Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе при работе над словами

Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Тяга к познанию является не врождённым качеством и не природным даром, а результатом педагогического воздействия или воспитания, обращенного в средство формирования познавательных интересов младших школьников: потребность учиться, получать знания.

Слово - незаменимое средство общения. Словарный состав необходим языку как строительный материал.

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь?! Однако словарной работе в школе уделяют и сейчас недостаточно внимания. Нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем хотелось бы.

Цель работы: сформировать основы системных и осознанных знаний о словарных словах; развивать устную и письменную речь учащихся.

Это поможет детям расширить свой ещё небогатый словарный запас, уменьшить языковые трудности при общении.

Научить ребёнка писать слова с непроверяемыми написаниями без ошибок и употреблять их в своей речи - одна из сложнейших задач, стоящих перед любым учителем.

Запоминание в начальных классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих детям запоминание слов с трудными написаниями.

Как известно, К. Д. Ушинский считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребёнка.

В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо? Прежде всего то, что память бывает разной.

Виды памяти

Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем. Осуществляется их запоминание в процессе письма, то есть при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

Речедвигательная память (кинестетическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи.

Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником.

В ходе дальнейшей работы складывается модель запоминания и введение в активный словарь данных слов.

Модель изучения слов с непроверяемыми написаниями:

1. Первичное знакомство со словом (изображение его или описательный оборот). Выяснить, как это слово понимают сами дети.

2. Знакомство с лексическим значением нового слова (с помощью учителя или толкового словаря).

3. Орфографическое чтение слова с послоговым проговариванием (опора на речедвигательную орфографическую память учащихся).

4. Записывание слова с выделением ударения, безударной гласной (или другой орфограммы) в «Словарик».

5. Подбор учащимися однокоренных слов разных частей речи с непроверяемыми написаниями.

6. Одновременно идёт знакомство с 1-2-3 словами.

7. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами (устно).

8. Упражнение в написании слов (на последующих уроках).

В 3 и 4 классах детям иногда предлагается заранее заглянуть в «Толковый словарь русского языка» и к уроку подготовить справку о лексическом значении того или иного слова.

Существующие в настоящее время образовательные модели содержат разный по своему составу и по количеству набор слов с непроверяемыми написаниями, но основные, наиболее распространённые слова, всё же повторяются. Всего по разным образовательным моделям за курс начальной школы программа предлагает от 200 до 300 слов, набором которых можно не ограничиваться.

Реализации этой модели способствуют методы и приёмы, которые необходимо использовать в работе над запоминанием данных слов и вводить их в активный словарный запас.

Методы обучения непроверяемым написаниям, 1-2 классы

• Запись слов по алфавиту.

• Выборочный ответ.

• Зрительный диктант с предварительным разбором.

• Картинный диктант.

• Диктант с использованием загадок.

• Диктант с комментированием.

• Творческий диктант (замена описательного оборота одним словом).

• Группировка слов по месту ударения.

• Разгадывание кроссвордов детьми.

Запись слов по алфавиту

Записав на доске вразбивку несколько слов с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает детям переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.

По мере практического усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Детям предлагается записать слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв.

Выборочный ответ

Предлагая учащимся задание, важно сопровождать его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные - неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ.

Диктанты

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты.

Зрительный диктант с предварительным разбором

Учащиеся проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант

Дети называют изображённый на карточке-картинке предмет, записывают слово, выделяют в нём безударную гласную и ставят ударение.

Диктант с использованием загадок

Учитель читает загадку, дети записывают отгадку.

Познавательной активности близки понятия любознательности и любопытства. Любознательность является одной из форм познавательной активности. Загадки полны любознательного смысла. Они ставят перед ребёнком вопросы:

- Что откуда?

- Что из чего делается?

- Что чему служит?

Диктант с комментированием

Учитель диктует текст (или отдельные слова), один ученик проговаривает написание слов, остальные - записывают слова в тетрадь.

Творческий диктант

Учитель зачитывает развёрнутое определение слова. Дети должны записать это одним словом.

Группировка слов по месту ударения

Учитель предлагает детям записать слова в два или три столбика в зависимости от ударного слога.

Разгадывание и составление кроссвордов детьми

Дети разгадывают кроссворды, составленные из слов с непроверяемыми написаниями.

В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: дети сами составляют подобные кроссворды.

Отличительной особенностью кроссвордов является то, что они могут быть использованы на любом этапе урока и способны привлечь внимание к учебной деятельности даже не самых трудолюбивых учеников.

Примерные задания:

1. Перепиши слова в алфавитном порядке:

ВЕТ.Р, Г.ЗЕТА, К.РОВА, .РБУЗ, ПЛ.ТОК, ЗА.Ц, М.ДВЕДЬ, П.НАЛ.

2. Разгадай и запиши слова с пропущенными буквами:

Б.Р.Б.Н.                            .Ч.Т.ЛБ

В.Т.Р                                 Л.С.Ц.

К.Р.НДШ                            Г.Р.Д

П.Н.Л                                 З.ВД

3.

4. Разгадай кроссворд, где все слова начинаются на букву «М»:

1) Двенадцатая часть года. (Месяц.)

2) Подземная железная дорога. (Метро.)

3) Мера времени. (Минута.)

4) Шкаф, стол, стул - одним словом. (Мебель.)

5) Помещение для продажи товаров. (Магазин.)

6) Вид транспорта. (Машина.)

7) Овощ, содержащий каротин. (Морковь.)

8) Сильный ветер со снегом. (Метель.)

9) Напиток белого цвета, полезный детям. (Молоко.)

10) Предмет из грубой ткани для хранения картофеля и других овощей. (Мешок.)

11) Расписывает окна зимой. (Мороз.)

5. Разгадай кроссворд:

1) Населенный пункт. (Город.)

2) Огородное растение со стручками. (Горох.)

3) Расписывает окна зимой. (Мороз.)

4) Крупная зимующая птица. (Ворона.)

5) Место, по которому едут машины. (Дорога.)

6) Мелкая зимующая птица. (Воробей.)

3 класс

• Группировка слов по орфографическим признакам.

• Выборочный диктант.

• Диктант по памяти.

• Сопоставление и запись слов с «противоположной» орфограммой.

• Составление и запись предложений с данными словами.

• Разгадывание и составление кроссвордов детьми.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам

Этот метод состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный)

Учитель знакомит детей с текстом, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся записывают встретившиеся в нём слова.

Диктант по памяти

Дети записывают слова по заданию. Например:

- слова, обозначающие названия инструментов;

- слова, в написании которых в безударном слоге нужно писать букву Е (И, А, О).

Сопоставление и запись слов с «противоположной» орфограммой

Учащимся предлагается записать пары слов, сгруппировав их по наличию одной или двух согласных. Например: перрон - коридор коллекция - количество.

Составление и запись предложений с данными словами

Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи.

Полезен этот вид работы и как метод закрепления непроверяемых написаний.

Примерные задания:

1. Запиши слова в два столбика:

I - одушевленные существительные;

II - неодушевленные существительные.

ПАЛЬТО, ЗАЯЦ, ВОРОБЕЙ, ГАЗЕТА, МЕДВЕДЬ, БИЛЕТ, УЧЕНИК, СОРОКА, МАГАЗИН, ТЕТРАДЬ.

2. Запиши слова в два столбика:

I - с безударной гласной Е;

II - с безударной гласной И.

ТЕЛ.ФОН, П.НАЛ, Л.СИЦА, ДЕР.ВО, В.НОГРАД, М.ТРО, С.РЕНЬ, П.СОК.

Составь словосочетания (предложения) с данными словами:

КАПУСТА, МОРКОВЬ, ОГУРЕЦ, ОГОРОД, ПОМИДОР, УРОЖАЙ.

4 класс

• Подбор и запись синонимов и антонимов.

• Распределение слов по частям речи, по родам, по склонениям.

• Подбор однокоренных слов других частей речи.

• Замена описательных оборотов словами-синонимами.

• Сочинение по опорным словам.

• Письменный пересказ текста с использованием данных слов.

Новыми видами работы в 4 классе являются:

Подбор и запись синонимов и антонимов

Одним из эффективных методов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких или противоположных по значению.

Распределение слов по частям речи, по родам, по склонениям

Позволяет закрепить не только написание словарных слов, но и текущий материал.

Подбор однокоренных слов других частей речи

При изучении (и повторении) частей речи полезно предлагать учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.

Например: суббота - субботний;

металл - металлический.

Замена описательных оборотов словами-синонимами

При использовании этого метода учащимся предлагается вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Примерный перечень таких слов может быть дан на доске вразбивку.

Сочинение по опорным словам

Близко к составлению предложений с данными словами.

Письменный пересказ текста с использованием данных слов

Метод состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя в своём пересказе записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными или удвоенными согласными.

Примерные задания:

1. Спиши, образуя имена прилагательные:

ВОКЗАЛ - вокзальный.

БЕРЕЗА - ...

ТЕТРАДЬ

ОКТЯБРЬ -...

КЛАСС- ...

ГОРОД- ...

2. Подбери однокоренные слова:

БАГАЖ- ...

КОНТРОЛЬ-...

РАБОТА-...

3. Опиши свою квартиру, употребив слова:

КОМНАТА, КВАРТИРА, КОРИДОР, ТЕЛЕФОН, БАЛКОН, ДИВАН.

Подчеркни непроверяемые безударные гласные.

* * *

Опыт работы над словами с непроверяемыми написаниями показывает, что обращаться к одному и тому же словарному слову необходимо 5-8 раз. В связи с этим эффективным представляется регулярное обращение к изученным словам (на ежедневной орфографической пятиминутке).

Приложение

Урок русского языка в 1 классе

Тема: ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ «СОБАКА» (фрагмент)

Цели: формировать у учащихся навык грамотного написания нового слова; воспитывать стремление писать внимательно, без ошибок.

Задачи:

1) учить узнавать лексическое значение слова;

2) учить подбирать однокоренные слова других частей речи;

3) развивать устную связную речь учащихся.

Оборудование: раздаточный материал на каждой парте «Толкование слов с непроверяемыми написаниями»; «Словарики»; картинка для раскрашивания «Собака» с заданием; карточки с однокоренными словами.

Ход урока

Учитель. Дорогие ребята, сегодня я познакомлю вас с написанием нового слова. Но для начала отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи.    (Собака.)

- Почему собаку сравнивают с замком? (Надёжно защищает жилище человека.)

- Как вы думаете, что означает слово «собака»? (Ответы детей.)

- Давайте заглянем в «Словарик» и познакомимся с толкованием этого слова.

Открыть по закладке.

- Сколько значений у этого слова? (2.)

- Прочитайте первое значение.

- Прочитайте второе значение.

Историческая справка.

В древнерусском языке были слова «пес» и «пёс». Слово «собака» пришло позднее из иранских языков.

Иногда оно встречается в речи в неодобрительном значении - распущенный, злой человек.

- Запишем транскрипцию слова «собака».

На доске (с комментированием):

а б а к а]

- Поставим ударение.

- Какой гласный звук является ударным? ([а].)

- Какой буквой обозначим ударный звук [а] на письме? (Буквой а.)

- Назовите гласный звук в первом слоге? ([а].)

- Какой это звук? (Безударный.)

- Игорь и Оля заспорили: какой же буквой на письме нужно обозначить этот звук? Давайте им поможем! Подберём проверочные слова.

Пробуем подобрать проверочные слова, не получается.

- Как же быть? (Ещё раз заглянем в «Словарик» и посмотрим, как оно пишется.)

- Написание этой безударной гласной буквы нужно запомнить.

- Запишем слово «собака» в свои «Словарики» и запомним, как оно пишется. И Оля тоже запомнит, как пишется слово «собака».

Один из учеников по просьбе учителя читает стихотворение Сергея Михалкова о собаках, которые нас окружают.

На свете множество собак –

И на цепи, и просто так:

Собак служебных - пограничных,

Дворовых «шариков» обычных,

И молодых пугливых шавок,

Что тявкать любят из-под лавок,

И тех изнеженных болонок,

Чей нос курнос, а голос тонок.

И ни на что уже не годных –

Бродячих псов, всегда голодных.

С. Михалков

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением собак.

- Какие породы собак вы знаете?

- Какой бывает собака?

Учитель демонстрирует предметные картинки с изображением различных действий собак.

Как правильно писать слово «собака», мы с вами узнали. А сейчас давайте выясним, как правильно будут писаться родственные слова.

- Назовите родственные слова. (Ответы детей.)

СОБАКА

с.бачка

с.бачонка

с.бачник

с.бачий

- Давайте все вместе прочитаем слова.

- Какая буква пропущена? (О.)

- Почему? (В слове «собака» в первом слоге пишется безударная гласная О, её нужно запомнить.)

- Запишите эти слова в свои тетради: с красной строки, первое слово - с заглавной буквы, через запятую, в конце поставьте точку.

- Поставьте ударения в словах и подчеркните безударную гласную букву О.

- Я просила вас подготовить пословицы и поговорки о собаке. Что вы нашли? (Ответы детей.)

• Не замахивайся палкой - и собака не залает.

• И собака помнит, кто её кормит.

• Не учи щуку плавать, а собаку лаять.

• Без собаки зайца не поймаешь.

- Поговорку, которую я подготовила к уроку, уже назвала Маша. Но давайте подумаем, о чём она?

Собака - верный друг человека.

- Действительно, собаки очень «привязаны» к своему хозяину. Даже если он попадает в беду, собаки очень долго скучают и тоскуют по нему. Тяжело переживают расставание.

Но некоторые животные озлобляются, оказавшись выброшенными на улицу своими хозяевами. Они начинают агрессивно относиться к любому прохожему.

Когда у собаки появляются щенки, она защищает их от посторонних и не позволяет приближаться к ним.

Поэтому будьте бдительны не только с незнакомыми и малознакомыми собаками, но и со своими домашними питомцами.

- В память о нашем сегодняшнем уроке я хочу подарить вам небольшие сувениры с «секретом».

Похожие статьи:

Из опыта работы учителя начальной школы. Обучаем, развиваем, воспитываем

Физкультминутки для 1-3 класса

Упражнения для глаз при работе на компьютере для детей

Физкультурные паузы для начальных классов

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!