Наши конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Промыслы Воронежской губернии. Ткачество. Презентация

Промыслы Воронежской губернии.Ткачество
Слайд 1.
"...Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев... Но всякое дерево имеет корни.., которые связывают его с землёй. Корни - это то,чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела."
В.М. Песков.
Слайд 2.
Слайд 3.
Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые наряду с развитием технического прогресса, сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности своих народных художественных промыслов. Воронежцы нередко с успехом принимают участие в различных конкурсах и выставках, представляя на них этнографические народные костюмы, музыкальные инструменты – гитары, баяны, аккордеоны, изделия художественных промыслов из керамики, дерева, лозы, войлока, шерсти. Рассмотрим известный и самобытный промысел-
ткачество Воронежской губернии.
Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Развивающееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.
Крапива двудомная.
Слайд 4.
Лубяные волокна ее стебля были достаточно длинны, прочны и давали превосходные нити, которые использовались для выделки как грубых, так и тонких тканей, изготовления прочных рыболовных снастей, веревок, канатов и многих других предметов домашнего обихода, включая даже кружева, вязанные костяным крючком. Из крапивы так же добывали безвредную растительную краску зеленого цвета для подкрашивания пряничного теста и окраски полотна.
Хмель.
Слайд 5.
Женщины обеспечивали свои семьи одеждой из тканей ручной домашней выделки. Нити для изготовления - тканей изначально, добывались большей частью из луба - стеблей дикого хмеля, росшего на полянах лесов, в большом изобилии. Его молодые побеги ранней весной употреблялись в пищу. Из богатых лубом стеблей хмеля при обработке получали длинное и крепкое волокно, из которого пряли нити и ткали полотно - холстину. Соплодия хмеля - шишки использовали для изготовления зеленоватой краски для крашения холстины.
Слайд 6.
Льняное волокно
- у нас оно было худшего качества, чем в других губерниях России. В обширных степях Воронежского края росло много дикого льна, но его по каким-то причинам не собирали и в дело не пускали. Посевы же льна хотя и производились примерно до 1930 г., но удельный вес их был незначительным.
Высота конопли - от 0,5 до 4 м, а толщина стебля от 3 до 30 мм.
Посконь - шла на изготовление тонкой ровной ткани ( праздничная одежда, полотенца для божниц и подзоры, занавески, праздничные скатерти, тонкие кружева, пеленки и т. ).

Матерка - ткани для мешков, чувалов, кулей, веретья (для просеивания и сушки зерна после обмолота), фартуков, сумок, попон для ездовых лошадей, сумок для кормления лошадей овсом ,ткали парусину, "недотки" для рыбной ловли, плели бредни, невода, сети, вентеря; вили веревки, канаты, вожжи, гужи, путы для скота, постромки, "обрывки" для - привязи телят на выпасе.

Из пакли - домашнюю обувь - чуни. Из листьев конопли добывали зеленую растительную краску, окрашивали портяные и шерстяные ткани в ярко-зеленый цвет. Эту же краску применяли в набойном деле.
Слайд 7.
Ручной ткацкий станок
с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н. э
Ткацкий стан — это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Главная часть стана — рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчёты узоров ценится так же высоко, как природный вкус и фантазия.
Слайд 8.
Тканые женские пояса.
Техника ткачества обусловливает геометрический характер орнамента, в котором сочетаются полосы и треугольники, квадраты, ромбы и другие фигуры. Среди них главенствуют ромбы — линейные, с продленными сторонами, гребенчатые, крючковатые. Ромбический орнамент зародился в древности и таил в себе глубокий смысл. Ромб был символом солнца, олицетворением засеянного поля. Магический смысл фигур постепенно изменялся, орнамент обогащался новыми мотивами.
Слайд 9.
Слайд 10.
Ковер.
На примере отдельных образцов из коллекции Русского музея (преимущественно из южных губерний центральной России) можно проследить типичные особенности ковроделия, общие для всех мест его производства, поскольку они при всем разнообразии отмечены стилистическим единством.
Наиболее интересна и разнообразна коллекция воронежских ковров. Она включает образцы гладких безворсовых изделий с геометрическим орнаментом и ворсовые цветочные ковры. Среди первых выделяются две группы произведений, созданных в слободах Рамонь и Урыв Коротоякского уезда Воронежской губернии.
Слайд 11.
Литература:
Воронежский краеведческий сборник. Из истории культуры края / Сост. А. И. Гайворонский. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985. – 201 с.
Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е.Н. Губанова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120 с.
Презентация на тему: Промыслы Воронежской губернии. Ткачество

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия с воспитанниками творческих объединений Разработка учебного кейса на тему "Скворечник" Мастер-класс. Сумка для покупок своими руками «Веселое настроение» Конспект урока во 2 классе по предмету «декоративно-прикладного искусства»

Похожие статьи:

Конспект занятия. Работа с бумагой в технике рельефной аппликации «Осенний натюрморт»

Сценарий отчетного концерта в детско-юношеском центре

Городской конкурс к году кино. Сценарий

Конкурс для школьников «Мир профессий»

Визитная карточка педагога дополнительного образования на конкурс «Сердце отдаю детям»

Занятие объединения дополнительного образования «Юный художник» | Конспект занятия в дополнительном образовании. Тема: «Монотипия»
Опубликовано: 2479 дней назад (11 марта 2018)
Просмотров: 4083
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Елена Юрьевна Деришева # 1 апреля 2018 в 17:07 0
Интересный материал. Голос.