Социоигровые технологии в работе с дошкольниками
Педагогическая технология. Социо-игровая деятельность дошкольников
"Главная забота воспитателей-не обучение, не развлечение,
даже не развитие, а столь
недидактическая вещь как дружба".
Е.Е.Шулешко
Основатели социо-игровой технологии Е.Е.Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Соответствовать данному утверждению помогает современная педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.
Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
ЦЕЛЬ:
- организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.
Законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
ЗАДАЧИ:
-Формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи.
-Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
-Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
-Развитие у детей умения элементарного самоконтроля речевого высказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
-Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
состоит в том, чтобы в результате применения социо-игровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
ПРИНЦИПЫ:
- Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- Игры с правилами.
- Игры-соревнования.
- Игры-драматизации.
- Режиссёрские игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия.
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
- Тренинги.
- Самопрезентация.
ГРУППЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала;
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
- Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
-У детей нет чувства страха за ошибку.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА:
1 ПРАВИЛО:
Работа в малых группах или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. В таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.
Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «чужими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.
2 ПРАВИЛО:
«Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.
3 ПРАВИЛО:
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т. д.
4 ПРАВИЛО:
Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
5 ПРАВИЛО:
Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
6 ПРАВИЛО:
В своей работе ориентируюсь на принцип, предложенный авторами социо-игровой технологии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.
ЭТАПЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ:
- на первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
- на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, то есть через общение педагог обучает дошкольников.
ПЛЮСЫ СОЦ- ИГРОВОГО СТИЛЯ:
- отношение «ребенок – сверстники», педагог является равноправным партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль слушающих);
- общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами;
- дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
- социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ДОУ:
1 СОВЕТ:
Быть готовым к собственным промахам:
-Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить — ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу, поэтому ему нужно быть готовым к своим возможным промахам, так как не всегда предстоящая деятельность может быть успешной.
-Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, воспитателю следует рассматривать как содержание образовательной деятельности, видя в ней сущность своих задач, а в их преодолении - сущность развития и всей группы, и самого ребёнка.
2 СОВЕТ:
Не разжевывать смысл задания
-Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку.
-В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» - это, наверное, просто поосторожничал, «поленился» или подумать, или попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
-Иногда воспитательница должна и пояснять (повторять) задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось непонятным по существу, точнее по ее собственной вине, а не из-за невнимания или пассивности обучаемых детей.
3 СОВЕТ:
Обращать внимание на интересные неожиданности
-Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант, запланированный воспитательницей.
-Важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится. Иначе, союз детей и воспитателя распадается на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию - «когда же тётя меня похвалит».
4 СОВЕТ: Видеть в детских отказах ценные подсказки
-Самая «страшная» неприятность - отказ некоторых детей от участия в предложенной игре (задании, упражнении) - снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, которые позволят отказывающимся найти в себе уверенность для участия в общей работе.
-Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его как своевременную подсказку, подаренную ребёнком.
5 СОВЕТ:
Умейте порадоваться шуму
-Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы, посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых детей.
-Необходимо быть внимательным к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей, давать себе отчет: «вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!
-Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций». И поэтому нужно радоваться тому, что задание вызывает у детей желание работать.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: побуждение их к социальной активности и саморазвитию, сплочение детско-родительского коллектива.
Задачи:
- усвоение родителями активных форм познания;
- совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
- обеспеченье душевного благополучия;
- коррекция импульсивного поведения.
Оригинальность СМИ в ее универсальности: их можно использовать как на разных этапах (родительские собрания), так и на отдельно взятых мероприятиях.
Эффективность:
применение данной технологии приводит:
- к сплочению детско- родительского коллектива группы;
- к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы и ДОУ, в различных интелектуальных и творческих конкурсах;
- к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольниковПохожие статьи:
Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке
Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности
Автор: Светлана Леонидовна Голохова
Опубликовано: 1924 дня назад (17 августа 2019)
Просмотров: 12273
Рубрика: Методическая копилка
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (1)
|
||
|