Интеллектуальная игра по русскому языку, 9 класс
Интеллектуальная игра для учащихся 9 класса «Эрудит». Конспект
Цели: прививать любовь к родному языку; активизировать интеллектуальные способности учащихся; стимулировать стремление учащихся к непрерывному познанию.Оборудование:
1. Плакат с названием игры;
2. Высказывания известных людей о языке, о знаниях;
3. Карточки со словами-ключами;
4. Магнитофон с записями.
Ход игры
I. Вступительное слово ведущего.
- Добро пожаловать на турнир эрудитов! Сегодня наша игра посвящена русскому языку. Для многих из вас русский язык является родным.Родной язык для личности человека - примерно то же, что воздух для его тела. На родном языке мы думаем, общаемся, творим.
«Человек думает, чувствует и живёт только в языке, он должен сначала сформироваться посредством языка».
В. Гумбольдт
- А как называется наука, изучающая язык? (Лингвистика. Это паука о языкознании.)
Ведущий. Да, последние два столетия были эпохой революционного развития лингвистики, причём многие из важнейших открытий были сделаны российскими учёными. Движение лингвистики вперёд продолжается, появление компьютера поставило перед ней новые задачи. Возможно, лингвистика станет одной из важнейших наук будущего информационного общества. Но в любом языке, в том числе и русском, могучей пружиной сжат тысячелетний опыт предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. Поэтому о родном языке никогда нельзя знать достаточно - он неисчерпаем. И чем больше человек знает, тем больше он может. Высказывания просвещённых людей: писателей, учёных - также говорят нам об этом.
«Знание, и только знание делает человека свободным и великим».
Д. Писарев
«Наш русский язык более всех новых может быть способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».
Н. Добролюбов
II. Интеллектуальная игра «Эрудит».
Условия игры: 2 команды, которые выбирают капитанов.Ведущий. Ваша задача - получить как можно больше ключей-слов и составить из них пословицу, поговорку. Выигрывает команда, сделавшая это первой. Ключи вручаются команде в конце каждого этапа или не вручаются, если команда с заданием не справилась. За игру вы можете выиграть 6 ключей. Но если вы додумались раньше, о какой пословице идёт речь, вы можете выиграть первыми.
1-й этап: «Разминка».
Задания 1-й команде:
1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)
2. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)
3. Что общего между рабыней и барыней, помимо того, что они женщины? (Состоят из одних и тех же букв, только в ином расположении.)
Ключ — слово тому.
Задания 2-й команде:
1. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Ал-фа-вит.)
2. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)
3. Чего нет ни в капусте, ни в свекле, ни в реке, но есть в помидорах и огурцах? (Буквы «о» или семян.)
Ключ- слово птица.
2-й этап: «Четвёртый лишний».
Ведущий. В каждом ряду из четырёх элементов нужно назвать лишний - тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.Например: печка, свечка, утка, овечка.
Лишнее слово - утка. Или ворота, чернила, столы, ножницы. Лишнее - столы, а остальные не имеют единственного числа и используются только во множественном числе.
Задание 1-й команде.
- Крик, кричать, квакать, кукарекать. (Крик - сущ., остальные - глаголы.)
Ключ- слово горазд.
Задание 2-й команде.
- Золото, ураган, молоко, болото. (Ураган -муж. р., остальные слова - ср.р.)
Ключ- союз а.
3-й этап: «Литературный».
Задание 1-й команде.- Назовите произведение и его автора по имени героя - Мосий Шило. (Один из друзей Тараса Бульбы по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».)
Ключ- местоимение не.
- Фрау Луиза. (Знакомая Аси в повести И. С. Тургенева «Ася».)
Ключ - местоимение кто.
Задание 2-й команде.
- Назовите произведение и его автора по имени героя - Цыганок. (Любимый подмастерье деда Каширина в повести М. Горького «Детство».)
Ключ - слово человек.
- Дмухановский. (Фамилия городничего - Сквозник-Дмухановский из пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».)
Ключ - слово красна.
Рекламная пауза.
- А сейчас предлагаем вам посетить одно из интересных мест на литературной карте России.
(Учащиеся демонстрируют рекламный ролик о какой-либо достопримечательности на литературной карте. Ролик должен быть подготовлен творческой группой учащихся.)
4-й этап: «Выбери ответ».
Задание 1-й команде.- Как звали суженого, которого нагадала себе Татьяна в крещенский вечерок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
А) Агафон;
б) Евгений;
в) Иван. (Агафон.)
Ключ - слово грамоте.
Задание 2-й команде.
Василий Теркин по поэме А. Т. Твардовского - это:
а) историческая личность;
б) сказочный герой;
в) собирательный образ. (Собирательный образ.)
Ключ - слово перьем.
5-й этап: «Буриме».
- Сочините стихотворение по готовой рифме за 3-4 минуты.1-я команда:
Птице - снится;
Сонно - ворон.
Ключ - слово пропасть.
2-я команда:
Лодка - селёдка;
Смело - улетела.
Ключ - словоученьем.
III. Подведение итогов игры.
- Итак, какие же пословицы у нас получились из набранных ключей? Кто быстрее составит пословицу?1-я команда - Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
2-я команда - Красна птица перьем, а человек ученьем.
- А кто объяснит смысл этих русских пословиц?
IV. Заключительное слово ведущего.
- Подводя итоги нашей игры, хочется ещё раз отметить значимость русского языка в нашей жизни. Прислушайтесь, пожалуйста, к тому, о чём говорил академик, публицист Д. С. Лихачёв:«Язык - самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком - устным и письменным - надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.
Русский язык - один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был великому народу!».
Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока русского языка 9 класс. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Виды подчинительной связи в словосочетаниях (задание 7 ОГЭ для 9 класса) Подготовка к ОГЭ в 9 классПохожие статьи:
Конференция по русскому языку, 9 класс
Автор: Вера Антоненко
Опубликовано: 1217 дней назад (23 июля 2021)
Просмотров: 5339
Блог: Блог Веры Антоненко
Рубрика: Игры для школьников
|
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!