Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Дифференциация звуков з-ж"
Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада. Тема: Дифференциация согласных [Ж] – [З]
Цель: формирование фонематического слуха, закрепление навыков чёткого произношения этих звуков в речи детей подготовительной к школе группе с нарушениями речи.Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в дифференциации согласных [Ж] – [З] в словах, продолжать учить определять наличие и находить место звука в слове, определять количество слогов;
- формировать навыки звуко-слогового и звуко - буквенного анализа и синтеза;
- формировать навыки преобразования слов путем замены согласного.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными;
- активизировать у детей словарь прилагательных;
- развивать у детей умение грамматически правильно строить своё высказывание;
- развивать у детей умение ориентироваться в пространстве (до- между-за);
- развивать внимание и мышление, мелкую моторику рук.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у каждого ребёнка умение слушать ответы других детей;
- воспитывать у детей навык самоконтроля за чёткостью речи.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Форма работы: фронтальная.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, речевая, двигательная.
Оборудование: предметные картинки со звуками [Ж] – [З] в начале и середине слова; схемы слов - место звука в слове; ребусы; буквы; простой карандаш; раздаточные листы с картинками; мячик.
Ход коррекционно - развивающего обучения
1. Организационный момент Дети входят в кабинет, здороваются (создание мотивационного компонента).
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, они хотят посмотреть, что мы умеем, чему научились. Нам предстоит выполнить много интересных заданий.
- На ладошку нажимаю,
И внимание собираю.
2. Основная часть
- Сяду прямо, не согнусь.
За работу я примусь.
Развитие артикуляционной моторики и речевого выдоха.
Выполнение артикуляционных упражнений ("Забор", "Почистим нижние зубки", "Кошечка сердится", "Погладим кошечку", "Подуем на кончик языка", "Окошечко", "Чашечка", "Вкусное варенье", "Подуем на челку").
- Отгадайте загадку:
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький ... (комар).
Послушайте звук - з - з - з и скажите, кто его издает?
- Какую песенку поет комар ? (з-з-з...)
- Скажите, какой это звук?
Повтори, не ошибись: за-зо-зу-зы, зы-зу-зо-за, аза-азо-азу-азы , азы-азу-азо-аза (соединяя указательный и средний, безымянный и последний пальчик).
- Следующая загадка:
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый ... (жук).
Послушайте звук - ж-ж-ж и скажите, кто его издает?
- А какую песенку поёт жук? (ж-ж-ж-...)
- Какой это звук?
Повтори, не ошибись: жа-жо-жу-жи, жи-жу-жо-жа, ажа-ажо-ажу-ажи , ажи-ажу-ажо-ажа( соединяя указательный и средний, безымянный и последний пальчик).
- Итак, эти звуки оба согласные, твердые, звонкие. "Горлышко" будет звенеть.
Наше горлышко звенит,
Звонкий звук говорит (тактильно-вибрационный контроль - "рука на горле").
- Звуки мы слышим,
А буквы видим, читаем, пишем.
Сравнение звуков [з] - [ж]
Мы со звуком З играем.
Слово к слову подбираем:
ЗАЛ, ЗАБОР, ЗАМОК, ЖЕТОН...
- Выходи из круга вон!
Мы со звуком Ж играем,
Слово к слову подбираем:
ЖАБА, ЖУК, ЖИРАФ, БИЗОН...
- Выходи из круга вон!
Игра "4 лишний"
- зайка, замок, жаба, зубы (жаба),
- жук, ёжик, одежда, фазан (фазан),
- зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама)
- ваза, ежевика, ужин, ножи (ваза).
- Назови первый звук в слове зонт. (з)
- Назови первый звук в слове жаба. (ж)
- Чем похожи эти звуки? Чем они отличаются?(акустико-артикуляционный образ звуков)
- Будем учиться отличать песенку комара: з-з-з... от песенки жука: ж-ж-ж...
3. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах и предложениях
- Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают на положение языка.
- Игра "Эхо" в слогах (запомни и повтори):
за-жа-за - вот идет коза,
зы-жи-зы - есть козлята у козы,
жа-за-жа - есть иголки у ежа,
жу-зу-жу - молока дадим ежу,
Игра "Наоборот"
за -..., зу-..., ...; жа-.... жо-..., ...; ажа - ..., ажо - ..., ажу - ..., ажи - ...
жал -... (зал)
ужи - ...(узы)
кожа - ... (коза)
рожок - ...(разок)
Игра «Жук и комары» - дифференциация [Ж] – [З]
Собрались комар и жук в путешествие. Помогите собрать им вещи. в дорогу. Помните: комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з], а жуку - вещи, в названии которых есть звук [ж] (жасмин, замОк, береза, крыжовник, зонт, жираф, коза, журавль, заяц, баклажан, жеребенок, ежевика, зАмок).
Игра на внимание
Скажу подснежник (роза) - надо хлопать.
Мимоза - молчать.
А жасмин - браво кричать.
Дидактическая игра "ДО-МЕЖДУ-ЗА"
Игра "Паровозик"
Встречу слово на дороге, разобью его на слоги.
(деление по слогам)
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Динамическая пауза "Комарики"
Вот комарики сидят,
В разные стороны глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели.
По комариному запели: "з-з-з".
Подберите к схемам слова со звуками [з], [ж].
Динамическая пауза "Наш жучок ползет по ветке"
Наш жучок ползет по ветке,
А за ним ползут все детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Всех жучков на землю смыл.
Солнце стало припекать
Наш жучок ползет опять.
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке: "ж-ж-ж".
Дидактическая игра "Мой, моя, моё, мои"
"Назови ласково".
"1-2-5".
"Один - много".
"Кого (чего) не стало?"
4. Буквы З, Ж. Чтение слогов, слов
На письме эти звуки обозначаются буквами.
Ты на эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три. З
А эта буква широка и похожа на жука. Ж
Чтение слогов с буквами.
Зарядка для глаз "Ленивая восьмерка"
- Придумайте слова на слог ЗА...ЖА...
По первым звукам прочитайте слово (ромашка, облако, желтый, ананас) - рОжа .
Отгадайте ребус (козА - рОза).
5. Составление слогов, слов с буквами з, ж.
6. Скороговорки повторите.
На звук [з] , [ж] сильней нажмите.
Произнесите скороговорки сначала с грустью, потом с радостью.
- Лезу, лезу по железу, не залезу - съеду вниз.
- Зебры с желтыми зубами, зелень желтую жевали.
7. Самостоятельная работа "Где живет буква?"
(работа на листиках - определить в каких словах буква з, в каких - ж).
8. Итог занятия
Какие звуки и буквы учились отличать?
Чем они похожи ? Чем отличаются?
9. Рефлексия
- Что больше всего вам понравилось?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: Транспорт специального назначения Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы ДОУ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дикие животные России» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Носов "Огородники"Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление описательного рассказа по картине
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада на тему «Человек и природа»
← Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему "Международный День инвалида" | Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ →
Автор: Армине Эдвардовна Коцинян
Опубликовано: 295 дней назад (1 февраля 2024)
Просмотров: 945
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!