Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Из опыта работы учителя начальных классов с одаренными детьми

Помощь родителям в осмыслении детской одаренности как потенциала у ребёнка начальной школы
Задача: сотрудничество с родителями по повышению их готовности к сохранению и развитию природных даров ребёнка.
Мы акцентируем внимание взрослых на ответственности, которая проявляется в создании условий для развития личностных качеств, способствующих проявлению детского таланта.

Первый шаг в этом направлении — позитивное отношение к ребёнку, принятие родителями ребёнка таким, какой он есть. Чтобы помочь родителям сделать первый шаг, мы, взяв за основу идеи М. Светловой («Воспитание по-новому», «Искусство быть родителями») предложили им поучаствовать в творческом проекте «Мой цветок самый-самый…» Насколько уникальны и не похожи друг на друга дети, настолько разнообразен мир цветов!

Родителям было предложено изобразить своего ребёнка в виде цветка. Вначале задание поставило родителей в тупик, родители не понимали, что можно отразить в рисунке-ассоциации. Некоторые говорили о том, что они с ребёнком постоянно ругаются, заставляют его что-то делать, и он у них никак не ассоциируется с цветком: «Он у меня такой вредный, я с ним воюю, какой тут цветок?» Родители говорили, что не знают, какие позитивные качества ребёнка они могут обозначить на лепестках цветка. Им было дано время для размышления, наблюдения, анализа, поиска. В итоге взрослые постарались и смогли отразить лучшие качества, таланты и способности своих детей.

Ценность нашего творческого проекта состояла в том, что родители провели большую работу: им захотелось лучше узнать своего ребенка; быть более внимательными, наблюдать за детскими проявлениями; многие открыли в детях новые стороны.

Вторым важнейшим шагом для родителей в создании условий для развития ребёнка является предоставление ребёнку свободы выражения собственной индивидуальности, свободы творчества. На одной из встреч, посвященных теме воспитания одаренных детей, мы познакомили родителей с утверждениями, которые составил Дэвид Льюис (1979), изучивший обширный материал, связанный с опытом тысяч семей. Список состоял из 40 утверждений.

По задумке автора, только часть из них годилась для исполнения взрослыми, чтобы стимулировать позитивное развитие одаренного ребенка. Для этого в сотрудничестве родителей и нас был составлен список наиболее продуктивных мыслей Д. Льюиса. Мы активно используем их в своей работе, вот некоторые из них: Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения. Я беру ребенка в поездки по интересным местам. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его занятий. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать. Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать. Я позволяю ребенку играть со всяким хламом. Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

Следующий шаг в создании условий для развития ребёнка – обеспечение готовности родителей к формированию воли ребёнка, его самостоятельности. Мы обсуждаем, для чего ребёнку быть самостоятельным, в чём должны быть самостоятельны наши дети. Для многих родителей, особенно для мам, трудно не сделать что-то за ребёнка, если они понимают, что сделают это гораздо лучше. Но важно понимать, что достижения в характере ребёнка гораздо важнее чистой посуды или аккуратно выполненной поделки. Нельзя переделывать, делать за него.

Мы провели родительское собрание «Трудности как фактор воспитания». Основная проблема нашего разговора: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?» На собрании мы вместе с родителями искали ответы на следующие вопросы: От чего зависит, позитивно или негативно повлияет встреча с трудностью на характер ребёнка? Опыт преодоления каких трудностей может быть у младшего школьника? Какой опыт есть у наших детей? Какие трудности могут ждать наших детей в будущем? Как мы хотим, чтобы они повели себя, встретившись с ними? Как мы можем их к этому подготовить? Мы понимаем, что ответы на поставленные вопросы не являются однозначными, но именно это и делает разговор не назидательным, а действительно развивающим.

Следующим шагом в создании родителями условий для сохранения потенциала ребёнка является безоценочное принятие ребенка. Мы оцениваем и осуждаем негативный поступок ребёнка, если он был, а не личность ребёнка в целом. Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Можно сказать: «Мне не нравится твой поступок. Я огорчена», - и это будет конструктивнее и эффективнее следующего. «То, что ты делаешь - это плохо. Ты дурно поступил». Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческим.

Стимулирующее влияние родителей на развитие одаренного ребенка — неоспоримый факт. Матери, воспитывающие независимость, практичность, любознательность и гибкость, развивают в своих детях черты, ведущие к продуктивному творчеству; умению помогать; находить общий язык и радость в общении с людьми. В данном направлении мы проводим для мам консультации, круглые столы. Опыт нашей работы мы обобщили в проекте «Мама родимая – свеча неугасимая».

Характерной чертой семейного воспитания талантливых детей является то, что наиболее активным родителем в воспитательном отношении выступает, как правило, не мать, а отец. Нежные любящие отцы, много времени уделяющие детям, развивают интеллектуальную любознательность; готовность к исследовательскому риску; привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

Роль отца в воспитании одаренного ребенка подтверждена многими биографическими исследованиями. Это стало одним из направлений в работе с папами – мы анализируем биографические данные о взаимодействии отца с одним из будущих гениев. Например, на одной из встреч мы познакомили отцов с некоторыми фактами биографии Джона Стюарта Милля. Джон Стюарт Милль (1806–1873) — известный английский философ, логик, политэконом, этик и психолог был сыном Джеймса Милля, разностороннего мыслителя. Сын превзошел отца, как по известности, так и по масштабу своих идей. Однако, период становления сына прошел под необычайно сильным воздействием отца. Отец стал обучать Джона Стюарта греческому языку в 3 года, латыни — в 8 лет. Отец постоянно поощрял чтение исторической литературы, в которой изображались энергичные люди, справляющиеся с необычными обстоятельствами и преодолевающие трудности. Трудности приходилось преодолевать и самому Джону Стюарту, так как отец был очень требователен. Например, ему приходилось практиковаться в написании стихов, а они давались плохо, но отец заставлял продолжать это занятие в обязательном порядке. Все же отец не столько загружал память Милля, сколько стремился развить его способность к пониманию и мышлению: "Все, что могло быть обнаружено при помощи мышления, сообщалось мне только после того, как я истощал попытки достичь его сам", пишет Милль в своей "Автобиографии". В работе с папами и дедушками мы активно используем «Хрестоматию по этике» В.А. Сухомлинского, в которой находим множество жизненных ситуаций для анализа и выбора грамотной родительской позиции.

Для обсуждения актуальных для родителей проблем воспитания ребёнка мы создали группу в контакте и назвали её «Группа осознанных родителей, любящих детей». В группе мы поднимаем и обсуждаем волнующие родителей вопросы, например: «Как ребенок оценивает себя?» Рождаясь, ребенок не имеет представления о себе как о хорошем или плохом человеке. В силу своего возраста, ребенок не способен судить о своих поступках самостоятельно, ему не с чем сравнить. Но если бы у него не было никаких ориентиров, то он совершенно не мог бы понимать, он развивается или деградирует. И единственный критерий для определения, поступает он правильно или нет, – это реакция на его поведение, на его состояние, на его настроение нас, взрослых. То есть тех, кто ближе всего к человеку в детстве, тех, кто является его защитой. Он смотрится в зеркало наших оценок, видит себя глазами взрослого, поэтому наше представление о ребёнке, наш мнения о нём становятся его представлением о себе.

«Чувство собственного достоинства» Наличие собственной гордости, самоуважения является той основой, которая не позволяет ребёнку вести себя плохо, поэтому важно помочь ребёнку осознавать себя как достойного и особенного человека. Важно не унижать ребёнка, помогать ему видеть себя успешным, знать свои достижения, укреплять его уверенность в себе и чувство самоценности. Это порождает энергию успеха, вдохновляет детей на новые добрые свершения. При таких условиях дети не будут бояться проиграть, будут верить в то, что каждый человек обладает какими-то талантами, уникален и неповторим.

Совместно мы составили «Памятку общения детей и родителей». Ключевые фразы из нее: «Я ценю, что ты…», «У тебя отлично получается…», «Спасибо тебе за…», «Молодец, что…».

Таким образом, мы стремимся создать в семье условия, в которых талантливый ребенок может использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия. А делает счастливым одаренного ребенка то, что приносит удовольствие каждому ребенку без исключения - новые цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания.

Ценностью для родителей становится инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самодеятельности детей, их поддержка, что и создаёт условия для развития детской одарённости.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов детского сада. Работа с одарёнными детьми Работа с одарёнными детьми в начальной школе. Из опыта работы
Работа с одарёнными детьми в начальной школе. Из опыта работы
Опубликовано: 1139 дней назад (26 марта 2021)
Просмотров: 452
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!