Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Устный журнал по экологии для младших школьников с презентацией

Экологический классный час в начальной школе. Устный журнал "В гостях у природы"
Автор: Гришанович Елена Сергеевна, учитель начальных классов Государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Осиповичи имени Б. М. Дмитриева»
Мероприятие рассчитано на учащихся третьих классов, будет интересно для учителей начальной школы.
Данное мероприятие позволит на краеведческом материале раскрыть освоение учащимися правил природоохранного поведения, обогатить опыт экологически обоснованного поведения в природе, поспособствует развитию эмоционально-ценностного отношения к природе.
Класс: 3
Классный час: «Устный журнал «В гостях у природы»
Цель: формирование основ экологической культуры, знаний о природе, необходимых для разностороннего взаимодействия с окружающим миром.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Содействовать развитию познавательного интереса к изучению объектов живой и неживой природы.
2. Способствовать формированию опыта природоохранной деятельности.
3. Создать условия для воспитания национального самосознания.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, рисунки «В защиту природы».

План мероприятия:
1. Организационная часть.
Вступительное слово учителя. Чтение экологической сказки с показом слайдов.
2. Основная часть.
Путешествие по страницам устного журнала «В гостях у природы». Выступления учителя и учащихся с использованием презентаций, решение экологических задач, обсуждение в группах.
2.1 Зелёная страница «Лес – наш зелёный друг»
2.2 Голубая страница ««Водоёмы родного края»
2.3 Тёмная страница «Наши болота»
2.4 Красная страница «Памятники природы нашего района»
3.Заключительная часть.
Подведение итогов мероприятия в форме игры «Экологическая тропа».
Ход мероприятия
1. Организационная часть.
Ученик: Весна, поляна, лес и солнце.
Столь дивны природы краски и черты.
И сердце от восторга чаще бьётся,
И душа замирает в созерцании этой красоты.
Но почему-то здесь, в лесу – душа поёт,
И сердце ликует от прекрасных звуков.
Природа для нас радость создаёт,
Но человек постоянно её рушит…
(А. Лукашевич)
Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня для вас мы проводим устный экологический журнал «В гостях у природы».

Ни в тридевятом царстве, ни в тридесятом государстве, а на юго-западе Могилёвской области в пределах Центрально - Березинской равнины жил - был Осиповичский район. А его Природа была богата великолепными лесами со светлыми полянами и опушками, утопающими в разнотравье, птичьих голосах, запахе цветов; полноводными реками, из которых бежала вода, разнося живительную влагу; загадочными болотами, где было много ягод; разноцветными лугами, на которых была мягкая- мягкая трава. Да, да, не удивляйтесь! Именно Природа. Деревья и кустарники были домом для птиц и зверей. В чистых реках, речушках и озёрах водилось много рыбы. А обитатели Природы были клеточками одного большого организма. У каждого была своя роль.
И всё было хорошо, пока однажды не приехали сюда злые люди. Они стали нещадно рубить деревья, чтобы продавать древесину. Днём и ночью многочисленные машины ездили по лесу и спиливали деревья огромными бензопилами. От их шума и выхлопных газов все звери похватали своих деток и в испуге кинулись прочь из любимого леса.

Лес заболел. Он весь был изранен, обессилен, он не мог дышать, ведь злой человек не посадил ни единого нового деревца. Речушки и ручейки не могли питать озёра на территории района.
Лес погиб, превратился в болото.

Ведущий 2: Неужели такое может случиться с природой нашего района?
Ведущий 1: Конечно, если осиповчане вовремя не научатся беречь, уважать, хранить, помогать, ценить, любить, то, что дает нам природа.

2. Основная часть
Ведущий 1:
Наполнено жизнью пространство кругом,
Везде что-то движется, дышит,
Мы словно зашли в заколдованный дом,
Который, всё видит и слышит.
Волшебную книгу в себе он хранит,
Где строчками, стали тропины,
Слагающий скалы могучий гранит,
Поляны, речные долины.
Ведущий 2:
Давайте, попробуем книгу открыть,
Страницы её полистаем,
И тысячи лет неизменно хранить,
Всё то, что однажды узнаем. (Д.Останин)

2.1 Ведущий 1: Первая зелёная страница экологического журнала называется «Лес – наш зелёный друг» (открывается 1-я страница журнала).
Ученик: Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес –
Родимый лес, зелёный лес! (В.Лукша)
Ведущий 2: Лес – главный стабилизатор окружающей среды, производитель кислорода, главный поглотитель углекислого газа и пыли. Сколько радости он доставляет человеку!
Около 60% Осиповичского района занимает лес. Здесь растут сосна, берёза, ольха, ель, дуб, осина. Разнообразен растительный и животный мир лесов.
Ученик: Там осины, словно свечи,
Тихо кронами горят,
И рябины рады встрече,
Дарят серьги всем подряд.
Полумрак лесной заманит
В белоствольную пургу,
Опоит грибным дурманом,
Поведёт со мной игру. (Г. Молдавский)
Ведущий 1: Серьёзной угрозой лесу являются пожары. Огонь уничтожает деревья, мелкие растения, животных леса. Причины лесных пожаров многочисленны, но в большинстве случаев виновником возгорания лесов является человек. Кто-то бросил непотушенную спичку или окурок сигареты, кто-то не потушил костер, кто-то решил выжечь возле леса участок, заросший травой.
Ведущий 2: Немалую угрозу для леса представляют и вредные насекомые: майский жук, вершинный короед, сосновый долгоносик, медведка. В Осиповичском районе большие площади леса поражены сосновым долгоносиком, поэтому пришлось их срубить, чтобы потом посадить молодые саженцы. Работы по спасению сосняка в Осиповичском районе продолжаются.
Ведущий 1: Но не только взрослые не берегут лес.
Ученик: В лесу росла ромашка,
Любила солнца свет.
Пришла сюда Наташка -
Ромашки больше нет…
Куда-то по дорожке
Жучок бежал, спешил...
Навстречу шел Сережка -
Жучка она раздавил…
Ученик: А мне кричать охота:
Ну что за баловство?!
Ребята! Ведь природа -
Живое существо!
Наташка и Сережка!
Вам нужно уяснить:
Букашка, хоть и крошка,
А тоже хочет жить.
Не рвите зря цветочки!
Пускай себе растут.
Они - земли сыночки,
И корешки их - тут. (А. Штро)
Ведущий 2: Решите экологическую задачу.
В оздоровительный лагерь «Птичь», который находится в сосновом лесу около деревни Крынка, по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками лесных цветов. В лагере за смену может отдохнуть 80 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 80 букетов. А за смену? Последствия сказались очень скоро. Какие?
Группам даётся время обсудить решение и ответить на вопрос.
Ведущий 2: Правильный ответ. Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению.
Ученик: В лесах цветы не рвите, в них прелесть летних дней.
В июне ландыш нежный там жемчуга белей,
Фиалки источают волшебный аромат
И жёлтые купавы раскрыли свой наряд.
Ромашки и гвоздики, и в поле васильки
Не рвите, не губите вы красоту Земли.
Без них планета наша окажется бедней.
Мы искупить не сможем вину свою пред ней.
И новым поколеньям должны мы передать
Красивую планету, родную нашу Мать. (И.Бутримова)
Ведущий 2: Берегите лес!
Лес - дом для всех. Накормит и согреет.
Полечит, приоденет и спасет.
Найдётся место и птенцу, и зверю,
И человеку, что к нему придёт.
Придёт с добром, как лучший друг и старший брат.
Такому гостю лес, конечно, будет рад! (М. Пономарева)

2.2 Ведущий 1: Вторая голубая страница экологического журнала называется «Водоёмы родного края» (открывается 2-я страница журнала).
Ученик: По просторам сказочным-
Реки разливаются.
То бегут-торопятся,
То наводят грусть.
Живописных, красочных,-
Между трав теряются,
Между трав находятся.
Волны быстротечные-
На ветру дрожат.
Ведущий 2: Если бы исчезла вода, засохли бы растения, погибли животные. Без воды не может жить человек.
Ведущий 1: На территории Осиповичского района протекает 21 река, в том числе 3 крупные: Березина, Свислочь и Птичь. Общая протяжённость речной сети составляет 351 км. На реке Свислочь создано обширное водохранилище.
Ведущий 1: Вслушайтесь в названия, какие маленькие речки протекают на территории нашего района: Синяя, Житинка, Ботча, Точенка, Копчанка, Млынка, Трубинка, Волчанка, Кечковка, Орыжня, Десятина, Целянка, Ясенка, Лапка, Гравка, Каменка, Солон, Сутинка.
Ведущий 2: Самое крупное озеро – Лочинское. Самое чистое – СтАрик. Ещё есть озера Страшное, Дубовец, Днеприк, Гнилец.
Ведущий 1: На берегу реки Свислочь в деревне Вязье находится оздоровительный лагерь «Родник». Хорошо там отдыхать! На летом бывает очень много комаров. От родителей и детей нередко можно услышать: «Неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров, ведь от них столько неприятностей человеку и животным. Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно поступит человек, если им воспользуется?
Группам даётся время обсудить решение и ответить на вопрос.
Ведущий 2: Правильный ответ: нет. Комары занимают определенное место в цепях питания. Поэтому, уничтожив комаров, человек нарушит один из законов экологии: «Всё связано со всем». Произойдут необратимые изменения в природных сообществах. Человек не должен необдуманно вмешиваться в природу и нарушать взаимосвязи между организмами.
Ведущий 1: Берегите водоёмы нашего района!
Зеркало сонное, темно-зеленое
Тихой, спокойной реки.
Сном очарованы, ветром взволнованы,
Шепчут во сне тростники.
Рябью подернуты, вниз перевернуты,
Спят отраженья кустов,
Воды глубокие, листья широкие
Желтой кувшинки цветов. (Е. Соловьева)

2.3 Ведущий 2: Третья темная страница экологического журнала называется «Наши болота» (открывается 3-я страница журнала).
Ученик: Гиблые топи, глухие трясины
С редкою порослью чахлых берёз.
С ними сдружились, скучая, осины,
Ветер в болото их семя занёс.
Частые кочки, осока щетиной,
Омуты, словно осколки зеркал.
В чёрно-зелёной водице над тиной
Белых кувшинок полно. (Л.Телегина)
Ведущий 1: На территории нашего района 137 болот. Наиболее крупные болотные массивы: Цельская лесная дача, Ясень, Корытнянщина, Сальник, Вязовый остров. На территории района расположены 144 месторождения торфа.
Ученик: Вот зеленое болотце, камыши да лилии.
С виду тихое оно, будто бы идиллия.
Редко гладь болотная где-то шевелится-
это водомерка в омуте резвится.
Ну, а если подойти чуточку поближе,
Тихо в камышах засесть и пригнуться ниже,
То увидишь ты в болоте, так поросшем зеленью,
Изумрудных лягушат, спрятанных за тенью. О. Соболевская
Ведущий 1: Но человеку такая красота не нужна стала. И начал он болота осушать, лес из-за чего-то стал погибать. Решите экологическую задачу. Много лет назад около деревни Татарка началось осушение болот, сейчас торфяное месторождение «Ясень» продолжает работу, но ставшие непригодными к эксплуатации земли, передаёт местному лесхозу. Экологическая задача: почему страдают леса, хотя осушивают болота?
Группам даётся время обсудить решение и ответить на вопрос.
Ведущий 1: Правильный ответ. Уровень подземных грунтовых вод в лесу опускается. Это ведет к осушению леса. Деревья ослабевают, начинают болеть, лес может даже погибнуть.
Ведущий 2: Берегите болота!
В камышовых зарослях болота
Кочки, как зелёные подушки!
Под дождём с великою охотой
Квакают глазастые лягушки.
На спине несёт свой дом улитка.
Торфяное дно - непрочно, зыбко!
По нему, среди зелёной травки,
Ползают кусачие пиявки! (Н. Цурикова)

2.4 Ведущий 1: Четвертая красная страница экологического журнала называется «Памятники природы родного края » (открывается 4-я страница журнала).
Ученик: В природе множество чудес,
Чтоб рассказать, не хватит слов.
Так чистый воздух - это лес,
Где изобилие цветов.
В нём обитают звери, птицы,
Зелёных, сочных трав покой,
А родничок - ручьём струится
До встречи с бурною рекой.
Бурлящие несутся воды,
Питая всех и всё вокруг
И нет случайностей в природе.
Ученик: Здесь каждая букашка - друг.
Чтоб эту сказку сохранить
Не полагаясь на удачу,
Ответственнее нужно быть
И это главная задача.
Беречь природу, охранять,
К ней относиться осторожно,
Ведь то, что можем потерять,
Вернуть обратно невозможно. (С. Трохименко)
Ведущий 2: Всего на территории Осиповичского района обитает 52 вида редких животных (среди них зубр, рысь европейская, барсук, садовая соня, зелёный дятел, чёрный аист, болотная черепаха) , 826 видов растений, из них 48 видов – редкие (среди них кубышка малая, арника горная, клевер люпиновый, касатик сибирский, плаун - баранец, прострел луговой, лук медвежий, зубянка клубненосная, кувшинка белая).
Ведущий 1: Заказник — охраняемая природная территория, на которой под охраной может находиться как весь природный комплекс так и некоторые его части: только растения, только животные (либо их отдельные виды), либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
Четыре из них в прошлом году были детально изучены специалистами. Заказники местного значения “Ляжанка”, “Сетище”, “Тагиное” и “Дуброва” на территории Осиповичского района” содержат интересные сведения.

Ведущий 2: Осиповчане бережно относятся к своей природе. Они помнят слова В.Бианки: «Природа человеку не враг! Человек находил и находит в ней всё, что ему нужно для жизни. Не покорять её нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса - столько же и посади».
Ведущий 1: Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения для каждого из нас.

3. Заключительная часть
Ведущий 1: Закрыта последняя страница нашего журнала. Сейчас проведём игру «Экологическая тропа», чтобы проверить, как бережно вы относитесь к природе нашего края.
В классе развешены картинки с деятельностью людей, которая
приносит вред природе или пользу всему окружающему. Например, человек топчет газон, ломает кусты; человек сажает деревья и т.д.
Учащиеся находят картинки на тему бережного отношения к природе и прикрепляют к доске.
Ведущий 1: Реки стелят голубые кружева,
На озёрах неба синева.
Родники полны воды живой,
Это родники для нас с тобой!
В море расплескавшихся лесов,
Эхо птичьих звонких голосов.
Здесь лежат сокровища твои,
Можешь брать их…но и береги! Э. Грек
Ведущий 2: Прекрасен мир живой природы, а мы - часть его. Давайте же сообща его беречь и умножать!

Источники информации:
1. Зайцева С.В., Масловский О.М., Ярошевич, Е.Н., Мисюченко В.М. Уникальные природные объекты Осиповичского края / С.В. Зайцева, О.М. Масловский, Е.Н. Ярошевич, В.М. Мисюченко. - Минск: Аль-Пак, 2002. - 60с.
2. Лярскі, П.А. Прырода Магілёўскай вобласці/ П.А. Лярскі.- Мінск.: Тэхналогія, 2005. - 383 с.
3.Масловский О., Ярошевич Е. Экологические проблемы Беларуси: Первый независим. аналит. обществ. докл. Эко-инфо/О. Масловский, Е. Ярошевич. - Минск: Тэхналогія, 2001.- 74 с.
4. Осиповичи: история и современность/ сост.: А.Землянухина (и др.).- Минск: Белстан, 2012.- 256 с.
5. Чырвоная Кніга Рэспублікі Беларусь. Мінск,, Беларус. Энцыкл., 1993.- 560с.
Презентация на тему: Устный журнал "В гостях у природы"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по экологии для младших школьников. Мир зверей Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией. Конференция для младших школьников "Живые бароме Сценарий «Праздник посвящения в юные натуралисты» Сценарий экологического мини спектакля для учащихся начальной школы

Похожие статьи:

Экологический праздник, 3 - 4 класс. Сценарий

Внеурочное занятие по экологическому направлению, 3 класс

Классный час в 3 классе. Река - Волга

Конкурс «Знатоков природы», 4 класс

Конспект занятия «Животные зимой», 1 класс

Конспект урока по математике, 1 класс. Сложение и вычитание в пределах 5 | Урок обучения чтению в 1 классе. Гласный звук [у], буквы У, у
Опубликовано: 1449 дней назад (3 января 2021)
Просмотров: 5088
Рубрика: классный час
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Нина Николаевна # 4 января 2021 в 10:08 0
Доброе утро, Елена Сергеевна! Вы опубликовали очень интересный и познавательный классный час: «Устный журнал «В гостях у природы». На этом классном часе вы знакомите детей с основами экологической культуры, даете им знания о природе, необходимые для их разностороннего взаимодействия с окружающим миром. Классный час проведен методически грамотно. Цели и задачи вами поставленные выполнены в полном объеме. Вы содействуете развитию познавательного интереса к изучению объектов живой и неживой природы, способствуете формированию опыта природоохранной деятельности и самое главное создаете условия для воспитания национального самосознания.
Голосую!