Игры-путешествия по родной стране в начальной школе
Игра для младших школьников «Путешествие по родной стране»
Путешествие проводится в форме игры «Один за всех, все за одного». Задачи путешествия: познакомить детей со своей страной, ее историей, растительным и животным миром, обычаями, традициями и др.
В процессе подготовки игры дети высказывают разные предложения: разучить песни, игры, прочитать сказки, рассказать о главных городах страны, ее природе и пр. Учитель предлагает организовать игру «Один за всех, все за одного» как путешествие, а команды-путешественники будут останавливаться на станциях: Историческая, Традиции и обычаи, Географическая, Ботаническая, Литературная, Музыкальная, Игровая. Каждый микроколлектив готовит две станции: продумывает их содержание и разрабатывает задания и вопросы для других групп по своей теме. Решили также сделать рекламные плакаты, на которых необходимо отразить продукцию различных городов и предприятий страны.
Путешествие проходило в зале, украшенном портретами писателей, известных людей России, плакатами, рекламирующими товары, производимые различными предприятиями, изделия народных промыслов и другие предметы.
Посреди зала, на полу, из 8 кругов, начерченных мелом, образован большой круг. Внутри кругов буквы: Ис. (Историческая), Т (Традиции и обычаи), Г (Географическая), Б (Ботаническая), Э (Экономическая), Л (Литературная), М (Музыкальная), Иг. (Игровая). По периметру зала, вдоль стен, поставлены стулья, на которые по командам садятся участники игры — против них те станции, за которые они отвечают.
Игра началась со вступительного слова ведущего. Он объяснил правила игры: участвуют в ней отдельные представители микроколлективов, которые рассказывают о стране по своей теме и отвечают на вопросы других команд по их темам. Если участник не может ответить на вопрос, на него отвечает весь микроколлектив — «все за одного».
Итак, ведущий бросает кубик, и все видят на верхней грани, например, цифру 4. Представитель команды, начавшей игру, находясь в ближайшем к ведущему круге, делает 4 шага по часовой стрелке, поочередно проходя по четырем кругам (один круг — один шаг). Все дети громко скандируют на каждый шаг: «И раз! И два! И три! И четыре! Стоп!» Играющий останавливается, например, на станции Историческая. Микроколлектив, готовивший эту станцию, задает ему вопрос по истории России. Участник, стоя в круге, отвечает, его команда активно ему помогает. А «авторы» станции дополняют, рассказывают интересные подробности об исторических событиях.
После этого эстафета переходит к другому микроколлективу, представитель которого начинает двигаться уже со станции Историческая. Снова бросают кубик, выпадает цифра 3. Игрок останавливается на станции Традиции и обычаи. Ему могут задать такой вопрос: «Какие обычаи существовали на Руси?»
С помощью команды игрок рассказывает, что на Руси существовало много праздников, связанных с различными временами года. Встречая в марте весну, прогоняли зиму. Этот праздник продолжался неделю и назывался масленицей. Пекли блины, катались с горок, разъезжали на тройках. В субботу строили городок из снега с башнями и воротами. Ребята и взрослые делились на две команды, одна с метлами охраняла городок — царство зимы, а другая, вооружившись палками, атаковала его. После долгой и упорной борьбы нападавшие врывались в ворота и разрушали укрепления. В воскресенье, во время проводов масленицы, чучело зимы сжигали с радостными криками и песнями.
Ранним летом, когда земля покрывается свежей зеленью, праздновали Троицу. В этот день звонили колокола, а дома украшали ветками березы. Молодежь и дети заплетали венки, пели песни и водили в лугах хороводы. В старину на Троицу прекращались войны, и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиду и говорить друг другу добрые слова.
Если играющие снова оказываются на этой станции, им задают вопросы о давних традициях и обычаях русского народа: о крестинах, рождественских обрядах и пр.
Но вот очередной играющий останавливается на станции Музыкальная. Ему задают вопрос: «Какие песни пел русский народ?» Дети отвечают: «Весенние, жатвенные, семейные, обрядовые, колыбельные, плясовые, частушки, хороводные, причитания, игровые».
В другой раз могут быть такие вопросы: «Какие народные песни использовали композиторы?» Дети рассказывают о Чайковском, который использовал мелодию песни «Во поле береза стояла» в своей симфонии, о Глинке; написавшем «Камаринскую», и других русских композиторах.
На станции Игровая играют в различные игры. Их проводит микроколлектив, отвечающий за эту станцию.
Попав на станцию Географическая, дети знакомятся с географическим положением страны, узнают, где она расположена. Им задают вопросы: «Назовите крупные города России», «Назовите промышленные центры», «Покажите соседей России», «Какие природные зоны находятся на территории России» и др.
На станции Экономическая дети рассказывают о том, что Россия — крупная аграрно-промышленная держава, о том, что выпускают крупные промышленные центры страны, о местной промышленности (или сельском хозяйстве).
Станция Ботаническая знакомит ребят с растительным и животным миром России. Играющим задают вопросы о растениях и животных, распространенных на территории России.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не побывают на каждой станции.
Путешествие может проходить по-другому.
Предварительная работа во втором варианте так же включает в себя чтение книг о России, произведений русских писателей и поэтов, русских сказок, былин. На уроках физкультуры дети играют в народные игры, на уроках музыки слушают народную музыку и поют народные песни. Кроме этого, проводится экскурсия в краеведческий или этнографический музей, где дети знакомятся с народным бытом, изделиями народных промыслов, произведениями декоративно-прикладного искусства. Родители рассказывают о предприятиях, на которых они работают, о выпускаемой ими продукции.
Начинается путешествие с переклички городов страны. Микроколлективы представляют отдельные города России: рассказывают легенды, связанные с названиями городов, показывают на карте их расположение, сообщают о знаменитых людях, прославивших эти города, о вкладе городов в экономику страны, показывают открытки с видами городов, поясняют, какие памятники на них изображены и с чем они связаны.
Можно принести значки с изображением гербов городов России и провести конкурс «Знаете ли вы города России»: какой город изображен, чем он знаменит, известные люди, жившие в этом городе, и др.
Затем проводится эстафета «ромашка» о природе России. На лепестках ромашки записаны различные задания. Командиры микроколлективов отрывают по одному лепестку, читают задания, и в течение определенного времени группы выполняют эти задания, а потом показывают их всем детям: отвечают на вопросы о растениях, животных, особенностях ландшафта, показывают и называют лекарственные растения, произрастающие на территории России.
Подобные серьезные занятия перемежаются народными играми, танцами, песнями, сказками (их инсценируют сами дети). Проходит это как игра в калейдоскоп: на доске поворачивается круг, в разных секторах которого записано — игра, песня, танец, сценка. Поворотом калейдоскопа команды выбирают себе задание.
После путешествия желательно в качестве последействия продолжить знакомство с родным краем: читать книги о нем, изучать его историю и традиции, совершать пешие путешествия по улицам родного города, встречаться с известными людьми, принимать участие в труде по благоустройству города или села.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ (СЕЛУ), или ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ ГОРОД (СЕЛО)?
Путешествие по родным местам проводится очно, и в этом его прелесть. Дети могут воочию убедиться, в каком интересном месте они живут.Задачи таких путешествий: дать более полное представление о месте, где живут дети, о его истории, людях.
Путешествие проводится в два этапа.
I ЭТАП — пешие путешествия по улицам, музеям, памятным местам города или села. Команды по желанию или по настоянию старших друзей, которые имеют свои пристрастия, свои любимые места, выбирают маршруты путешествий. В классном уголке появляется карта города с указанием мест, куда направляются школьники со своими старшими друзьями (это могут быть и родители, увлекающиеся краеведением или хорошо знающие родные места). Микроколлективы получают от совета дела подробные маршрутные листы с указанием мест, в которые они отправятся.
Путешествуя по одной улице или площади, дети затем составляют рассказ о том, что узнали, что увидели.
После этого проводится II ЭТАП путешествия — заключительный. Все путешественники собираются вместе. На доске — карта города (самые главные улицы и памятные места), выставка фотографий, рисунков детей, открыток с видами города. Представители микроколлективов, которым они доверили выступить от их имени, рассказывают об итогах своих путешествий. Здесь и история города, и современная его жизнь, и замечательные люди, чьими именами названы улицы и площади, и музеи, и легенды, и исторические факты.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для детской дискотеки Игры для зрителей во время проведения общешкольных мероприятий в начальной школе Игра путешествие для начальной школы на тему «Профессии» Игра путешествие для детей начальной школы на тему «Животные»Похожие статьи:
Игры для детей со снегом и на снегу
Игровая программа для начальной школы
Подвижные игры на школьной площадке зимой для детей 7-8-9 лет
← Игра «Что? Где? Когда?», 4 класс. Вопросы и ответы | Игра путешествие для начальной школы на тему «Профессии» →
Опубликовано: 1530 дней назад (14 сентября 2020)
Просмотров: 3355
Рубрика: Игры для младших школьников
|
+3↑ Голосов: 3 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!