Активные методы взаимодействия педагога с родителями
Мастер-класс на тему: «Активные методы взаимодействия педагога с родителями».
Данный материал будет полезен классным руководителям, заместителю директора по воспитательной работе. Его можно использовать как на родительском собрании, так и на педагогическом совете, конференции, собрании классных руководителей.Актуальность мастер-класса объясняется стремлением педагогов повысить качество и эффективность работы с родителями.
Цель мастер-класса: способствовать повышению мотивации участников мастер-класса в использовании представленных приемов и методов работы при проведении родительских собраний.
Задачи мастер-класса:
• продемонстрировать участникам мастер-класса использование активных форм работы с родителями;
• показать возможность формирования представления о новых формах проведения родительских собраний;
• выяснить целесообразность применения использованных приемов и методов.
Форма проведения мастер-класса: интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, информационные листы
Ожидаемые результаты:
участники мастер-класса будут погружены в процесс знакомства и применения методов и приемов работы классного руководителя, направленных на совершенствование форм работы с родителями; поймут их важность и необходимость для современного воспитания школьников;
практический выход: информационный лист, содержащий перечень наиболее удачных приемов, используемых в работе с родителями, а также советы классным руководителям для подготовки и проведения родительских собраний
Ход мастер-класса
Мне бы хотелось рассказать вам интересную притчу.Притча о мудром воспитании
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?
-Как вы думаете, кто же может исполнять роль мудреца для современных родителей? Кто может дать им урок, подтолкнуть к правильному решению?
-Кто догадался, о чем мы с вами будем говорить сегодня?
(формы взаимодействия педагога с родителями). А именно, активные методы работы с родителями.
-В чем трудности организации работы с родителями? И есть ли они?
(трудности существуют, часто связаны с нехваткой времени у родителей и пр.)
Родители являются социальными заказчиками школы, а потому должны активно участвовать в воспитательном процессе школы и класса в частности. Что греха таить, работа с родителями часто строится по остаточному принципу. А встречи сводятся либо к вызовам в школу по не самым приятным поводам, либо к родительским собраниям, где, по сути, происходит разбор полетов. Это, конечно, тоже необходимо. Другой вопрос, какие формы использовать классному руководителю при взаимодействии с родителями, чтобы работа была результативной.
В связи с чем, достаточно актуально найти и выбрать для себя различные методы и формы работы с родителями, которые принесут положительный результат. (далее кратко… на слайде). Давайте вспомним некоторые из них:
Посещение семьи
Переписка с родителями
Родительское собрание Вовлечение родителей в школьное самоуправление
Организация совместных досуговых мероприятий.
Организация различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов.
Университет педагогических знаний
Лекция
Конференция
Практикум
Открытые
Педагогическая дискуссия (диспут)
Ролевые игры
Индивидуальные тематические консультации.
При работе с родителями, возникает ряд проблем: начиная со среднего звена, падает процент посещаемости родительских собраний, а также зачастую родители, придя на собрание, стараются избежать всякой активности (высказать собственное мнение, подать реплику, задать вопрос, показать собственные знания по теме), не желая показаться некомпетентными в вопросах воспитания, боясь ошибиться, отвечая на вопрос, и т.д.
Для того, чтобы совместная была интересной, вовлекала каждого родителя, чтобы мамы и папы не жалели о потерянном времени и не смотрели на часы во время собрания, я выбираю активные методы взаимодействия.
Не зря подмечено «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» Конфуций.
Технология Активных методов нацелена на формирование у родителей действий, направленных на постановку целей, выявлению проблем, нахождения способов решения этих проблем, оценку результатов деятельности и ее коррекции. Учитель должен целенаправленно и планомерно формировать эти действия у родителей.
Итак, рассмотрим некоторые из них.
1. Начало родительского собрания. Родители все разные, большинство уставшие, молчаливые, пассивные. Как с ними поздороваться. Можно предложить такой интересный метод –приветствие «Найди похожих», цель которого – преодоление неловкости, создание веселой, непринужденной обстановки, сплочение.
Проведение:
– Я буду говорить фразы (утверждения), кому они подходят – выходят в круг.
Кто пришел в брюках
Кто пришел в юбке
У кого есть часы
Кто сегодня завтракал
У кого есть сотовый телефон…
Т.о. все родители выходят в круг, можно придумать шуточные утверждения вперемежку с серьезными. Желательно, чтобы и кл. рук. первый вышел в круг.
2. Очень часто родители, придя на собрание, не знают друг друга. Очень сложно организовать доверительную беседу или прийти к какому-то коллективному решению проблемы, если группа работает не дружно. Т.о. можно применить метод – знакомство «Общее и частное». Цель: знакомство и объединение участников.
Проведение:
Каждый участник получает лист бумаги, маркер, булавку. На листе нужно написать: в середине имя, вокруг – восемь ответов на поставленные вопросы об участнике – всем одинаковые. Каждый заполняет ответы и прикрепляет на грудь.
1. Любимый цвет
2. Любимое домашнее животное
3. Любимый спорт
4. Фильм
5. Песня
6. Что любите смотреть по телевизору
7. Любимая еда
8. Какой предмет любили в школе
Затем участники встают и, передвигаясь в аудитории, выискивают у других участников совпадающие ответы, загибая палец на руке при совпадении.
После этого участники возвращаются на места, и каждый называет количество совпадений.
Потом комменраруется, у кого много общего, а кто уникальный.
Также давайте посмотрим один из активных методов работы над темой. Называется он «Баба-Яга».
-Кто такая Баба-Яга?
- Что значит «ягать»? (с древнерусского «ягать» значит ругаться.
- Как ее обычно изображают? (изображается в виде лохматой плохо одетой женщины)
- Как вы думаете, всегда ли баба – Яга была такой? Если нет, то, как дошла до такой жизни?
Задание группе – написать на карточке действия, которые способствуют превращение в Бабу-Ягу, а на другой карточке –действия, способствующие выходу из этого состояния.
Затем предлагается исправить портрет бабы –Яги на основе этих рекомендаций.
В результате могут быть подрисованы прическа, макияж, бижутерия. После того как группы выполнят эту работу, они должны продемонстрировать результат и объяснить, как они видят ситуацию. После чего подводится итог – выбирается самая красивая новая Баба-Яга.
Конечно, не обязательно на собрании рисовать с родителями Бабу-Ягу, а прием можно использовать, например, при обсуждении темы «Школьная форма», «внешний вид учащихся», «портрет двоечника», «прогульщика»…любую проблему можно «обрисовать».
Конечно, родители сначала смущаются, не ожидают, что им придется что-то творить во время собрания, выходить в круг, рисовать, смеяться, но потом все увлекаются общим делом, начинается откровенная доверительная, а иногда даже, веселая беседа.
В результате, родители получают не только новые знания, но и массу положительных эмоций. Близкое знакомство родителей будет в свою очередь способствовать сплочению детского коллектива.
Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю и вам использовать вышеназванные приемы работы в своей педагогической практике и пополнить вашу методическую копилку.
Данные методы мы можем использовать на уроках при работе с детьми, а также при работе с коллегами во время проведения семинаров, круглых столов.
Сейчас я предлагаю поделиться Вас своими впечатлениями о проведенном мастер – классе. Выберите понравившееся начало незаконченного предложения и ответьте. (Слайд)
1. Сегодня я узнал(а), что …
2. Мне понравился прием …
3. Это я возьму на вооружение …
4. Могу предложить …
5. Хочу пожелать
Познание начинается с удивления. Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно. Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс будет полезен для каждого из присутствующих. Благодарю за сотрудничество.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в школе. Тема: «Наши права и обязанности» Конспект родительского собрания, 7 класс Азы семейного воспитания детей Родительское собрание, 6-8 класс. Тема: Подростковый СуицидПохожие статьи:
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников в школе
Родительское собрание в 5 классе. Культурные ценности семьи и их значение
Родительское собрание в 5 классе. Домашние задания: помощь или контроль
Родительское собрание в 5 классе. Как научить детей планированию
Участник №38 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
← Родительское собрание в 5 классе с презентацией. Забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность обоих родителей | План-конспект урока по наглядной геометрии, 5 класс «Прямая линия. Кривая линия. Отрезок. Луч» →
+4↑ Голосов: 4 |
Комментарии (4)
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Спасибо за интересный материал, возьму на заметку |