Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие воображения у детей 4-5 лет через игру

Развитие воображения и обучение игре в среднем дошкольном возрасте
Возрастные особенности воображения детей четырех-пяти лет состоят в том, что основой его является прошлый опыт ребенка. Накопление опыта, его осмысление и расширение связаны с освоением сюжетно-ролевой игры, которая начинает доминировать. Она же в этом возрасте и есть воображение в действии. Поэтому основное внимание взрослых должно быть уделено сюжетно-ролевой игре.
Необходимо еще раз подчеркнуть: при том что этот вид игры наиболее исследован в дошкольной педагогике и психологии, множество теорий и подходов в изучении и развитии сюжетно-ролевой игры не только не продвинули вперед, а, скорее, наоборот, современная сюжетно-ролевая игра — это шаг назад по сравнению с подобной игрой детей в недавнем прошлом. Так, лет 15—20 назад дошкольники успешно играли в самые разнообразные игры — с большим количеством участников, по самостоятельно придуманным сюжетам, могли продолжать игру длительное время, широко использовали различные предметы-заместители. В настоящее время практически все содержание свелось к игре в «семью» с очень небольшим количеством участников: мама, ребенок, реже папа и еще реже бабушка и дедушка. Сюжет скорее можно назвать отобразительным, копирующим действительность, чем самостоятельным, творческим; игра возникает эпизодически и довольно быстро завершается, а если возникает вновь, то это не продолжение, а, как правило, ее повторение. В игре используются игрушки, являющиеся точной копией реальных предметов, или даже сами эти предметы.
Одна из причин неумения современных детей играть в том, что взрослые не умеют (да часто и не хотят) их этому учить. Сейчас появилось много родителей-энтузиастов, которые учат своих детей плавать с рождения, читать в два года, решать уравнения в три, но практически нет тех, кто бы специально учил ребенка играть. Это кажется непрестижным, этим нельзя похвастаться, это не может быть предметом гордости, и игру оставляют «на откуп» детям: научатся —хорошо, а не научатся — за это, с точки зрения взрослых, двойку не поставят. На самом деле, все наоборот: двойки в первом классе многие дети получают за то, что они не играли или не доиграли в дошкольном возрасте.
Почему же так трудно научить малыша играть? Если проанализировать те способы и методы, с помощью которых детей обучают игре, то большинство из них вписывается в формулу «делай, как я», где «я» —это образец, эталон. Однако эталоны в игре просто-напросто уничтожают игру.
Игре можно научить только в игре. Именно поэтому спонтанные детские компании часто разновозрастны. Такими же были игровые сообщества и в старых дворах. Многие известные дошкольные педагоги, как, например, Флерина, были убеждены, что группа детского сада должна состоять из детей разных возрастов. Современный опыт организации детских садов с разновозрастными группами свидетельствует, что такие условия способствуют становлению и развитию игровой деятельности.
При обучении детей педагогу следует особое внимание обратить на ту сферу деятельности, которую ребенок отображает в игре. Ребенок, как правило, реализует в игре то, что него в реальной жизни произвело сильное эмоциональное впечатление. Иными словами, если создать яркую эмоциональную ситуацию, то ребенок, скорее всего, сделает ее предметом собственной игровой деятельности. Однако при этом следует учесть две особенности детей дошкольного возраста.
Первая особенность дошкольников, связана с содержанием игровой деятельности: далеко не всегда дети этого возраста способны вычленить в ситуации ее основную сущность.
Как-то ребенок в группе детского сада стал регулярно плевать на пол и говорить нецензурные слова. Никакие наказания, беседы по душам ничего не меняли в его поведении. Впоследствии оказалось, что он изображает (играет) шофера, причем конкретного дядю Васю, который ходит в кожаной куртке, плюет на землю, вылезая из своей кабины, и говорит какие-то особенные слова.
То есть для данного ребенка сущность игры в шофера состояла в том, чтобы плевать на пол и говорить особенные (в других случаях не используемые) слова.
Очень похожий случай пришлось наблюдать в группе детского сада у детей, которых водили в театр. В их игре в театр не было ни сцены, ни зрителей, а был буфет, в котором им покупали пирожные и мороженное.
Таким образом, необходимо познакомить детей с той сферой, которую они будут отображать в своей игре. Педагоги Н. Крылова и В. Иванова считают, что спасти положение могут экскурсии. Однако и тут может возникнуть та же проблема. Как отмечает сама В. Иванова, после экскурсии дошкольников в ателье, где шили одежду, дети вместо деятельности портных стали изображать стук машинок, который, как оказалось, произвел на них самое яркое впечатление.
Вторая особенность детей дошкольного возраста — небольшой опыт дошкольников. Многие сюжеты их игр бывают взяты из образовательных программ, рассказов других, чтения книг и т. п. С одной стороны, очень важно расширять опыт ребенка таким образом. С другой стороны, особенности восприятия ребенка дошкольного возраста таковы, что он нередко не понимает смысла того, что ему рассказывают (читают). Так, один ребенок, очень любивший сказку Аксакова «Аленький цветочек», после многократного ее прочтения задал вопрос: «Почему старшая дочка просит у батюшки в подарок туалет, ей некуда ходить писать?»
Все такого рода примеры, конечно, забавляют взрослых, но и позволяют обнаружить специфику восприятия дошкольников. Всегда нужно помнить, что эти искажения восприятия мешают реализации игровой деятельности, в особенности сюжетно-ролевой игры, и сводят на нет ее роль в психическом и личностном развитии ребенка.
Некоторые подсказки о том, как знакомить детей с окружающим для развития их сюжетно-ролевой игры, можно найти в исследовании, проведенном совместно Д. Элькониным и Н. Ковалевой. В этом исследовании две группы детей водили в зоопарк. Детям из одной группы просто показывали животных и рассказывали про них. Детям из другой группы рассказывали про людей, работающих в зоопарке, про функции, которые те выполняют.
Впоследствии дети второй группы увлеченно играли в зоопарк, а дети первой группы, хоть и имели яркие эмоциональные впечатления, так и не смогли поиграть в понравившуюся им экскурсию.
Таким образом, сюжеты для игры требуют не только эмоционального впечатления, но и особой психологической подготовки, как к самому событию (в данном случае экскурсии в зоопарк), так и в ее рефлексии.
Существует и обратный процесс: можно познакомить ребенка с окружающей действительностью с помощью все той же сюжетно-ролевой игры. К примеру, играя в парикмахерскую взрослый может устроить путаницу. Так, вначале он пугается, увидев на парикмахере белый халат, и говорит, что не хочет делать укол. Затем приносит краску для заборов, чтобы ему покрасили волосы; удивляется, почему в зале парикмахерской находятся одни мужчины и т. п. На основании таких действий и поступков взрослого дети осознают, что парикмахер носит халат, у него есть особая краска, которая не имеет ничего общего с краской для заборов, что в парикмахерской есть мужской и женский залы и т. п.
В такой совместной игре взрослый, помимо того, что создаёт условия для выделения ребенком сущностных характеристик ситуации, еще и акцентирует внимание детей на особенностях тех героев, которых они изображают. Так, к примеру, в игре в парикмахерскую, взрослый, изображая мастера, может быть добрым, строгим, старым, молодым, мужчиной, женщиной и т.п., в роли клиента — бояться или, наоборот, очень хотеть стричься, он может быть маленьким ребенком или стареньким дедушкой и т. п.
Итак, сюжетно-ролевая игра требует ознакомления ребенка с той сферой деятельности, которую он будет обыгрывать, а также особых методов обучения.
Последнее, о чем стоит упомянуть, говоря о сюжетно-ролевой игре—детские игрушки. Если посмотреть на арсенал игрушек современного ребенка, можно найти очень много таких, до которых он еще не дорос. А это значит, что они будут не помогать, а мешать развитию игры. Какими же свойствами должна обладать игрушка для вашего малыша?
Игрушка должна «слушаться» малыша, подчиняться его логике, «подыгрывать» ему. Тогда ребенок сможет перенести на нее функции любого предмета, использовать ее, как захочет, сможет включать воображение.
Ребенку этого возраста нужна игрушка, с которой можно действовать по собственному усмотрению. Вот мячик лежит спокойно, а если ударить по нему ногой, покатится; кубик не вертится, а если его бросить, он упадет и стукнется и т. п.
Таким образом, игрушка должна быть подвластна детям. Если ребенок еще мал, он способен осмыслить лишь то, что не имеет «своего поведения». И только тогда, когда малыш с одинаковой легкостью начнет использовать и механическую игрушку (то есть ту, в которую заложен способ ее применения), и такую, которая полностью зависит от его собственных движении, можно будет расширить ассортимент игрушек. Это правило относится не только к механическим игрушкам. Возьмем, например, куклу. Дети 1950-х гг. прошлого века с удовольствием играли с пластмассовыми голышами, которые «ничего не умели». Они даже не умели закрывать глаза, но это нисколько не смущало детей. Например, укладывая свою дочку спать, они поворачивали куклу лицом к стене или накрывали ей лицо платочком (как будто у нее глаза закрылись и она спит). Зато если захочется искупать ее в ванне, то и глаза закрывать не надо. А современные куклы чего только не умеют! Они и моргают, и говорят «мама», и ходят, и даже отворачивают голову, когда подносишь ложку. Правда, эти взрослые ухищрения ни к чему хорошему не привели: например, кладешь куклу в ванну, а она закрывает глаза и кричит «мама», надо это или не надо, что, конечно, не соответствует сюжету игры. (Да и не каждую куклу решишься окунуть в воду.) Ребенку с такой игрушкой ничего не нужно домысливать самому. Все заложено в самой игрушке, не остается места воображению.
Игрушка должна вызывать у ребенка эмоциональный отклик. Не зря игру называют школой эмоций. Дешевый голыш вызывал целую гамму чувств: его хотелось обогреть, накормить, приласкать, потому что он в первую очередь был малышом, по сравнению с которым любой ребенок чувствует себя взрослым. Нынешние же куклы являют собой, скорее, образец современной модной женщины. С ними и играют по-другому: переодевают, причесывают, красят маминой косметикой и т. п. Вместе с тем их и не особенно жалко, поэтому, причесывая, можно безжалостно драть волосы, переворачивать вниз головой. Современные игрушки мало эмоциональны, этим можно объяснить и то, что у детей часто нет любимых игрушек, что игрушки, которые с таким упорством малыш выпрашивал у родителей, забрасываются и забываются через несколько дней. Если спросить воспитателя, долго работающего в детском саду, как дети относятся к игрушкам, он непременно скажет вам, что нынешние дети плохо, небрежно, неаккуратно обращаются со своими игрушками. Только это характеризует не столько современных детей, сколько современные игрушки.
Все дошкольники должны обязательно играть в куклы. Сейчас же, к сожалению, не только мальчики, но и многие девочки предпочитают куклам и мишкам машины и технику. Между тем именно кукла, игра с ней помогают малышу научиться понимать другого человека, общаться с ним.
Итак, чтобы дети научились играть в полноценную сюжетно-ролевую игру, взрослому вместе с ними надо последовательно пройти пять ступенек.
1. Взрослый знакомит ребенка с той действительностью, которая впоследствии будет отображена в игре. Для этого он придумывает какую-нибудь историю, подбирает соответствующие книги и открытки, напоминает ребенку то, что тот уже знает, привлекает к рассказу его самого, других детей (особенно старших), взрослых. Довольно типичная ошибка — взрослые затевают игру сразу же после сочинения рассказов. Этого делать не стоит. Ведь ребенок, обладающий прекрасной памятью, просто точно воспроизведет то, что ему рассказывали, и для его воображения не останется места. Поэтому лучше, чтобы полученная информация «отстоялась». Можно попросить ребенка поговорить с друзьями, близкими, например, о парикмахерской, узнать, что интересного они там видели, можно самому сходить туда с родителями. Прямое знакомство с какой-либо сферой деятельности — очень эффективное средство. Только не надо думать, что простой приход ребенка, скажем, в ту же парикмахерскую даст ему необходимую информацию для игры (вспомним исследование Д. Эльконина и Н. Ковалевой).
Если есть возможность повести детей в парикмахерскую, магазин, театр, следует объяснить им, кто и чем там занимается, и тогда первая задача сюжетно-ролевой игры будет решена.
2. Взрослый играет вместе с детьми в особый вид сюжетно-ролевой игры — отобразительную игру. Сюжетно-отобрази- тельную игру можно организовать и по «чужим» сценариям (на основе мультфильма, рассказа), и как повторение того, что происходило с самим ребенком. Надо предложить им поиграть в то, что они только что узнали, увидели, договориться кто кем будет, и просто воспроизвести все это. Обыгрывание реальных отношений, событий дает ребенку возможность открыть для себя волшебные слова детства: «понарошку», «как о», что очень важно для последующего развития и игры,
и воображения.
3. Взрослый играет с детьми в еще один вид сюжетно-ролевой игры в игру-драматизацию. На этом этапе, в отличие от предыдущего, ребенок может уже по своему желанию менять ход сказки или акцентировать то, что ему больше всего нравится. Например, в играх одного мальчика волк никак не мог обмануть трех поросят, притворившись овечкой. Они так и не открыли ему дверь.
4. Непосредственно игры с ребенком. Важно при этом, чтобы взрослый или более старший ребенок, который учит малыша, играл с ним каждый раз по-разному, дабы избежать простого запоминания и слепого повторения действий другого. Возьмем ту же игру в парикмахерскую. К одному «мастеру» в кресло садится «модная дама», к другому — «старый дедушка», к третьему —«капризная девочка». Малыш должен не просто стричь, но и вести себя подобающим образом — в зависимости от того, кто пришел к нему стричься. Когда же парикмахером становится взрослый, то он должен менять характер и облик своего персонажа: вот парикмахер очень сердитый, а теперь улыбается; вот он совсем маленького роста, а теперь очень высокий и ему приходится наклоняться; то он не умеет стричь и попал в парикмахерскую случайно, в другой раз он — лучший мастер и т. д. Таким образом, ребенок видит перед собой несколько образов, он может выбирать, если у него еще не хватает воображения, и, в то же время, начинает сам придумывать новые роли, включая, например, в реальную сценку в парикмахерской сказочные персонажи.
5. Самостоятельная игра ребенка — необходимое звено для того, чтобы ребенок мог участвовать в коллективной сюжетно-ролевой игре. Как правило, эта игра почти полностью копирует игры предыдущих этапов, только вместо реального партнера малыш должен будет играть с воображаемым или с игрушкой, за которую он тоже станет говорить. Игра на этой стадии очень напоминает режиссерскую, где ребенок играет одновременно все роли. Вот сейчас он, например, парикмахер, и к нему приходит стричься мишка, который может быть и сердитым, и капризным, и каким-либо еще. Малыш должен быть одновременно и этим мишкой, и мастером. Такая игра учит детей соподчинению ролей, взаимопониманию, учит общаться с реальными партнерами.
Во время обучения ребенка игре желательно убрать те 0грушки, которые могут отвлечь его, помешать взаимодействовать с партнером, станут не средством игры, а ее целью. Так, когда малыш играет, например, в парикмахерскую, ему совсем не нужны настоящие инструменты: расческу с успехом заменит обычная линейка, а ножницами может стать карандаш. Обратите внимание, что делают дети, когда у них слишком много игрушек. Они, как правило, начинают ссориться, отнимать их друг у друга, а уж когда кому-нибудь достанется например шприц, он будет колоть им все подряд, надо это или не надо. Значит, игрушки пока можно убрать, а вот кубики, пластилин, ножницы, бумагу, а также «бросовый» материал предоставить в избытке. Нужны инструменты — сделай или представь их себе. И то, и другое станет развивать воображение. Настоящие же инструменты могут переключить внимание ребенка, и его деятельность будет идти не от замысла, а от наличия той или иной игрушки.
По мере развития сюжетно-ролевой игры ребенок научится не только решать стоящие перед ним задачи и проблемы, но и ставить их самому себе. Малыш «едет» на машине, вдруг останавливается посреди комнаты и говорит вслух: «Что же мне делать? Здесь море, а моя машина не умеет плавать». После некоторого раздумья: «Но я сейчас сделаю из нее пароход, и она поплывет». Это показатель того, что сюжетно-ролевая игра, которую мы организовывали, чтобы развить воображение детей четырех-пяти лет, свою основную задачу выполнила. Конечно, ребенок еще долго станет играть, а также учить играть детей более младшего возраста. Но для дальнейшего развития его воображения будут нужны уже другие способы и методы.

Похожие записи:

Дидактическая игра на развитие творческого воображения для детей 4-7 лет Дидактическая игра для детей 2-3 лет. Волшебные мешочки Дидактические игры для детей 2 младшей группы Составление рецензии на авторскую дидактическую игру

Похожие статьи:

Игры на развитие воображения для детей 5-7 лет в детском саду

Праздник о быте русского народа в детском саду для старших дошкольников. Сценарий | Игры на знакомство на Дне рождении ребенка
Опубликовано: 513 дней назад (28 июня 2023)
Просмотров: 304
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!