Занятие для психологической подготовки к ЕГЭ. Китайские иероглифы
Подготовка к ЕГЭ. Конспект психологического занятия "Китайские иероглифы"
Одинцова Евгения Юрьевна, педагог-психолог МОУ «Лицей № 32» города Вологды«Самое благородное и высокое – это учиться и стремиться к карьере,
все остальное – суета» (китайская пословица)
Данное занятие - часть цикла «Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ». Занятие также может быть использовано для девятиклассников в период подготовки к ГИА.
Идея разработки занятия связана с возрастающим интересом выпускников школы к КНР как потенциальному месту учёбы и работы. Те, кто уже учатся в университетах Китая, отмечают, что студенческая жизнь посвящена учёбе. Китайские студенты следуют завету Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».
Немалую роль в создании занятия послужило большое количество обращений будущих выпускников с вопросом к психологу: «Как победить лень?» В ходе консультирования отмечается, что у многих 11-классников есть значительное количество ресурсов, необходимых для успешной сдачи экзаменов: высокий уровень интеллекта, хорошее здоровье, но недостаточно развит навык, связанный с отработкой учебного материала, который школьники называют «нарешиванием» и «зубрёжкой».
Кроме того, для автора занятия немалую роль сыграл исторический контекст возникновения единого государственного экзамена как «потомка» кэцзюй - системы государственных экзаменов в Китае.
Ход занятия
1. «Башня»: ставя кубик на кубик, школьники называют эмоцию, связанную со словосочетанием «подготовка к экзаменам». Очень часто в группе упоминают о тревоге, нежелании планомерно готовиться, откладывании «на потом», лени. По окончании упражнения психолог предлагает поработать с этими вариантами поведения. 2. Психолог напоминает о кинезиологических упражнениях, направленных на координацию и взаимодействие полушарий головного мозга. Упражнения широко известны:
• Восьмерки: стоя, руки в стороны, кисти рук рисуют «восьмерки», затем - «лежащие на боку восьмерки (знаки бесконечности)».
• «Перекрестный шаг»: при ходьбе правым коленом касаются левого локтя и наоборот.
3. «Каракули»: 2 минуты неведущей рукой школьники карандашом безотрывно рисуют каракули, их задача – заполнить каракулями весь лист бумаги.
Одновременно с рисованием психолог тихим голосом читает текст (отрабатывается распределение внимания).
«В древнем Китае существовала кэцзюй - система государственных экзаменов на чиновничью должность, своеобразный социальный лифт, помогающий обрести положение и власть не благодаря знатности рода, а благодаря своим знаниям. Традиция строгой сдачи экзаменов зародилась приблизительно в 7 веке до н.э. Тысячи юношей, каждый в отдельной хижине, отвечали на сотни вопросов в надежде на продвижение по служебной лестнице. Система с перерывами просуществовала 1300 лет: с 605 до 1905 года.
Традиционны были строго разработанные процедуры проведения государственных экзаменов и очень жёсткие требования к лицам, проходящим испытание. Например, регламентировались не только задания и время, отводимое на каждый экзамен, но и одежда испытуемых (такая, чтобы в ней нельзя было спрятать книгу) и письменные принадлежности (с той же целью).
Для выполнения экзаменационного задания каждый помещался на три дня в отдельную каморку, где не только сдавали экзамен, но спали и ели. В коридоре постоянно находился чиновник-надзиратель.
В результате размышлений необходимо было написать работу, изобилующую точными цитатами из произведений классиков (прежде всего, Конфуция) и соответствующую установленным формальным требованиям.
В те времена абитуриентам, если их ловили за списыванием, грозили не тюрьма и штраф, а смертная казнь. Причем казнили в не только списывающего, но и чиновника, принимавшего экзамены и допустившего нарушение. Экзамены сдавал, как утверждают историки, лишь каждый сотый абитуриент».
По окончании 2 минут из участников занятия ищет и находит в каракулях узнаваемые образы, которые обводит ручкой и заключает в рамку. Обычно в эти моменты группа оживляется и с каждый удовольствием демонстрирует «найденное».
4. Упражнение «Счет». К нему психолог предлагает инструкцию: «Вы переключаете свое внимание с объекта на объект. На каждом из объектов, которые попадают в поле зрения, Вы фиксируетесь на несколько секунд, коротко описываете его и «считаете». Например: синяя ручка – один, цветок с полосатыми листьями – два, стул с царапиной на ножке – три, и так далее. Для отработки навыка мы будем считать группой, затем Вы сможете попробовать это индивидуально». Задание: в ходе упражнения поднять руку, когда начинаешь ощущать контроль над ситуацией. К 45-50 обычно поднимают все.
5. Психолог напоминает о том, что кинезиология рекомендует для улучшения внимания и саморегуляции на экзамене нарисовать на черновике косой крест и некоторое время концентрировать на нем свое внимание. Но на данном занятии психолог предлагает заняться не просто рисованием крестов. Для уточнения задачи читается китайская сказка. Жил-был в деревне юноша. Отца у него не было, жил он с матерью, которая пекла и продавала пирожки. Юноша горел желанием выучится и стать ученым. И вот он уехал в город и начал учится. Через 10 лет, накануне экзамена, он приехал повидать свою мать. После радостной встречи мать стала печь пирожки, а юноша стал тренироваться в каллиграфии. Они были так бедны, что не могли зажечь лампу, поэтому работали в полной темноте. На следующее утро пирожки матери были также вкусны, как и обычно. Но иероглифы, которые написал юноша, были не так уж хороши. Тогда мать сказала:
- Сын мой! Ты должен делать прекрасно свою работу даже в полной темноте. Благословляю тебя еще на 10 лет учебы.
Сын вновь принялся усердно учиться, и через 10 лет блестяще сдал экзамены, стал чиновником, а затем дослужился до высокой должности и стал советником самого государя. Он никогда не забывал мудрости своей матери.
Далее обучающиеся выдвигают идею, что сегодня они будут писать иероглифы, обозначающие состояния, которые пригодятся при подготовке к экзамену и на экзамене. Нередко вспоминают, что так поступал для достижения просветления сознания сыщик Эраст Фандорин, герой романов Бориса Акунина.
Иероглифы символизируют не только старание, сосредоточенность, эмоциональное равновесие, но и стремление каллиграфа отразить красоту окружающего мира. Кроме того, иероглифы – символ стремления человека к учебе и самосовершенствованию.
Психолог предлагает: «Тяните билеты, на каждом из них нарисован иероглиф и схема его написания. Помните о правилах: пишем сверху вниз и слева направо. Вы можете самостоятельно выбрать цвет для выполнения своего иероглифа».
Занятие завершается «выставкой» работ. Далее, по желанию, работы оставляют психологу или забирают с собой.
Примечание: на занятии для девятиклассников можно выйти на улицу (подростки горячо поддерживают это предложение психолога). Если лежит снег, то иероглифы пишем на нем, причём каждый придумывает свой вариант: кто-то использует найденную тут же палку, кто-то выводит символы рукой. Если асфальт уже высох, то используется свёрнутая в трубочку газета, которую обмакивают в ведро с водой, а затем рисуют на асфальте. «Перемена места» обеспечивает подросткам, кроме прочего, повышение настроения.
Литература
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е. Г. Трошихиной. -СПб.:Речь, 2007.-216стр.
2. Китайские народные сказки. Москва. «Художественная литература». 1972.
Билеты, на которых нарисован иероглиф и схема его написания
Презентация на тему: Китайские иероглифы. Занятие для психологической подготовки к ЕГЭ
Рекомендуем посмотреть:
Русский язык 11 класс. Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ Решение текстовых задач на "Проценты" (из опыта работы) Как строить взаимоотношения с детьми, имеющими нарушения поведения
Автор: Одинцова Евгения
Опубликовано: 1557 дней назад (17 августа 2020)
Просмотров: 1846
Рубрика: Без рубрики
|
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (1)
|
||
|