Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

 

Творческий конкурс для педагогов и детей «Благодатная Осень»

Внеурочное мероприятие по профориентации для старшеклассников

Методическая разработка внеурочного занятия по профориентации для обучающихся 10-11 класса на тему «Собеседование при приёме на работу»
профориентация 10-11 класс
Автор: Одинцова Евгения Юрьевна, педагог-психолог МОУ «Лицей № 32»
Тема: Собеседование при приёме на работу

Тема «Собеседование при приёме на работу» достаточно традиционна, она присутствует практически во всех профориентационных программах. Данное мероприятие завершает цикл занятий по профориентации, которые проводятся педагогом-психологом в МОУ «Лицей №32» в рамках внеурочной деятельности.

Новизна разработанного мною занятия состоит в том, что оно направлено не только на развитие коммуникативно-дискуссионных компетенций обучающихся, но и на формирование у них рефлексии, а также возможности расширить свой поведенческий потенциал. Главная «изюминка» занятия – фактор неожиданности, выход за границы стандартно заданной ситуации профессионального выбора, который исходит из «хочу-могу-надо» подростка.

Как и было сказано, «Собеседование» проводится в рамках цикла профориентационных занятий у обучающихся 9 классов, но может быть использовано и как самостоятельное.
Ход занятия
1. Приветствие: подросткам даётся задание поприветствовать друг друга в рамках делового этикета. Это необходимо, чтобы настроить их на деловое сотрудничество друг с другом, исключив на некоторое время личные замечания.

2. В ходе упражнения «Встаньте рядом те, у кого…» задаётся некий случайный фактор, типа «Те, кто работал этим летом…, имеет опыт зарабатывания денег, бывал у родителей на работе..» и т.д. Когда все участники группы разбились на пары, упражнение заканчивается.

3. Психолог предлагает парам «тянуть билеты» (см. карточки приложения 1), то есть «включается» фактор случайности. Затем в парах вновь «вслепую» один человек берет себе карточку «специалиста», который устраивается на работу, другой – вероятного «работодателя».

4. Затем «специалистов» просят выйти за дверь, а «работодателям» даётся инструкция: «К Вам трудоустраивается новый человек. Его трудовой ресурс Вам неизвестен, и Ваша задача проверить, насколько он велик. Кроме того, Вам необходимо «выжать» максимум из его возможностей и заплатить ему за это по минимуму».

5. «Специалисты» вновь заходят в помещение, начинается инструктаж о том, как «войти в диалог» в рамках делового этикета (приложение 2). «Специалистам» и «Работодателям» предлагается придумывать себе любые подробности биографии.

6. Внимание «работодателя» и «специалиста» привлекается к списку «подсказок» (приложение 2). «Работодателю» также предлагается заполнять от руки «Заметки работодателя» (приложение 3) и при этом оставаться в рамках делового общения, не переходя на личности.

7. Диалог начинается, психолог фиксирует время с тем, чтобы собеседники переходили от фазы к фазе вовремя.

8. По окончании диалога «Работодатель» демонстрирует «специалисту» лист с «Заметками работодателя», задача «специалиста» - ознакомится с тем, как его видят со стороны. Кроме того, «специалист» видит, приняли его на работу или нет.

9. Рефлексия. В ходе рефлексии сначала высказываются «специалисты»: как правило, они удивлены «вакансиями», возмущены предложенными условиями работы, раздосадованы «заметками». «Работодатели», в свою очередь, недовольны уровнем подготовки «специалистов», несоблюдением границ делового этикета, внешним видом «специалистов».

Наблюдения психолога в ходе занятия
1. Наблюдение за реакцией на неожиданный вариант «вакансии»: подростки с простроенной образовательной траекторией относятся к этому с юмором или пребывают в замешательстве, с непростроенной - иногда начинают раздумывать, а не попробовать ли им данный вариант.

2. «Работодатели» легко входят в роль, соблюдая деловой этикет, «специалисты» часто «соскальзывают» в вариант личного общения.

3. Интересны замечания «работодателей»: так, «главный врач провинциальной больницы» был возмущён внешним видом «полостного хирурга». На вопрос психолога: «Зачем же ты его работу взял?» он был рационален: «Где мне другого взять? У меня сельская больница».

Приложение 1
Учитель химии/Директор провициальной школы
Бухгалтер в армии/Командир воинской части
Ветеринар/Главный врач ветеринарной клиники
Менеджер в автосалоне/Управляющий автосалоном
Пожарный/Командир пожарной части
Повар в кафе/Директор кафе
Пилот гражданской авиации/Управлющий кадровой службой
Агроном/Фермер
Технолог по производству мороженого/ Управлющий кадровой службой
Тренер в бассейне/Директор бассейна
Социальный работник (подростковый возраст)/Директор социального Центра
Водитель-дальнобойщик/Директор автопредприятия
Инспектор санитарной службы/Начальник санитарной службы
Хирург полостной/Главный врач сельской больницы
Метеоролог/Начальник метеослужбы
Фрезеровщик/ Управлющий кадровой службой

Приложение 2
Работодатель
Шаг 1: 3-4 минуты. Установление контакта с кандидатом, создание атмосферы, в которой кандидат смог и захотел бы раскрыться.
1. Общие темы: погода, яркие события в стране и за рубежом, «легко ли вы нас нашли».
2. Предупредите о ведении записей.
3. Попросите кандидата рассказать в нескольких словах о себе.

Шаг 2: до 15 минут. Вопросы работодателя
1. Основной род деятельности в настоящее время, профессиональные интересы.
2. Причины, по которым кандидат хотел бы поменять место работы.
3. Что нестандартного (нового) он может предложить на новом месте работы?
4. Что он ожидает от нового места работы?
5. Какая работа ему наиболее по душе: с инструментами, с бумагами, компьютером, в непосредственном контакте с людьми?
6. На какую зарплату он рассчитывает?
7. Как он повышает свои профессиональные знания?
8. Как строит свои взаимоотношения с коллегами и испытывает ли трудности в общении?
9. Не помешает ли его личная жизнь новой работе?
10. Есть ли у него вопросы к вам?

Шаг 3: 2-3 мин. Завершение беседы.
Скажите, пожалуйста, остались ли у нас с вами какие-либо невыясненные вопросы?

Соискатель работы
1. Каковы основные требования, предъявляемые к работнику, критерии оценки производительности его труда и связанная с ними оплата (штрафные санкции)?
2. Кто определяет, каким образом должна быть обеспечена требуемая производительность и качество труда?
3. Откуда и какую помощь можно ожидать?
4. Каковы важнейшие негласные нормы, касающиеся работы и межличностных отношений сотрудников?
5. Что требуется для успешной работы на предприятии?
6. Что ценится в вашей фирме, что является достоинством?
7. Какие люди чаще других вызывают уважение?
8. Что считается серьезным просчетом в работе?
9. Какие ошибки не прощаются?
10. Каким основным правилам должен следовать каждый сотрудник предприятия, чтобы стать «своим» в коллективе (стиль одежды, жизни; что говорят и делают; о чем не говорят и чего не делают и т. д.)?

Приложение 3
Заметки работодателя
ВНЕШНИЙ ВИД
1 Неопрятный
2 Небрежность в одежде
3 Опрятный
4 Уделяет особое внимание своему внешнему виду

ГОЛОС
1 Резкий, раздражающий
2 Невнятный
3 Приятный
4 Ясный, понятный
5 Экспрессивный, энергичный

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
1 Неприятная, нездоровая внешность
2 Неэнергичный, апатичный
3 Хорошая физическая форма, приятная внешность
4 Бодрый, энергичный

ПОВЕДЕНИЕ
1 Нервный
2 Стеснительный
3 Манерный
4 Напряженный
5 Смущенный
6 Спокойный
7 Адекватный

УВЕРЕННОСТЬ
1 Застенчивый
2 Заносчивый
3 Последовательный, доказательный
4 Достаточно самоуверенный
5 Прямолинейный
6 Демонстрирует уверенность
7 Необычайно самоуверенный

ХОД МЫСЛЕЙ
1 Нелогичный
2 Неопределенный
3 Неясный
4 Распыляется по пустякам
5 Ясно выражается, слова адекватны значениям
6 Убедительный
7 Логичный

ГИБКОСТЬ УМА
1 Тугодум, медленно соображает
2 Равнодушно воспринимает сказанное
3 Внимателен, четко выражает свои мысли
4 Сообразителен, задает адекватные вопросы
Принятое решение: «Принять»
«Отказать»


МОТИВАЦИИ И АМБИЦИИ
1 Вял, не амбициозен
2 Отсутствие интереса к саморазвитию
3 Демонстрирует стремление к саморазвитию
4 Определяет будущие цели, хочет добиться успеха
5 Высокие амбиции, саморазвитие

ОПЫТ РАБОТЫ, ОБРАЗОВАНИЕ
1 Не соответствуют должности
2 Не соответствуют, но полезны
3 Соответствуют
4 Выше требуемого
5 Особо подходящие
6 Продолжает учиться, повышать уровень

ЛИЧНОСТЬ КАНДИДАТА
1 Незрелый, импульсивный
2 Упрямый
3 Разумный, зрелый
4 Кооперативный
5 Ответственный
6 Зрелый, самодостаточный

ОТНОШЕНИЕ К ПРЕЖНЕМУ МЕСТУ РАБОТЫ
1 Ярко негативное
2 Демонстрирует недовольство
3 Уклоняется от прямых вопросов
4 Выражает позитивное отношение
5 Демонстрирует позитив, объективно оценивает «+» и «-»

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
1 Выражает крайнюю степень смущения или агрессии
2 Заметно нервничает
3 Не выражает дискомфорта, не стремится продолжать беседу
4 Демонстрирует спокойное поведение, продолжает диалог
5 Реагирует адекватно, ищет способы продолжения беседы

Список литературы
1. Слепцова А.С. «Как нанять «спеца»? Тесты для приема на работу и определения уровня IQ». М., «Астрель», 2006.
2. Ньюпорт Кэй «Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу». М., «Альпина паблишер», 2015.

Рекомендуем посмотреть:

Дебаты для старшеклассников «Выбор профессии» Интеллектуальная игра по профориентации для старшеклассников с презентацией
Занятие для психологической подготовки к ЕГЭ. Китайские иероглифы
Опубликовано: 60 дней назад (26 августа 2020)
Просмотров: 284
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!