Внеклассное мероприятие для младших школьников «Лес - наше богатство»
Сценарий праздника ко Дню работников леса в начальной школе
Цель: прививать чувство любви к природе; развивать познавательный интерес; воспитывать чувство уважения к труду; формировать настрой и желание трудиться.
Оборудование: картины, вазы, разного вида семена, шишки; костюмы для исполнителей, фонограмма.
Ход мероприятия
Стены зала украшены картинами знаменитых художников. Тема картин — лес. В фойе выставка рисунков детей на тему «Лес». На сцене в вазах ветки деревьев, что создаёт атмосферу леса. Среди приглашённых — лесник.
Ведущий.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Машеньку - орешком,
Таню - малинкой,
Васю - хворостинкой.
Что это такое?
Дети. Это лес!
Ведущий. Правильно! Но почему вы так думаете?
Дети (вместе).
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Берёза.
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Клён.
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Ольха.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Дуб.
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь: мы свои.
Деревья (вместе).
Загадаем вам загадки,
А в ответ мы ждём отгадки!
Берёза.
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы. (Берёза.)
Дуб.
Я из бочки-крошки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч. (Дуб.)
Ведущий. Приятно побывать летом в прохладном лесу. Высокие деревья тянутся к солнцу, затеняя друг друга. Леса бывают разные - лиственные и хвойные. Сосновый бор - светлый и сухой. Еловый - тёмный, мрачный, сырой. Есть лиственные леса, где растут только деревья с листвой. Ещё бывают смешанные леса, в которых растут хвойные и лиственные деревья.
Лесник. Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Пахнет смолой и землёй. Под соснами крепкие боровики, скользкие маслята, хрупкие сыроежки. Сосновый лес любят ястребы и орлы. В лиственном - прошлогодние прелые листья. Поэтому в нём и запахи разные.
(На сцену выходят артисты - «деревья», читают стихи.)
Липа.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
Но меня всё ж обижают,
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
Ведущий. Липка загадала загадку. Отгадайте.
Прослушайте и другие загадки.
Ель.
Её в лесу всегда найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
Осина.
Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
Рябина.
Весною зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина.)
Липа. Кто у нас самый большой, могучий, пушистый?
Верба.
Самый большой молодец -
Дуб-полководец!
Деревья (хором). Вот вручаем тебе целую армию деревьев - лес!
Рябина. Как бы мне, рябине, перебраться к дубу? Споём тогда все ему песню и заведём хоровод.
(Деревья становятся в хоровод, поют.)
У нас рос дубок -
Вот так таков,
Вот этак таков!
Корень да его -
Вот так глубок,
Вот этак глубок!
Листья да его -
Вот так широки,
Вот этак широки,
Ветки да его -
Вот так высоки,
Вот этак высоки!
(Деревья кружатся и показывают движениями, как дубок рос, какие его корень, листья и ветки.)
Деревья. Молодец - полководец! Любит тебя твоя армия!
(На сцене появляется девочка в костюме белки, поёт на мотив песни «Во саду ли, в огороде».)
Белка. Дорогие деревья! Вы для нас и стол, и дом. Спасибо вам!
Сейчас я позову сюда своих друзей и в первую очередь Зайку. Зайчик-зайка, выходи!
(На сцену выбегает Зайка. Белка нанизывает грибы на нитку.)
Заяц. Всё работаешь, хозяйка?
Белка.
Да, без дела не скучаю,
На сучках грибы сушу,
Свежий мох в дупло ношу!
Белка. Ну а ты?
Заяц.
А я как ветер! –
Жить под крышей не люблю,
Я погрызть коры могу,
А согреюсь на бегу.
Заяц. Кто-то сюда крадётся?
(Выходит Лиса, ухмыляясь, довольно потирая лапы.)
Заяц (осторожно).
Ты не знаешь, рыжая,
Я зимою выживу?
Лиса.
Ты-то выживешь вполне,
Потруднее будет мне,
Мыши в норки забрались,
Птицы в стаи собрались
И забились во дворы...
Я ж совсем не ем коры.
Заяц.
А как мне шубку серую
Заменить на белую?
Лиса.
Приходи, я научу!
Как обедать захочу.
Заяц.
Спасибо!..
Я уже понял.
Заяц.
Может, у Волка спросить?
Но позовём и других зверей.
(Перечисляет. Звери выбегают с двух сторон из-за кулис: Барсук, Бурундук, Мышь, Белка, Енот, Лиса, Волк, Ёж, Медведь. Заяц садится на пень, растягивает гармонь, поёт. На слова «Звери стали в круг» они становятся в хоровод, поют на частушечный лад в сопровождении гармоники.)
Заяц.
Открываем сказку-пляску,
Хороводную завязку.
Подарили в радость мне Гармонику!
Зайка сел на пень,
На плечо ремень.
Заиграл, и вдруг
Звери стали в круг.
(Звери быстро становятся в круг.)
Звери (хором).
Пошёл хоровод
Вокруг пенька,
Приглашает, зовёт
Гармоника!
Барсук.
Домосед Барсук
Сел верхом на сук,
Проскакал скорей
В хоровод зверей.
Бурундук.
Бурундук спешит
На зелёный луг.
Тут и Мышь пищит.
(Все замолкают, Мышь поёт.)
Белка.
Раздайся, круг!
Прекратив дела,
Белка в пляс пошла,
Бойко машет хвостом
И зелёным листом.
(Белка с листом лопуха пляшет в кругу.)
Лиса.
Лиса-краса,
Огнёвочка,
Пошла плясать
Верёвочкой!
Волк (в удивлении).
Перед нею Волк
Прыг, прыг бочком,
А потом волчком.
(Кружится с Лисой.)
Ёжик.
Ёж вкатился в круг,
Веселее, друг,
А не то уколю,
Я плясать люблю.
Зайка.
Зайка лапки развёл,
Хлопнул ушками
И по кругу пошёл
С частушками.
Медведь.
Только бука Медведь
Ни плясать, ни петь
Не решается,
Стесняется.
Лесник. Вот и состоялось знакомство со зверями. Хорошо живёт лесной народ. Мы увидели только некоторых. О других вы будете читать в книгах, изучать их жизнь на уроках. Лес - это кормушка для зверей, как и столовая - для людей. Взять ягоды. Их употребляют в пищу и люди, и животные.
Ведущий. Загадка.
Вкус этой ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка!
Куст в колючках будто ёж - Вот и назван...
Дети. Ежевика.
Лесник.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Дети. Малина!
Ведущий.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый стебелёк
Держит алый огонёк,
Разгибает стебельки,
Собираем огоньки!
Дети. Земляника!
Ведущий. Это основные ягоды. Есть ещё много других.
Лесник.
Знаете ли вы?
Кусты чёрной смородины не боятся морозов. Они часто встречаются на лесных опушках, по берегам рек и ручьёв, в оврагах, почти по всей стране.
Приглашаем на игру «Ягоды».
(Ведущие выбирают одного из детей Волком. Он становится у пенька. Остальные участники складывают на пенёк жёлуди, шишки, камушки, имитирующие ягоды. Дети ходят вокруг пенька и поют.)
Дети.
Рву, рви в лесу ягодки,
Не боюсь волка ни капельки!
Волк за горою,
А я - за другою.
Волк в кафтане,
А я в сарафане.
Рву, рву красну земляничку
И чёрную черничку.
Батюшке - в коробочек,
Матушке - в мешочек,
А серому волку –
Репья на холку.
Каждый из игроков старается незаметно подкрасться к пеньку и унести горсть ягод. Волк зорко следит за детьми и старается к пеньку никого не подпускать. Как только дети растащат ягоды, они начинают переговариваться с Волком:
Дети. Что у тебя, Волчик, хвост косматый?
Волк. Чтобы горницу мести!
Дети. Что у тебя, Волчик, язык как лопата?
Волк. Это чтобы пироги в печь садить!
Дети. Что у тебя, Волчик, ноги как кочерги?
Волк. Чтобы жар в печи разгребать!
Дети. А это что у тебя, Волчик, когти как серпы?
Волк. А это чтобы вас хватать на захватки.
(С этими словами все разбегаются, а Волк начинает ловить детей. Кого поймает, тот становится новым Волком, и детей ловят уже два Волка. Так каждый становится новым Волком и ловит оставшихся детей.)
Лесник.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под нею головы!
Дети. Это гриб!
Ведущий. Какие грибы вы собирали в лесу?
(Дети отвечают.)
Дети. Боровики, подберёзовики, подосиновики, сыроежки, лисички, маслята, рыжики, свинушки.
Лесник. Сотни лет может жить грибница, живые белые нити гриба постепенно превращаются в узелки, а из них вырастают грибы. Если у вас ножа в лесу нет с собой, а вам повстречался гриб, не вырывай его из земли, выкручивай. Засыпай ямку землёй, чтобы не высыхала грибница.
Ведущий. Будь осторожен при сборе грибов. Среди них могут оказаться ядовитые, а именно: поганки, мухоморы, жёлчный гриб, ложные опёнки. Не сбивай ногами и не топчи несъедобные грибы. Ими лечатся животные. Например, лось лечится мухоморами.
(В записи звучит разноголосье птиц. Особенно ясно выделяется крик кукушки. Исполняется швейцарская песня «Кукушка», русский текст Е. Манучаровой.)
Кукушкой одинокой
Беспечно я живу,
И слышно издалёка
Моё «ку-ку, ку-ку».
Припев:
Ку-ку, ку-ку!..
Беспечно я живу,
И слышно издалёка
Моё «ку-ку, ку-ку».
Не плачу от невзгоды
И, сидя на суку,
Отсчитываю годы:
- Ку-ку, ку-ку...
Когда повсюду звонко
Разносится «ау!»
Я с ветки своей тонкой
В ответ пою «ку-ку»...
Лесник. В лесу можно встретить и мелкий народец. Это насекомые. Комары вьются тучами. Укусы их могут переносить болезни. Разного вида мухи, бабочки, гусеницы таятся в траве, в листве. Особенно опасны клещи, которые водятся повсеместно. Укус клеща может привести даже к смертельному исходу. Идя в лес, надевайте высокую обувь, брюки внизу перевязать резинкой, верхнюю одежду наглухо застегнуть. Голова тоже покрыта головным убором. Если клещ попал на ваше тело, не вырывайте его оттуда. Надо капнуть на него растительным маслом, чтобы он задохнулся, а потом обратиться к врачу. Не трогайте и не ловите пауков. Среди них много ядовитых.
Ведущий. Предлагаю игру «Жучок-паучок».
По считалке выбирается жучок-паучок, он садится на землю. Остальные участники ведут вокруг него хоровод и поют.
Жучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Со словами «Мы тебя кормили, мы тебя поили» хоровод приближается к жучку-паучку, дети движениями изображают, как они его кормят из ложки, поят из ковшика. На слова «На ноги поставили» опять приближаются к жучку-паучку и поднимают его на ноги. После этого жучок-паучок танцует и выбирает одного из стоящих в кругу детей, с которым меняется местами.
(В записи слышится плеск воды родника. На полу чертится извилистая линия, имитирующая ручеёк.)
Лесник. Вода для леса очень важный фактор. Она увлажняет землю, поит путников. Ни в коем случае нельзя вырубать деревья вокруг родника. Он засохнет, лес станет погибать.
Игра «Родничок»
Становятся вдоль с двух сторон «по берегам» ручейка, обхватывая друг друга за пояс.
Все (поют):
Разлился родничок,
Золотой рожок,
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой,
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам,
У-ух!
Дети боком стараются перепрыгнуть ручей. При этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто не перепрыгнул ручей, выбывает из игры.
Лесник. Люди любят отдыхать в лесу, особенно у ручья. Многие оставляют после пребывания своего кучи мусора. Это захламляет лес. Надо вырыть ямку и закопать мусор. Зажжённая спичка, брошенная в сухую траву, наделает много бед. Возникнет пожар.
1-й чтец.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
2-й чтец.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил затухающий костёр,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
1-й чтец.
Он всю траву с цветами выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
2-й чтец.
И лес гудел от огненной метели
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
Ведущий. Очень печальная картина!
Но лес страдает не только от пожара, но и от вырубок. Это наносит большой урон нашим лесам.
(Звучит песня в исполнении группы «Любэ» «Не рубите, мужики, не рубите!».)
Во время исполнения вносят поочерёдно плакаты-призывы:
• Берегите лес от пожара!
• Не загрязняйте места отдыха!
• Не делайте на стволах деревьев надписей!
• Берегите друзей леса!
• Не разоряйте птичьих гнёзд!
• Охраняйте муравейники!
• Не рвите зря лекарственные растения!
• Не ломайте ветвей!
Лесник. Каждому из вас трудовое задание: посадить во дворе школы по одному дереву!
Ведущий. Нарисовать дома рисунки на тему «Лес» для конкурса. До свидания, друзья! До следующего года. Каждый расскажет, как растёт его дерево, которое он посадил.
Лесник и Ведущий. До новых встреч!
Похожие статьи:
Внеурочное экологическое занятие учащихся начальных классов
Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий
Конспект внеклассного занятия на тему Осень, 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!