Формирование читательской компетентности у учащихся 1 ступени общего среднего образования
Опыт работы учителя начальной школы. Формирование читательской компетентности учащихся 1 ступени общего среднего образования
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
В. А. Сухомлинский
Ни для кого сейчас не секрет, что за последнее время, благодаря компьютерам и разного рода девайсам и гаджетам статус чтения и отношение к чтению сильно изменились. Дети всё чаще «погружаются» в виртуальный мир, мир фантастики и приключений.
Как же сделать так, чтобы реальность была для них более значимой? Как пробудить у современного ребёнка интерес к чтению?
Можно рассказывать о множествах приёмах и методах, позволяющим заинтересовать, увлечь и повысить читательскую грамотность учащихся. Но это всё замечательно, когда дети умеют читать. Перед учителем начальных классов стоит одна из самых сложных задач: уже с первых дней пребывания детей в школе выстроить процесс обучения чтению так, чтобы все учащиеся: знающие только начертание букв, не знающие букв вообще, угадывающие буквы, учащиеся, которых ранее научили неверному слиянию звуков, читающие только по слогам, и, наконец, хорошо читающие по окончанию первого класса работали в одном полноценном режиме чтения, у всех учащихся был сформирован навык чтения (умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения).
Так, в результате систематической и целенаправленной работы уже с 1 класса происходит формирование читательской компетентности.
Читательская компетентность в начальной школе – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; способность понимать, погружаться в переживания героев, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и использовать их в социальной жизни.
На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приёмы работы способствуют повышению мотивации и формированию активной читательской позиции современного школьника. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами и привести несколько примеров по формированию читательской компетентности.
Для себя выделила следующим направления:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
Используемые приёмы:
- чтение слоговых таблиц,
- речевые разминки,
игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания:
№1 - читать только определённые буквы (чёрные, вторую букву в слове и т.д.)
№2 - слитное чтение
№3 - чтение нижней части букв
№4 - чтение верхней части букв
№5 - чтение вверх тормашками
№6 - чтение задом наперёд
№7 - перемешанные буквы
№8 - чтение без гласных
№8 - вращающиеся буквы
№9 - чтение с картинками
- чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса (весело, тихо, плаксиво, грустно, зовя, вопросительно, удивляясь, восхищаясь, ехидно, грозно, крича, смеясь, гордясь, как скороговорку, быстро и т.д.)
- чтение в действии (поднимаетесь по лестнице, прыгаете на скакалке, засыпаете, подсказываете кому-то, укачиваете малыша, поёте песню, копаете картошку на даче, моете пол, бежите, смеётесь, плачете и т.д.)
- чтение с остановками
- чтение по образу (как сделал бы это: уж, кошка, мышка, лягушка, собака и др.)
- работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса.
Используемые приёмы:
- ведение читательских дневников и тетрадей по чтению
- изготовление собственных обложек к произведениям авторов
- проблемно-поисковые ситуации
- возможность самим задавать вопросы
- прием устного словесного рисования
- рисование «диафильмов»
- беседа - дискуссия
Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой. Будут способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, выпуск литературной газеты, рекомендательного плаката, реклама книги, изготовление книжки – малышки, изготовление кукольного театра и инсценировки произведений, конкурсы и викторины, литературные вечера, интеллектуальные игры, книжные выставки и выставки рисунков к художественным произведениям.
Уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений художественной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.
Рекомендуем посмотреть:
Стили педагогического общения Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Формирование грамматического строя речи у детей старшей Активные методы взаимодействия педагога с родителями Формирование УУД в начальной школе через внеурочную деятельностьПохожие статьи:
Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка
Формы работы с родителями в начальной школе по ФГОС
Использование на уроках математики в начальной школе заданий и упражнений на развитие внимания
+1↑ Голосов: 1 |
Комментарии (2)
|
||
|
|
||
|