Наши конкурсы
Конкурс для педагогов «Любимая Весна»

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час не тему «Поэзия», 2 класс

Конспект классного часа по эстетическому воспитанию для младших школьников
Учитель. Кто из вас читал «Приключения Незнайки»? (Ответы.) В этой замечательной книге Н. Н. Носова очень здорово описана попытка Незнайки стать поэтом. А кто такой поэт, вы знаете? (Ответы.) Поэт - это человек, который пишет стихи (слово с греч. переводится как «строка».) Вот послушайте замечательное стихотворение (стиха творение) А. С. Пушкина «Зимнее утро». Слова в нем льются, как мелодия, такое впечатление создается, что по-другому и сказать-то невозможно. Перед внутренним взором встают картины зимней природы, и хочется увидеть все это воочию. А сейчас я вам прочитаю отрывок из книги «Приключения Незнайки». Как вы думаете, почему у Незнайки не получались хорошие стихи? (Ответы.) Хорошим стихотворение будет только тогда, когда не только рифмы будут иметь смысл (у Незнайки нет смысла даже в рифмах), но само стихотворение создает какой-то образ, как у А. С. Пушкина создан образ зимней природы. Огромна сила поэзии именно в том, что она вызывает в нас ответные чувства очень быстро, гораздо быстрее, чем чтение прозы. Образы, которые возникают при чтении стихов, очень яркие, запоминающиеся. Само слово «поэзия» означает «искусство образного выражения мысли в слове», а в стихах Незнайки никаких образов не было, поэтому они были не просто неинтересны, но даже смешны. Говорят, что дети начинают говорить стихами, а потом переходят на прозу. К. И. Чуковский записал несколько своих наблюдений, как малыши, пытаясь понять смысл слова, находят противоположное ему по смыслу слово, и слово это обязательно является рифмой, то есть созвучным ему словом. Вот несколько примеров. Малышу говорят: «Вчера была сырая погода». А он спрашивает: «А что, сегодня вареная?» (Если дети не понимают, объяснить.) Или: «Это подмышки, а где же подкошки?» Ребенок спрашивает: «Вобла - это такая рыбла?» То есть ребенок сочиняет рифмы, не задумываясь об этом. Для него это слова-двойники не столько по смыслу, сколько по звуку, что происходило и с Незнайкой. Малышу проще сказать «начало - кончало», чем «начало - конец», или «открытки - закрытки», чем «открытки - письма». Что же такое рифма? Рифмой называют созвучие концов стихов. Понятие рифмы означает складность, соизмеримость. Вот вам пример: четырехлетний малыш увидел красивую машину, и в его мыслях родился образ, о чем он сразу рассказал стихами своей маме.
По дороге мчит машина
У нее четыре шины.
Запасное колесо,
Стекла, фары - вот и все.

Может, в этом стихотворении не совсем яркие рифмы, но оно очень складно звучит, в нем создан живой образ машины, не правда ли? (Ответы.) Что же такое соизмеримость? Если мы хотим написать стихотворение про зиму, какие слова мы должны в нем применять: снег, мороз, стужа или жара, цветы, комары?
Дети. Снег, мороз, стужа.
Учитель. Значит, если мы думаем про мороз, то и говорить или писать мы должны про мороз, а не про жару, это и называется СОИЗМЕРИМОСТЬЮ мысли и слова. А складность подразумевает, прежде всего, гармонию звуков и созвучие слов в стихотворении. У поэта Сергея Михалкова есть стихотворение «Всадник», последние строки которого проверяют наличие чувства рифмы у детей, оно заканчивается так:
Я в канаву не хочу,
Но приходится - лечу.
Не схватился я за гриву,
А схватился за крапиву.

- Отойдите от меня,
Я не сяду больше на эту лошадь.
Как вам кажется, правильно ли закончено это стихотворение? Как бы вы его закончили? (Ответы.) Конечно, на язык так и просятся слова:
Отойдите от меня,
Я не сяду на коня.

Заучивание красивых стихов очень полезно человеку. Во- первых, вы напитываетесь гармоничными, красивыми звуками, во-вторых, заучивание стихов развивает память, а в-третьих, они развивают ваше воображение, ведь каждую строчку стихотворения, которую вы заучиваете, вы должны прочувствовать, понять и представить себе. Давайте мы сейчас поиграем с вами в рифмы. Я буду писать слово на доске, а вы будете предлагать свои варианты, и я их буду записывать. (Например: вода - еда. куда; мода - сода; варенье - печенье, угощенье; свечка - овечка, печка, гречка, колечко; мука-рука; мороз - паровоз и т. д.)
Ни одного человека поэзия не может оставить равнодушным, красота звука, которая льется из стихотворения, проникает прямо в сердце человека. Стихами пишут даже сказки, вы, наверное, читали сказки А. С. Пушкина, и не одну? (Ответы.) Много других поэтов писали для детей и стихи, и сказки. Каких поэтов вы еще знаете? (Ответы.) А вы помните, кто согласно легенде, научил людей слагать стихи и музыку?
Дети. Орфей.
Учитель. Согласно легенде, Орфей (показать иллюстрацию), будучи полубогом, или, как его еще иначе называли Героем, был вдохновлен богами, поэтому и стихи у него получались такими красивыми. Люди, которые пишут стихи, тоже ждут вдохновения. Это вдохновение, согласно другой легенде, приходит к людям от муз, которые покровительствуют искусствам. Музу люди изображали в виде женщины с крыльями, парящей в воздухе. (Показать иллюстрацию.) Поэтому именно изображения музы или самого Орфея являются символами поэзии. Пока никто не может объяснить, как в действительности рождаются стихи, но то, что они являются самым красивым выражением мыслей человека, в этом может убедиться каждый из нас.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для 2 класса. Дружба нам всего дороже Классный час для 2-4 классов. Твоё свободное время Внеклассное занятие на тему: Дружба для 1-3 классов с презентацией Классный час для 2-4 класса. Воспевшие журавлей - солдат

Похожие статьи:

Психологический классный час, 2-3 класс

Классный час во 2 классе на тему: Взаимоотношения в коллективе

Классный час. Школьный дневник 2 класс

Классный час во 2 классе. Как развивать память

Классные часы во 2 классе

Классный час на тему Литература, 4 класс | Игра «Детективы» для школьников. Сценарий
Опубликовано: 411 дней назад (9 апреля 2021)
Просмотров: 1144
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!