Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Русский язык 11 класс. Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ

Конспект урока русского языка в 11 классе. «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ»
Автор: Илюшечкина Татьяна Сергеевна,учитель русского языка и литературы МБ ОУ Никитинская СШ

Тема урока: «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ» (11 класс)
Цель урока: подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровней А, В, С).
Задачи урока
Образовательные:
• актуализировать знания по курсу «Русский язык. 11 кл.»;
• обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению-рецензии.
Развивающие задачи:
• развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;
• способность быстро переключаться с одного задания на другое;
• совершенствовать умение комплексного анализа текста;
• совершенствовать умение составлять пунктуационную схему предложения;
• совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте;
• логично и доказательно выстраивать устный ответ;
Воспитательные задачи:
• воспитывать уважительное отношение к наследию русской культуры, к творчеству И.С.Тургенева;
• развивать способность ценить богатство русского языка;
• поддержать желание учащихся совершенствовать собственные знания, умения и навыки по предмету;
• воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к товарищам.
Тип урока: обобщающее повторение
План урока
Этапы урока. Время выполнения
1. Сообщение темы и цели урока. 1 минута
2. Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи». 7 минут
3. Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи». 3 минуты
4. Комплексный анализ текста. 22 минуты
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 10 минут
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку. 2 минуты
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать притчу И.С.Тургенева «Милостыня»;
2) составить пунктуационные схемы всех сложноподчиненных предложений;
Текст:
Милостыня
1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал...
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно.
10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
13. - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос...14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!
15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.
16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
17. Старик ничего не ответил - и задумался.
18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
19. Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
И. С. Тургенев.
Ход урока

1.Слово учителя
Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо владение теорией языка и умение быстро переключаться с одного задания на другое. Именно этому посвящен первый этап нашего урока, поэтому будьте активны во время обсуждения всех вопросов.
Цель урока – повторение тем, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ и подготовка к написанию сочинения.
В ходе урока вы будете узнавать номера заданий (по охваченному нами материалу) в тесте ЕГЭ.
2.Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи».
Дома вы прочитали притчу И.С.Тургенева «Милостыня» и составили схемы всех сложноподчиненных предложений, которые встретились в тексте. Сколько их получилось?
(Учитель приглашает двоих учеников к доске для демонстрации пунктуационных схем).
Весь класс получает задание:
Выписать из 19 и 21 предложений все подчинительные словосочетания, определить способ подчинительной связи.
(Двое учеников готовятся у доски к ответу по домашнему заданию: выстраивают пунктуационные схемы, определяя одновременно тип сказуемых, вид придаточных предложений, характеризуя средства связи между частями сложного предложения).

3.Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи».
Проверим результаты классной работы. Сколько подчинительных словосочетаний вы обнаружили в данном предложении?
Умение выявлять способ подчинительной связи в подчинительных словосочетаниях позволит вам успешно справится с заданием В2 при выполнении ЕГЭ.
Фронтальная работа (опрос нескольких учеников по результату выполнения задания)
4. Комплексный анализ текста.
Второй этап урока мы посвятим комплексному анализу текста притчи И.С.Тургенева «Милостыня», которую вы прочитали дома.
- Что такое притча?
Словарная работа
На партах у учащихся находится заранее подготовленная справка
Словарь русского языка в четырёх томах ( Т.3, М.,1984, с.452)
Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве
Словарь языка Пушкина (т.3, с.782)
Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.
Словарь библейского богословия
Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении
Литературоведческий словарь
Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.
Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность.

Особенности притчи:
- персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;
- не отражены характеры;
- внимание автора сконцентрировано на однойситуации;
- выбор персонажей основан на антитезе

«Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
- О каких философских категориях размышляет И.С.Тургенев в притчи «Милостыня»?
Определите тему произведения.
- Какой основной композиционный прием использует И.С.Тургенев?
Какие понятия разграничивает писатель?
- Найдите в тексте просторечные слова и слова высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику?
- Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев?
- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 12 предложении?
- Раскройте аллегорический подтекст притчи.
- Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?
- Какое средство связи использует писатель в предложении 21?
- Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос.
- Выпишете номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями.
- Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение.
- Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
- Среди предложений 1-10 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами.
- Из предложений 20-22 выпишите местоимения, определите их разряд.
- Из предложения 1 выпишите предлоги.
- Из предложений 8-10 выпишите частицы.
- Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 15-23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного)
- Выпишите из предложения 12 слово образованное бессуффиксным способом.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое..., взор пронзительный, но не злой» и т. д. Система оппозиций характерна для структуры этих произведений вообще.
В «Милостыне» нет подробностей чисто внешних описаний.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса; стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3). Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле..., но собирайте себе сокровища на небе...» (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21). Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба...» (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒ это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26). Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал; веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет... возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172). Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Второй этап урока связан с подготовкой к написанию сочинения (задание С).
Напишите сочинение -рассуждение по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя XIX века Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»):
« Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили…Да если б этот идеал возожжен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила… в непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
Вывод по очередному этапу урока:
Правильное написание сочинения позволит вам получить высшие баллы по критериям оценки сочинения.
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку.
Надеюсь, проведенная нами работа будет способствовать вашему успешному выступлению на ЕГЭ.
Учитель оценивает ответы учеников, комментирует домашнее задание к следующему уроку.
7.Домашнее задание к следующему уроку:
написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста.

8.Литература
1. Словарь русского языка в четырёх томах. - М.,1984
2. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.,1985

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе
Классный час: Моя малая Родина, 5-6 класс
Опубликовано: 3141 день назад (12 сентября 2015)
Просмотров: 25872
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!