Конспект занятия «Предметы личной гигиены» в подготовительной группе ДОУ
Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Предметы личной гигиены»
Цель: закрепление знаний детей о предметах личной гигиены. Задачи:
1. Продолжать формирование у детей здорового образа жизни.
2. Закрепить знания о предметах туалета, правилах пользования предметами туалета.
3. Воспитать желание следить за своей внешностью и вести здоровый образ жизни.
Методическое обеспечение: коллекция носовых платков, расчесок, зубная щетка, зеркало, черный ящик, накидка, карточка со словом «фтор», зубная паста.
Мотивация: личная заинтересованность детей.
Ход занятия:
1. Мотивация занятия: появление черного ящика.Воспитатель усаживает детей полукругом для занятий, на столик ставит что-то, накрытое тканью. Обращается к детям:
— Хотите узнать, что находится под накидкой?
(Ответы детей.)
Покрывало поднимаем,
Что под тканью, сейчас узнаем!
(Резким движением руки снимает покрывало.)
— Что же я вам принесла сегодня на занятие?
(Черный ящик.)
— А вы что-нибудь знаете об этом ящике? Для чего он используется и где?
(В игре «Что? Где? Когда?».)
— Правильно, есть такая игра для взрослых. В черный ящик кладут предмет, а потом загадывают загадку, и эту загадку взрослые отгадывают. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. И я сегодня приготовила несколько загадок, а отгадки сложила в этот черный ящик. Хотите узнать, что я туда положила?
(Ответы детей.)
2. Беседа о носовом платке.
— Тогда слушайте:
Я бываю разный,
Но такой я важный!
Нужен я рукам, носу —
Очень грязь я не люблю.
Нужен я и глазам,
Лбу и рту, еще губам,
Для людей необходим —
Лишь салфеткой заменим.
(Носовой платок)
— А почему платок называют носовым?
(Ответы детей.)
— А что еще можно вытирать платком?
(Ответы детей.)
— Из чего делают платки?
(Ответы детей.)
Воспитатель раскладывает перед детьми коллекцию платков.
— Чем отличаются эти носовые платки?
(Цветом; на одних рисунки, на других полоски; размером, один на краях имеет кружево.)
— А чем они похожи?
(Формой — квадрат и сделаны из ткани.)
— Форма у носовых платков одна — квадрат, но есть платочки маленькие, а есть большие. Почему у них размер разный?
(Предполагаемые ответы.)
— Маленькие платочки — для женщин и детей, а большие — для мужчин. Но и у мужчин, и у женщин платок относится к предмету личной гигиены, которым пользуется только сам хозяин этого платка. Но если кому-то срочно потребовался платок, то можно давать только чистый платочек.
Носовой платок — важный предмет для человека. Он помогает защитить нас от микробов. Когда человек кашляет, необходимо закрывать рот платком. Он помогает нам при насморке — освобождает нос от слизи. Платком можно вытереть грязные руки, можно промокнуть пот. Поэтому платок надо стирать каждый день, если вы заболели. Чем больше слоев в сложенном платке, тем лучше он вас защитит от микробов. Платок надо проглаживать утюгом, так как горячий воздух убивает микробы. А еще для чего нужен носовой платок?
(Предполагаемые ответы.)
— Посмотрите на этот платочек с кружевами. Его обшивала кружевами моя мама. Она его подарила моему папе, когда тот уезжал учиться. Как вы думаете, почему?
(Предполагаемые ответы.)
— А дарили девушки носовые украшенные платки своим любимым для того, чтобы они помнили о них. У культурного человека носовой платок должен быть всегда с собой. Поэтому платочек каждый день будет напоминать о той, которая ему его подарила. Посмотрите на это фото.
(Фото артиста с платком в кармане.)
Шелковые носовые платки украшали костюмы мужчин. Помните, у каждого из вас всегда должен быть в кармане носовой платок — это правило культурного человека. А если вам будет скучно, то и тут платок может вас выручить. Посмотрите на рисунок, вот такого человечка можно сделать из носового платка. Хотите сделать такого?
(Ответы детей.)
3. Практическая деятельность — человечки из носового платка.
Воспитатель раздает детям салфетки или носовые платки и объясняет, как при помощи завязывания узелков на платке сделать человечка.
(Самостоятельная работа детей. Потом детям дается время на обыгрывание поделки из носового платочка.).
4. Физминутка
Все встали и превратились в таких человечков.
(Дает время на воплощение образа.)
Ноги на ширине плеч, руки в стороны.
Теперь вы похожи на веселых человечков из платочков.
Человечки смотрят вправо, влево, по кругу — 3 раза.
А теперь повернулись вправо, потом влево — 4 раза.
Наклонились, дотянулись левой рукой к правой ноге.
Теперь правой рукой к левой ноге — 4 раза.
И попрыгали весело и легко.
Остановились и подышали: вдох глубокий, выдох.
И тихонько сели.
5. Практическая деятельность — изготовление тюбетейки.
— Как вы думаете, что еще можно сделать из носового платка?
(Ответы детей.)
— Когда вы находитесь на пляже и забыли свою шляпу или бейсболку, то от солнечного удара вас может спасти носовой платок. Из него можно сделать головной убор — тюбетейку, сделав на концах платочка маленькие узелки. Тюбетейка — национальный головной убор жителей Узбекистана.
(Показывает и демонстрирует на ребенке, что получилось.)
— Теперь попробуйте самостоятельно изготовить такой головной убор.
(Самостоятельная работа детей.)
— А что еще находится в черном ящике, вы узнаете во второй половине дня.
Продолжение
1. Беседа о расческе.— В черном ящике был носовой платок — предмет личной гигиены каждого человека. А что там еще лежит, узнаете, отгадав следующую загадку:
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)
— Да, это расческа. А всегда ли она существовала? Представьте, вы проснулись, собираетесь в детский сад, родители — на работу, а расчески исчезли из вашей жизни. Как бы вы расчесали свои волосы?
(Предполагаемые ответы детей.)
— Древние люди приводили свои волосы в порядок при помощи пальцев: приглаживали, распутывали пряди. Поэтому расческа и напоминает пальцы человека, выстроенные в один ряд. Время шло, и человек менял форму расчесок, но подобие пальчиков в расческах всегда оставалось. Перед вами коллекция предметов, которыми можно расчесывать волосы (расчески густые и редкие, с ручкой и без нее, гребешки, щетки и т. п.). Чем они отличаются друг от друга?
(Форма, цвет, материал, из которого они изготовлены, разное расстояние между зубьями.)
— Как вы думаете, почему у расчесок разное расстояние между зубчиками?
(Ответы детей.)
— А для чего нужны гребешки? Почему у них такая форма?
(Расчесывали волосы и служили для украшения волос.)
— Хочется отметить такой интересный момент: изначально гребешки вытачивали мужчины. Каждый имел свое предназначение: банный, будничный и праздничный. У гребешков было определенное число зубчиков — 19 или 40. Эти числа были магическими, и наши прабабушки верили, что гребешки оберегают их от несчастья. На гребешки наносились разные узоры — волнистые линии символизировали целительные дожди, дающие влагу волосам и покой душе, и кресты — символ солнца, они должны были наделять волосы солнечным блеском.
А еще в этой коллекции есть щетки. Как вы думаете, чем удобнее расчесываться — щеткой или расческой?
(Ответы детей.)
— Да, щеткой расчесываться быстрее. А почему?
(У нее больше зубчиков.)
— Обратите внимание на материал, из которого сделаны эти предметы. Как вы думаете, какой из них полезнее для здоровья?
(Ответы детей.)
— Расчески из дерева считаются самыми полезными для здоровья. Благодаря расческе наши волосы всегда можно содержать в порядке.
Расческа также относится к предметам личного пользования, и у каждого она должна быть своя. Кому-то подходят расчески с редкими зубьями, кому-то с густыми и их надо содержать в порядке. Еженедельно расческу надо замачивать в мыльном растворе и промывать зубчики от грязи.
2. Беседа о зубной щетке.
И снова загадка:
Разноцветные хвостики из пластмассы и кости,
А на спинке — щетинки. (Зубная щетка)
Да, это зубная щетка. Давайте ее рассмотрим. Она состоит из ручки и той части, которой чистят зубы. Раньше щетки делали из кости, дерева, а щетинки были из щетины животных. Сейчас щетки делают из современных искусственных материалов.
А зачем человек изобрел такой предмет?
(Ответы детей.)
— Да, щетка помогает нам очищать ротовую полость от остатков пищи, которая разлагается во рту и вызывает болезнь зубов. Сейчас на щетках есть приспособления — шероховатая поверхность обратной стороны щетки, которая чистит и язык, на котором тоже есть вредные микробы. Существуют современные щетки даже на батарейках. А если бы щетки исчезли, чем бы мы чистили зубы?
(Ответы детей.)
— Древние люди это делали тонкими палочками или расщепляли конец палочки и чистили таким приспособлением зубы. Люди жевали смолу, а у нас это жвачки. Вместо щетки используют еще и зубную нить, которая удаляет остатки пищи между зубами, куда не всегда могут проникнуть ворсинки щетки.
Сколько раз в день вы чистите зубы?
(Ответы детей.)
— А какую зубную пасту вы используете?
(Ответы детей.)
— Очень полезна зубная паста, в состав которой входят... Пожалуйста, прочтите слово на этой карточке.
(Слово «Фтор».)
— Посмотрите, вот зубные пасты, в состав которых входит фтор.
(Показ зубных паст.)
— Покажите мне, какими движениями вы чистите зубы.
(Дети показывают.)
— Спасибо. Я напомню, как правильно чистить зубы. Чистку надо начинать с коренных зубов, затем — передних, начиная с внутренней поверхности. Щетка движется вдоль зубов от десен вниз, как будто подметает зубы.
(Показ воспитателя, как правильно чистить зубы.)
— Если вам купили новую зубную щетку, то сначала ее моют мылом, а потом полощут в кипяченой воде или окунают несколько раз в горячую воду. Щетка — это тоже предмет личной гигиены, и у каждого человека должна быть своя щетка, которую стоматологи советуют менять почаще на новую.
3. Беседа о зеркале.
Загадка о последнем предмете из черного ящика:
Светленько, чистенько,
Посмотреть любенько. (Зеркало)
— Для чего человеку нужно зеркало?
(Ответы детей.)
— Зеркало помогает нам приводить себя в порядок. Оно необходимо, когда мы расчесываемся или умываемся, чистим зубы, приводим в порядок свою одежду. Зеркало отражает нас в себе, и мы видим себя. Его относят к туалетным принадлежностям. Но зеркала были не всегда. Как вы думаете, что человеку сначала заменяло зеркало?
(Ответы детей.)
— Чтобы увидеть себя, люди смотрели на гладь воды, на ровную отполированную поверхность посуды. Первые зеркала были очень дорогими, и их могли приобрести только богатые люди.
А кто говорил такие слова и в какой сказке:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи!
Кто на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Игра «Зеркало»
Есть интересная игра «Зеркало», давайте в нее поиграем. Один из вас превращается в зеркало, а другой будет смотреться в него, «зеркало». Зеркало должно отражать все действия смотрящего в него. Может зеркало быть опасным для человека?
(Предположения детей.)
— Когда зеркало разбивается, то может поранить своим острым осколком. Поэтому с зеркалами надо обращаться осторожно.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по ритмике в подготовительной группе Конспект игрового занятия по рисованию в подготовительной группе Конспект открытого интеллектуально-физкультурного досуга в подготовительной группе Занятия в подготовительной группе на тему: ТрудПохожие статьи:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Создание книги «Мы - Олимпийцы!»
Конспект занятия по конструированию из бросового материала в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Сюрпризы осени»
Конспект НОД в подготовительной группе. В стране Доброты
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по осеннему лесу»
← Занятие – тренинг в старшей группе ДОУ с родителями. Конспект | Стихи для развития слухового внимания у детей дошкольников →
Автор: Надежда Павловна
Опубликовано: 499 дней назад (12 июля 2023)
Просмотров: 1260
Блог: Блог Надежды Павловны
Рубрика: Конспекты занятий в ДОУ
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!