Полезные советы и рекомендации для родителей пятиклассников
Полезная информация для родителей учащихся 5 класса
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Причины медленной адаптации в 5 классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Рекомендации для родителей (1)
— Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.— Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
— Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
— Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
— Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
— Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
— Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Рекомендации для родителей (2)
— Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
— Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
— Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
— Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:
— Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
— Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
— Не дерись без причины.
— Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
— Играй честно, не подводи своих товарищей.
— Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
— Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
— Из-за отметок не плачь, будь гордым.
— С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
— Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
— Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
— Старайся быть аккуратным.
— Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
— Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
— Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему. Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.
Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
- стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Пятиклассник постепенно начинает сам контролировать свою учебную работу, появляется самоконтроль. Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль за процессом учебной деятельности. То есть необходимо наблюдать за правильным выполнением всех операций, а не только смотреть на конечный результат работы. Ребенок должен учиться сам контролировать процесс учебы, тогда у него сформируется такая важная психическая функция, как внимание.
Гиперактивные дети дома и в школе
К гиперактивным детям относятся импульсивные, невнимательные, часто отвлекающиеся, суетливые ученики, которые не могут спокойно сидеть на месте. У таких детей может быть высокий интеллект, но нередко возникают проблемы в обучении и в общении с окружающими. Гиперактивные дети сами страдают от своего характера, поэтому им нужна постоянная психологическая поддержка и, конечно, в первую очередь со стороны родителей. Необходимо помнить, что такой ребенок будет делать только то, что вызывает у него интерес, и только до тех пор, пока ему не надоест. Поэтому нужно вовремя переключать ребенка с одного вида деятельности на другой.Правила работы с гиперактивным ребенком
— работайте с ребенком в начале дня;
— оставайтесь хладнокровными; не перегружайте ребенка;
— делайте перерывы в работе (игры-разрядки, физкультминутки);
— не придирайтесь, снизьте требования к аккуратности;
— чаще садитесь рядом с ребенком;
— договаривайтесь заранее о нужных делах;
— четко и понятно инструктируйте ребенка;
— чаще поощряйте, хвалите ребенка и очень осторожно наказывайте;
— давайте ребенку право выбора.
Рекомендуем посмотреть:
Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения Адаптация пятиклассников. Трудности и пути их решения Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихсяПохожие статьи:
Анкеты для родителей в школе, 5 класс
Родительское собрание «Знакомство с родителями», 5 класс
День рождения класса, 5 класс. Сценарий
Автор: Василиса Петровна Павлова
Опубликовано: 909 дней назад (27 июня 2022)
Просмотров: 925
Рубрика: Материалы для классных руководителей
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!