Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения

Особенности периода адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено.

Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко», пос. Нововосточный.
Описание: данный материал будет полезен родителям будущих пятиклассникам, учителям-предметникам, педагогу-психологу, классным руководителям.
Цель: знакомство с особенностями периода адаптации в пятом классе.
Задачи:
1. Дать теоретические знания по проблеме адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено.
2.Развивать память, мышление.
3. Прививать чувство ответственности.
Адаптация пятиклассников и неуспеваемость.
В любой школе у определенного количества учащихся присутствуют проблемы, связанные с адаптацией, будь то первоклассник или пятиклассник, не важно. Факт в том, что об этой проблеме важно не забывать, а лучше что-то предпринимать для ее либо профилактики, либо, собственно, коррекции.
Трудности адаптации учащихся пятых классов сейчас очень актуальная проблема.
Адаптация означает приспособление к новым условиям, требованиям, отношениям, видам деятельности. Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог - непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог – дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Сюда можно отнести следующее: нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и так далее.
Период школьной адаптации ,а именно ее успешность, зависит не только от интеллектуальной готовности, но и наличие тех умений и навыков, необходимые налаживать контакты и общаться и с учителями, и одноклассниками, принимать школьные требования и приспосабливаться к новым ситуациям.
Переход учащихся из начальных классов в среднее звено можно сравнить с кризисом. В среднем звене новые условия, новый темп и стиль жизни и ребенку необходимо время, чтобы это все «переварить» и привыкнуть. На этом фоне может временно снизиться успеваемость. Поэтому учителям и родителям необходимо на этом этапе тесно сотрудничать. И прежде чем ребенка ругать за двойки и неправильные ответы на уроках стоит немного «покопаться» в психологии и все же обратить внимание на такой феномен как школьная адаптация.
В среднем звене дети, получается, принадлежат сами себе. Здесь им нужно переходить самостоятельно из класса в класс, уже решать кое-какие проблемы с учителями, в начальной школе такого не было. Ребенку здесь необходим попеременный контроль со стороны взрослого над учебным процессом. Поэтому некоторые дети, обладая определенными психологическими особенностями, к такому повороту событий просто не готовы. Они растеряны, встревожены, им страшно, кто-то привык к контролю взрослых и просто не может без их указаний и постоянной подсказки. На фоне этого и снижается успеваемость, самооценка, уверенность в себе, появляется тревожность. А это веские причины, которые могут способствовать распространению дезадаптированности, отсюда появляются дети так называемой «группы риска». Опыт показывает, что все же можно избежать проблем с учебой в этот период.
Адаптационный период охватывает первые два месяца обучения в 1-м и 5-м классах. Период адаптации у пятиклассников может занять от двух месяцев до года.
Важно родителям, классному руководителю и учителям-предметникам правильно настроиться на работу с детьми в этот период.
Вроде простые, но довольно своеобразные причины, могут повлиять на неуспеваемость у детей при переходе в пятый класс.
Существует еще несколько причин, которые связаны с неуспеваемостью при переходе в среднее звено.
Это, во-первых, как было упомянуто ранее, неуверенность в себе. Опять же причина – повышенная тревожность, завышенные требования со стороны учителей, родителей. В результате – падение самооценки и тому подобное.
Во-вторых, наличие личных проблем. В среднем звене появляется первая любовь, чаще всего безответная, ссоры с друзьями, родителями.
В-третьих, физиологические изменения тоже могут повлиять на неуспеваемость. Каким образом. Переход в среднее звено может совпасть с началом физиологических изменений. В итоге что получается – ребенок рассеян, плаксив, он не высыпается. Нужно опять же больше внимания.
Причины можно перечислять и перечислять, говорит это о том, что период адаптации и неуспеваемость тесно связаны, одно вытекает из другого.
Кроме всего выше перечисленного, так же важным моментом остается необходимость помочь ребенку наладить взаимоотношения в классе, если это необходимо.
Психологу образовательной организации обязательно важно иметь в своей копилке программу адаптации и заниматься ее реализацией.
Психологу необходимо совместно с педагогом:
- отслеживать психолого-педагогическое развитие учащихся;
- создать положительный психологический климат для успешной адаптации личности ребенка;
- развивать коммуникативные навыки;
- актуализировать мотивацию обучения.
Нужно включить в свою работу психологическую диагностику, консультации с родителями и педагогами, методическую, коррекционно-развивающую, аналитическую работу, направленную на оказание всевозможной помощи в период адаптации пятиклассников.
В тот момент, когда идет приучение ребенка к самостоятельности, самое главное – это не переусердствовать с действиями и не пропустить тот важный момент, именно с которым ребенок не в состоянии справиться без взрослых. Большинство детей воспринимают переход из начальной школы в среднее звено как важный шаг в своей жизни и гордятся, что они уже «не маленькие».
Таким образом, становится явным тот факт, что в период адаптации учителя и родители должные учитывать все моменты. Спокойная домашняя атмосфера так же является тем важным фактором, который способствует эффективному решению проблем в школе.

Рекомендуем посмотреть:

Поле чудес: Лекарственные растения для учащихся 3 - 6 классов Как сплотить классный коллектив, 5 класс Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся

Похожие статьи:

Анкеты для родителей в школе, 5 класс

Родительское собрание «Знакомство с родителями», 5 класс

День рождения класса, 5 класс. Сценарий

Родительское собрание «Наши увлечения и интересы», 5 класс

Родительское собрание «Свободное время подростка», 5 класс

Участник №49 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
Формирование самооценки у дошкольников | Метод проектов в ДОУ. Подготовительная группа
Опубликовано: 3065 дней назад (3 июля 2016)
Просмотров: 10250
Рубрика: Психология
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!