Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Работа с одарёнными детьми в начальной школе. Из опыта работы

Детская одарённость как потенциал ребёнка
Нами создана программа воспитывающей деятельности по раскрытию, стимулированию, активизации, сохранению и развитию индивидуальности младших школьников, в основе которой лежит методика коллективной творческой деятельности академика И.П. Иванова.

Задачи программы:
• будить и поддерживать в детях желание проявлять инициативу и предприимчивость, творческий дух, помочь поверить в себя;
• способствовать самоопределению, самовыражению и сотрудничеству личности ребёнка в семье, школьном коллективе, социальной группе;
• способствовать ответственному выбору детей; готовности к умению решать коллективные задачи;
• приобщить и обеспечить совместное интеллектуально-творческое участие детей и родителей в деятельности микрогруппы, класса, школы, города, региона.

Воспитательная программа «Созвездие» реализуется в течение всех лет обучения ребёнка в школе, таким образом, срок действия программы - 4 года. Программа состоит из 4 этапов:
Первый этап. 1 класс «Мы – искорки». Этап самопознания и саморазвития, на котором ребёнок учится соотносить свои поведенческие проявления с личностными характеристиками, учится работать над собой, формируя те или иные умения, способности.

Второй этап. 2 класс «Мы – звёздочки». Этап формирования представлений об идеальном человеке и дифференцированной адекватной позитивной самооценки. Мы решаем задачу воспитания положительного отношения к нравственным и волевым качествам личности, стремимся разоблачить доминирующее в сознании школьников представление об образе современного супергероя-борца как образце для подражания.

Третий этап. 3 класс «Мы - созвездия». Этап формирования умения работать в команде, взаимодействовать, организовывать временные творческие группы, объединения. Этап формирования креативности, которая проявляется в способности сообща придумать стенгазету, конкурс, праздник и пр.

Четвертый этап. 4 класс «Мы – жители небосклона». Этап осмысления своего места среди людей, формирования стремления быть полезными, заботиться. Этап поиска своего личного пути развития, своих дальних и близких перспектив, в том числе, профессиональных.

В основу нашей программы мы положили методику коллективной творческой деятельности академика И.П. Иванова. Обрамлением нашей программы является сказка. В. А. Сухомлинский не представлял обучения в школе не только без знакомства со сказкой, но и без создания её, справедливо полагая, что «сказка – это радость мышления, и, создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению». Это легло в основу организации жизни нашего детского коллектива. Мы приводим ниже небольшой фрагмент сочинённой нами сказки, она продолжается и досочиняется на всех этапах жизни детского коллектива.

… Два года тому назад из таинственных и далёких просторов Вселенной прилетел на планету Земля ослепительно яркий лучик. Едва коснувшись земли, он рассыпался на множество сияющих искорок прямо у 7 школы.

Шёл мимо Учитель-Звездочёт. Заметил он это удивительное явление и стал собирать упавшие одинокие огоньки. Одна,… вторая,… третья... Так в его руках оказались 25 искорок. Каждая искорка сияла, переливалась, горела своим удивительным цветом. Учитель очень не хотел, чтобы искорки погасли, и он стал помогать им получать энергию. Искорки получали энергию знаний, энергию силы, энергию фантазии. Они могли превратить её в сияние света только благодаря активной деятельности и собственному упорному труду. Оказавшись у учителя-звездочёта, крошечные огоньки почувствовали, что они могут сиять всё ярче, становиться заметнее, давать всё больше света окружающему их миру…


На этом этапе каждый ребёнок рисует себя как искорку, в сиянии которой переливаются разные цвета. На рисунке мы видим светящийся шарик и отходящие от него в пространство светлые лучики. Мы проводим Эстафету любимых занятий, на которой дети рассказывают о своих увлечениях, организуем период знакомства. Каждый цвет соответствует той или иной способности ребёнка, с которой он пришёл в класс и которую он раскрывает, проявляет в учебной деятельности или в жизнедеятельности детского коллектива. Вначале я записываю на лучиках, какие способности проявил ребёнок. Здесь могут быть и умение ухаживать за животными, и умение фантазировать, и способность читать, и умение быть внимательным и т.д. Решая какую-то проблему в классе, мы вместе с ребятами формулируем, каким умением мы должны обладать, чтобы решить эту проблему. Далее в течение определённого времени постоянно обсуждаем, у кого и как получается проявить это умение, и стараемся зажечь лучики этого умения в искорке каждого ребёнка. Например, решая проблему драк, мы формировали в себе умение мирно разрешать конфликты, и у каждого ученика появился лучик салатного цвета. Решая проблему пассивности ученика в учебной работе, мы работали над формированием умения задавать вопросы и зажигали малиновые лучики. Мы постоянно работаем с образами искорок и коллективно обсуждаем, кто какой цвет ещё может добавить в лучики своей искорки. После проведения каких-либо классных событий или этапа нашей жизни, мы обсуждаем, как проявили себя участники события, кто раскрылся с неожиданной стороны, кому мы хотим сказать спасибо. По итогам обсуждения у искорки появляются новые лучики или те, что уже были, становятся больше. Бывает, что в искорке ненадолго появляются чёрные лучики, если ребёнок нас подвёл, или временно закрывается тот лучик, который раньше горел. Но это бывает очень редко и наблюдается такая картинка не более 3 дней, в течение которых ученик реабилитирует себя.

Когда лучиков становится очень много, вместо яркой искорки загорается звёздочка. Многоцветные искорки помещаются в портфолио ребят, а на стенде в классе появляются звёздочки. В центре каждой звезды фотография ребёнка, а сами звёзды имеют разную форму. Они могут быть трёхконечные, пятиконечные, семиконечные… Лучи звёзд – это наиболее яркие личностные качества ребёнка. Мы начинаем с того, что предлагаем ребятам список личностных качеств. Напротив каждого они записывают фамилии тех ребят, которые, по их мнению, являются обладателями этого качества, и пишут «Я», если это качество присуще ему самому. Затем мы подводим итоги, обсуждаем в микрогруппах, индивидуально и решаем, как на первоначальном этапе выглядит звёздочка каждого из нас. Мы подчёркиваем, что быть обладателем даже трёх лучиков – это здорово! И что впереди у них – целая жизнь, в которой будет расти их звезда.

Таким образом, при анализе событий мы обращаем внимание на то, какие качества проявили ребята, и у звёзд появляются новые лучи. Особое значение мы уделяем таким качеством, как настойчивость, трудолюбие, ответственность, ведь без этих качеств потенциал человека не может быть реализован.

Начиная с первого класса, мы вели работу в парах, затем в постоянных экипажах, поскольку обратную связь ребёнку о том, какой он, могут давать, прежде всего, члены его контактной группы, которые относятся к нему с симпатией. Каждый экипаж мы называли «созвездие» и ученики придумали название своего созвездия. На третьем этапе мы начинаем осмысливать, какие же у нас экипажи, оправдывают ли экипажи-созвездия свои названия. Мы стремимся наполнить светом творчества пространство существования наших созвездий, сделать нашу жизнь и жизнь наших родителей яркой и интересной.

На четвёртом заключительном этапе мы начинаем думать о том, какое место на небесном своде занимают наши созвездия, кому и как мы светим, нужен ли кому-то свет наших звёзд. Мы ищем объекты заботы в школе и вне школы, создаём социальные проекты, участвуем в волонтёрской деятельности, экологических акциях и пр. Среди гениальных людей не было людей эгоистичных, каждый стремился своим трудом создать что-то важное для людей. Если не мечтать о великом, не достигнешь и малого, поэтому мы начинаем мечтать. Мы мечтаем о будущем и в своих портфолио создаём программу на ближайшее время – кем и каким я хочу стать, что я для этого делаю в этом году, что буду делать через год, через два.

Таким образом, опираясь на компоненты одарённости, мы создали поэтапную программу развития личности младшего школьника. На каждом этапе мы выбирали ключевое направление развития личности, сообразуясь с возрастными потребностями детей и с возможностями детского коллектива. Работая с ребятами, мы наблюдали, что данная программа способствует осознанию ребёнком себя как неповторимого человека и стремлению учеников к саморазвитию.

Рекомендуем посмотреть:

Проект на тему: Сказки для 1 класса Занимательный материал по окружающему миру в начальной школе Укрепление здоровья учащихся начальной школы на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологи Памятка по работе над ошибками по русскому языку, 1 класс

Похожие статьи:

Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем

Физкультминутки для 1-3 класса

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Физкультурные паузы для начальных классов

Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей

Из опыта работы учителя начальных классов с одаренными детьми
Опубликовано: 1249 дней назад (26 октября 2020)
Просмотров: 1099
+2
Голосов: 2
Комментарии (1)
Нина Николаевна Косарева # 27 октября 2020 в 16:42 +1
Добрый вечер, Людмила Васильевна! Просто отлично, что опираясь на компоненты одарённости, вы создали поэтапную программу развития личности младшего школьника. На каждом этапе определили ключевое направление развития личности, сообразуясь с возрастными потребностями детей и с возможностями детского коллектива. Работая с ребятами, вы не только наблюдаете за детьми, но и способствуете тому, ваша программа помогает ребёнку почувствовать себя неповторимым человеком и создаете условия для его саморазвития.
Удачи!