Наши конкурсы
Творческий конкурс для педагогов «Интересная Осень 2024»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасная Зима 2025»

 

Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект занятия «Лекарственные растения». Начальная школа

Занятие для младших школьников «Тайны заветных трав»
Цели: Познакомить детей с различными лекарственными растениями и их лечебными свойствами. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия.
Педагог:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и мы, и ты,
Если все сорвут цветы,
Не останется цветов
И не будет красоты!
Но, кроме красоты, у нас не будет замечательных природных лекарей. С давних пор человек, окруженный богатым миром растений, черпал из него пищу и полезные вещества, которые помогали ему облегчить страдания. Прежде всего это касалось влияния растений на организм человека и правильного использования их для лечения болезней.
До середины XIX века пользовались только растительными лекарствами. Лечение травами имеет давние традиции. Еще около 5000 лет до нашей эры люди знали и выращивали такие лекарственные растения, как ромашка и бессмертник. Египтяне применяли травы для лечения недугов. Трактат «Папирус Эберса», относящийся к шестому веку до нашей эры, содержит много информации о лекарственных растениях, дает около девятисот рецептов применения трав для лечения различных болезней. В те времена для лечения желудка использовали полынь, мяту, чистотел, алоэ, укроп.
В Европу травоведение пришло с Востока. Знаменитым лекарем древности, успешно владеющим травоведением, был Гиппократ — «отец медицины». Он описал около трехсот лекарств растительного происхождения. Мы с вами, ребята, тоже очень часто сталкиваемся с различными травами-лекарями.
В тенистых лесах ранней весной между двумя большими листьями появляется стебелек, усыпанный, будто жемчужинками, благоухающими неповторимо нежным ароматом цветами.
На зеленом шнурочке
Белые звоночки —
Что это за растение?
Дети: Это ландыши!

Педагог: Правильно, ребята, это ландыш майский. Он всегда считался символом чистоты, верности, нежности, любви. Древние германцы и скандинавы считали ландыш цветком богини восходящего Солнца. Когда в честь этой богини устраивали праздник, все вокруг украшали ландышами. Юноши и девушки собирались на околицах, разжигали костры и танцевали до тех пор, пока цветы в руках не увядали. Тогда они бросали их в костер, принося в жертву богине. Существует немало легенд о происхождении этого цветка. Древние римляне считали, что ландыш — это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда богиня убегала от влюбленного в нее Фавна.
Отрывок о ландышах из видеофильма «Тайны заветных трав».
На Руси этот цветок связывали с именами Садко, Любавы, Волховы. Морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши — символ любви и грусти.
Афанасий Фет воспел ландыш в своих стихах:
О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая чувственная нега
В душистой чистоте твоей!
Для лечебных целей используют листья и цветки ландыша. Применяют при заболеваниях сердца. Но помните, ребята, что ягоды ландыша ядовиты! Ни в коем случае не пробуйте их на вкус!
А вот еще один ваш старый знакомый. Это первое весеннее растение открытых мест, появляется оно в начале апреля. Соцветия этого цветка называются корзинками. Корзинки составлены из множества крохотных цветков, сидящих на коротких пушистых цветоносах, покрытых, как черепицей, буроватыми чешуйками. Цветы этого растения желтого цвета. Догадались, о каком цветке идет речь?
Дети: Ромашки! Мать-и-мачеха!
Педагог: Конечно, это первоцвет мать-и-мачеха.

Кто знает, почему это растение называется «мать-и-мачеха»? (Предположения детей.) Если вы поочередно приложите к щеке верхнюю и нижнюю стороны мать-и- мачехи, то почувствуете, что нижняя гораздо теплее верхней. В первой половине мая мать-и-мачеха отцветает. В конце мая на месте желтых цветочных корзинок покачиваются под ветерком беленькие одуванчики, похожие на обыкновенные, только поменьше. В каждом одуванчике — до трехсот пятидесяти парашютиков-хохолков, которые, подхваченные ветерком, дадут начало новым цветам мать-и-мачехи.

Отрывок о мать-и-мачехе из видеофильма «Растения».
Педагог: Ребята! Но ведь лекарственными являются не только травы, но и многие деревья и кустарники. Назовите их, если знаете.
Дети: Липа, береза, рябина, малина.
Педагог: Правильно! Береза у нас широко распространена. Лекарственными у нее являются листья, кора и почки. Они помогают от простуды, являются противомикробным средством.
Липа тоже очень ценное лекарственное растение, обладает потогонным, спазмолитическим, мочегонным действием. Применяется для лечения дыхательных путей, при сахарном диабете и других заболеваниях.

Отрывок о деревьях из видеофильма «Природа России».
Педагог: Кстати, ребята, лекарственными растениями лечатся не только люди, но и животные, и сейчас вы посмотрите об этом в видеофильме.
Отрывок о действии трав на животных из видеофильма «Живая природа».
Педагог: А теперь отгадайте загадки о растениях- целителях.
Стоит столб до небес,
А на нем шатер-навес,
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной зеленый. (Сосна.)

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одежки, золото-сережки,
С расплетенною косой,
Умывается росой,
Ветер пряди шевелит,
Заплетать их не велит. (Береза.)

Меня узнаешь ты по почкам,
Таких нигде ты больше не найдешь,
Смотри, две разные совсем чешуйки —
Одна из них, поменьше, льнет к другой —
Сестре своей большой. (Липа.)

Что за дерево такое?
Как же мне его назвать?
Листьев нет, только иголки
Во все стороны торчат. (Ель.)

Стоит куст с цветами
И всегда с шипами. (Шиповник.)

Спелую ягоду в руку возьмешь —
Сладкая, красная, рассыпается,
Словно горох. (Малина.)

Я из первых самый первый,
Тает снег, а я цвету!
И без листьев выпускаю
Желтую головку всю.
Я похож на одуванчик,
Только стебель не такой,
У одуванчика он гладкий,
А мой — с крупной чешуей. (Мать-и-мачеха.)
Педагог: Вот мы с вами и познакомились с некоторыми лекарственными растениями; это и травы, и кустарники, и деревья. А еще я бы хотела, чтобы вы навсегда усвоили главное правило при сборе лекарственных растений: никогда не брать в рот незнакомое растение! Среди растений есть много ядовитых. Нельзя вытаптывать и вырывать растения без нужды! Одуванчик рвать не стану,
Пусть растет себе в лесу!
Из него, как из стакана,
Будут пчелы пить росу!
А сейчас посмотрим видеофильм о лекарственных растениях — «Тайны заветных трав».
Просмотр видеофильма «Тайны заветных трав».

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное познавательное занятие для учащихся начальной школы «Почему вода в море солёная?» Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией "Берегите Землю, берегите!". Начальная школа Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе к Международному дню леса Сценарий для экологического выступления

Похожие статьи:

Внеурочное занятие «Лекарственные растения», 3 класс

Внеклассное мероприятие для младших школьников «Лес - наше богатство»

Сценарий интеллектуальной творческий игры по экологии для младших школьников

Сценарий экологической сказки для начальной школы, 3 класс

Классный час «Охрана природы», 4 класс

Спортивный праздник в начальной школе с конкурсами и играми | Игра путешествие по книжным полкам 1 класс. Внеклассное мероприятие. Конспект
Опубликовано: 1031 день назад (25 января 2022)
Просмотров: 3324
+2
Голосов: 2
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!