - написал М. Ю. Лермонтов.
2. «Не говори : «Забыл он осторожность!...»
« Где вы – певцы любви, свободы, мира…»;
« Поэт и толпа »
« Поэт и гражданин »
«Поэт и толпа» - написал Пушкин А. С.
3. • «Еду ли ночью по улице темной…»
• « Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
• « В дороге »;
«Тройка »;
« Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - написал Пушкин А.С
ТУР VI
(Даны карточки. В каждой карточке два стихотворных фрагмента, один из которых принадлежит перу Н.А. Некрасова. Нужно определить некрасовские строки и назвать автора второго фрагмента.)
1.Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

А. Пушкин. Зимнее утро
И снег, до окошек деревни
Лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящие русское было,
С клеймом нелюдимой,
Мертвящей зимы…

Н. Некрасов. Крестьянские дети
2.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Н.Некрасов. Несжатая полоса
ТУР VII
(Из четырех вариантов ответа нужно выбрать правильный)
1.В каком из произведений Н. А. Некрасов прославляет «тип величавой славянки» ?
В поэме «Мороз, Красный нос»;
В цикле «Коробейники»;
В поэме «Русские женщины»;
В поэме « Кому на Руси жить хорошо».

2.Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасов считает счастливым?
•Царя;
•мужиков;
•попа;
•пьяного
3. Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Представил тип своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это…
• Гриша Добросклонов
•Яким Нагой
•Ермил Гирин
•Матрена Тимофеевна
3.О ком говорится в следующем фрагменте?
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
• О Ермиле Гирине;
•О Грише Добросклонове
•О Якиме Нагом
• О деде Савелии.
4.В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась…
• социальная сатира
• веселый и бодрый юмор
• народная трагедия
• политический сарказм
5.В каком из перечисленных отрывков дано определение некрасовской музы?
• «…Печалью согрета//Гармония и наших муз и дев…»;
• «Муза мести и печали»
• «Муза моя просыпается рано…»
• «Стала Муза моя // И бледна, и худа…»
6.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан» ?
• Н. А. Некрасову.
• К. Ф. Рылееву
• А.С Пушкину
• А. А Блоку.
7.Кому из критиков революционно-демократического движения посвящены приведенные ниже строки?
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
• В.Г Белинскому;
• Н. А. Добролюбову.
• Н.Г. Чернышевскому;
• Д. И. Писареву.
8.В чем заключается новизна художественного метода Н.А. Некрасова?
• В изображении реалистических картин жизни;
• в использовании стихотворных размеров, характерных для русской народной песни;
• в создании типичной обобщающей картины нравов общества из случайных будничных сцен.
• в использовании приема контраста при изображении богатых и бедных.
9.В каком городе поставлен памятник Некрасову?
• В Москве
• В Киеве
• В Немирове
•В Петербурге.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для студентов колледжа Лекция для старшеклассников: Красота и здоровье Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно Классный час, 10 класс. Афганистан

Похожие статьи:

Классный час для 10 класса. Мир песни

Классные часы в 10 классе. Разработки

Классный час для 10 класса по творчеству Высоцкого

Профилактический классный час, 10 класс

КВН для 10 класса

Классный час для 10 класса: В человеке всё должно быть прекрасно | С праздником 8 марта, дорогие женщины!
Опубликовано: 3190 дней назад (27 февраля 2016)
Просмотров: 6551
+8
Голосов: 8
Комментарии (7)
Альбина Анатольевна Печникова # 2 марта 2016 в 14:59 +3
Замечательный классный час в форме литературной игры о поэте Н.А.Некрасове вы провели,Татьяна Михайловна!Мне очень понравились все туры! Композиционно вами продуманы детали урока, методически грамотно составлены познавательные вопросы для десятиклассников! Разминка готовит ребят к углублённому изучению творчества поэта, картины помогают эмоциональному восприятию творческого пути мастера слова! Думаю,что это мероприятие им запомнится надолго! С удовольствием голосую! Приятно, что мой голос первый! +1
Каргаполова Татьяна Михайловна # 3 марта 2016 в 13:00 +5
Спасибо большое! Очень люблю Некрасова!
Тамара Александровна Новичкова # 3 марта 2016 в 22:05 +3
Интересно и познавательно оформлен материал, красочно проиллюстрирован. Продуман каждый этап литературной игры, грамотно подобраны вопросы викторины. Вами проведена большая подготовительная работа. Учащиеся не только показали свои знания по предложенной теме, но и узнали много нового. Поставленные задачи выполнены.+1
Вера Валерьевна Ляпина # 4 марта 2016 в 20:54 +1
Добрый вечер, уважаемая Татьяна Михайловна! Очень понравилась ваша литературная игра по произведениям Н. А.Некрасова. Каждый тур интересен по-своему. Особенно понравилось задание, где нужно рассказать наизусть стихотворение. Ваши дети должны знать очень хорошо каждое из них.Значит нужно было много готовиться. Отмечу очень хорошее оформление работы.С удовольствием дарю вам свой голос.
Евдокия Ивановна Киселева # 4 марта 2016 в 20:59 +2
Добрый вечер! Спасибо за приглашение на Ваш урок, мне очень понравился. Вспомнила свои уроки литературы, практически так и было: интересно, познавательно и просто классно! Принимайте голос!
Алла Ивановна Ефимова # 7 марта 2016 в 01:08 0
Очень нужная и интересная работа. Много интересной информации, уверена, ребятам такое занятие запомнится надолго. Вы провели огромную работу.
Примите скромный голос.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 9 марта 2016 в 15:40 0
Спасибо!