Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения
Трудности перехода из начального звена в среднюю школу
Учитель, учитель, учитель, хоть годик еще поучите.Не хочется нам расставаться после этого класса…
Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Цель: психологическое просвещение и оценка адаптационного периода пятиклассников.
Задачи:
1. Выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся, познакомить их с психологическими особенностями подросткового возраста и адаптационного периода.
2. Проанализировать трудности, которые могут возникнуть у пятиклассников.
3. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

* * *
Некоторые родители, неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие надежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти родительские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни». Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о «доброй» математичке или «вредном» историке.Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоятельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого.Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.
В чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги?
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Существуют следующие адаптационные периоды в жизни ребёнка:
1. Поступление в первый класс.
2. Переход из начальной школы в среднюю.
3. Переход из средней в старшую школу.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
1. У детей происходит обострение всех прежних проблем как явных,так и скрытых.
2. Появляются новые проблемы, связанные с изменением отношения к себе, к окружающим, учёбе.
На что же нужно обратить внимание родителям в этот период?
1. Начало подросткового периода:
- становление собственного «Я»;
- сопоставление себя с другими.
2. Изменение условий обучения:
- в начальной школе – один учитель;
- в 5 классе много учителей-предметников;
- в среднем звене много новых кабинетов.
Ребенку необходимо выучить Ф.И.О. новых учителей, завоевать авторитет у них, выработать свои отношения с учителем.
3. Изменение требований:
- рассогласованность разных учителей-предметников.
Усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетрадки, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделить зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом и т.д.
Как быть в этом случае?
Во-первых, постарайтесь увидеть плюсы этих «рассогласованностей».
Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности, а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность» - это норма вещей.
Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким.
4. Отсутствие контроля:
- в начальной школе – индивидуальный подход учителя;
- в 5 классе нарушается индивидуальный подход.
Учитель начальных классов помогал детям контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение и останется с ним после уроков.
При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.
Можно что-то не сделать – в общей массе детей это может пройти незамеченным, накапливаются неусвоенные темы, появляется некоторая «безнадзорность»: «Я никому не нужен!!!».
У некоторых детей появляется регрессия – начинает капризничать как маленький или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.
5. Проблемы в знаниях.
Не усвоив тему в пятом классе, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний.
Что же делать?

2. Будьте терпеливы.
3. Чаще расспрашивайте ребёнка о школьной жизни.
4. Контролируйте выполнение домашних заданий с учетом требований учителя. Здесь ваш помощник – дневник!
5. Если видите проблемы, не затягивайте, подойдите к учителю, выясните причину появившихся сложностей. Расскажите об особенностях своего ребёнка.
Сложный этап перехода ребенка из начальной школы в среднюю всегда можно смягчить, если ребёнок будет чувствовать поддержку, делать это не в одиночку.

1. В период адаптации обеспечьте ребенку спокойную, щадящую обстановку, соблюдайте четкий режим, т. е. сделайте так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал вашу поддержку и помощь.
2. Если процесс адаптации затянулся более 2-3 месяцев, обращайтесь к учителю, психологу.
3. Основное внимание уделяйте развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.
4. Поддерживайте веру ребёнка в себя, в свои способности, возможности, в положительные стороны характера.
5. На первых порах помогайте и в подготовке домашних заданий (даже, если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
6. Никогда не ругайте детей за плохие отметки, тогда они не будут хитрить и обманывать. Наоборот, между вами установятся доверительные отношения.
7. Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка каждый день, а не только в конце недели, подписывая дневник, и не в конце четверти, когда уже поздно исправлять двойку на тройку.
8. Не ждите следующего родительского собрания.
Почаще получайте информацию "из первых рук". Заглядывайте ежедневно в электронный дневник. Найдите время подойти к классному руководителю. Учитель скажет вам правду и даст необходимый совет.
9. Если возникла проблемная ситуация, никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Не спешите выносить поспешный приговор. Лучше отправляйтесь в школу и вместе с учителем разрешите возникшую ситуацию.
Помните, моральные нормы в ребенке закладывает, прежде всего, не школа, а семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
10. Любите своих детей!
Рекомендуем посмотреть:



Похожие статьи:
Анкеты для родителей в школе, 5 класс
Родительское собрание «Знакомство с родителями», 5 класс
День рождения класса, 5 класс. Сценарий
![]() |
Автор: Алла Алексеевна Кондратьева
Опубликовано: 1685 дней назад (18 августа 2020)
Просмотров: 18654
Рубрика: Методические рекомендации
|
+11↑ Голосов: 11 |
Комментарии (14)
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|