Программа психологической подготовки детей к школе
Программа «Подготовка детей к школьному обучению» Контингент: дети (5,5 – 7 лет), родители.
Количество часов: дети - 24, родители – 10 часов,Составители комплекса: методист, педагог-психолог Шавардак А.Д, Пояснительная записка
Данный комплекс направлен на психологическую подготовку детей с нарушением эмоционально-волевой сферы к школьному обучению, а так же повышение психологической компетенции родителей. Актуальность его состоит в том, что он является одним из возможных вариантов психологической подготовки детей с ОВЗ дошкольного возраста и подготовка родителей к изменениям, ожидающих их детей в начале школьного обучения, получение знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления трудностей, как самими детьми, так и их родителями.
Комплекс «Подготовка детей к школьному обучению» предназначен для дошкольников с ОВЗ ( в особых случаях, возможно, ее использование в качестве коррекции для младших школьников) и их родителей.
Блок для детей направлен на развитие всех компонентов психологической готовности к школе, таких как – интеллектуальная, личностная и мотивационная. В комплекс включены задания и упражнения, направленные на развитие таких психических процессов как - внимание, память, речь, логическое мышление, воображение, пространственная ориентация, а так же развитие мелкой моторики, координации движений, повышения скорости реакции, формирование навыков постановки цели и следования инструкции, выдержки, самоконтроля, обучение рефлексии и техникам саморегуляции, развитие коммуникативных способностей и корректирует эмоционально-волевые процессы. Одновременно с этим комплекс занятий решает вопросы снятия мышечного напряжения детей, обучение способам релаксации и расслаблении,
Актуальность.
В настоящее время дошкольное и школьное образование обращено к личности ребенка, её всестороннему развитию, созданию благоприятных условий для раскрытия способностей детей, особенно детей с ОВЗ.
Целью образования можно определить формирование всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Вступление ребенка во взрослую жизнь подводит итог его дошкольному детству и сильно меняет социальную ситуацию его развития. Поэтому для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой следующего этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослым, в противном случае дошкольная линия развития может затормозиться, а школьная полноценно не начаться. Детям же с особенностями развития приходится еще сложнее. Возможная неподготовленность ребенка к школе зачастую, к сожалению, запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, повышенной школьной тревожности, а в худших случаях – и в школьных неврозах. Условия школьного обучения предполагают наличие у детей определенного уровня произвольности действий, умения организовывать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предлагаемый образец и многое другое.
Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Зачастую родители испытывают нехватку знаний о психологии детей о способах и методах воздействия на детей разного возраста. Задача специалистов оказать профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетность в воспитании детей.
При тесном контакте со взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения может являться:
- неумение взрослых слушать ребенка и быть внимательным к нему;
- педагогическая и психологическая неграмотность;
- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;
- нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка;
- незнание особенностей развития детей с ОВЗ.
Так как «пассивные методы» такие как - сухие лекции, семинары не очень эффективны , мы предлагаем такую форму как «Родительский клуб», который включает в себя дискуссии, ролевые игры, творческие задания, помимо безусловной любви, необходимы знания:
- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
- правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
- как поступать в критических ситуациях.
Цель блока для детей – повышение психологической готовности детей к обучению в школе, профилактика школьной дезадаптации.
Для решения основной цели на занятии №1 ставятся следующие задачи :
- формирование необходимых психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умению сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умению внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умению самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному, воспринимаемому образу. )
- развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- развитие у детей пространственных представлений ( формирование устойчивых координат «право-лево», «верх-низ»; формирование сомато-пространственного гнозиса (называние частей тела); формирование зрительно-пространственного восприятия; формирование зрительно-моторных координаций;
- развитие двигательной сферы – развитие тонкой моторики – выполнение изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; развитие графических навыков; развитие плавности, переключаемости и точности движений; развитие произвольной регуляции движений;
- коррекция эмоционально-волевой сферы: умение адекватно выражать эмоциональные состояния; развитие произвольной регуляции своего эмоционального состояния и поведения; формирование умения произвольно улавливать основные телесные ощущения; снятие тревожности.
- снятие мышечного напряжения, расслабление;
- снижение излишней возбужденности и агрессивности;
- развитие коммуникативных навыков, повышение групповой сплоченности.
Для решения основной цели на занятии №2 ставятся следующие задачи:
- обучение детей конструктивным формам поведения и основам коммуникации через развитие способности адекватного восприятия себя и других людей. Формирование четких моральных представлений
- раскрыть сущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;
- познакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;
- учить детей видеть эмоциональное состояние другого человека;
- развивать эмоциональную произвольность и навыков самоконтроля;
- учить детей конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, разрешать конфликтные ситуации)
Участники комплекса:
- дошкольники с 5,5 лет и младшие школьники до 7,5 лет, обучающиеся в общеобразовательной школе. Дети должны иметь первично сохранный интеллект, нормальный слух, без выраженной психопатологии. В подгруппе количество человек от 2 до 8.
- родители, подгруппа состоит из 2-8 человек
Сроки реализации комплекса занятий для детей: реализация комплекса упражнений предусмотрена в течение 24 занятий с детьми , с периодичностью 2 раза в неделю, каждое занятие длится 30-45 минут и 10 занятий с родителями, 1 раз в неделю. Реализация программы осуществляется на базе ЦПМСС педагогами-психологами. Занятие с детьми ведут педагоги-психологи, социальные педагоги в групповой комнате, занятие с родителями ведет педагог-психолог в конферец-зале.
Комплекс занятий состоит из 2 блоков:
1 блок – занятия для детей
2 блок – занятие для родителей
1 блок – занятия для детей состоят из 2 занятий:
1 занятие (фронтальное) – основное, направлено на психологическую подготовку детей к школьному обучению (познавательный компонент)
2 занятие ( фронтально) – дополнительное, направлено на формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека, способам управления им, доброжелательного поведения и осознанного отношения с социальным нормам поведения, на развитие восприятия, творчества, мелкой моторики рук.
Структура занятия №1 для детей
По своей структуре занятие делятся на вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть необходима для создания благоприятного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Положительный эмоциональный фон постепенно закрепляется у детей и переноситься на другие виды деятельности в последующей основной и заключительной частях занятия. Вводная часть занятия так же включает в себя развитие эмоционально-волевой сферы у детей, формирование представлений об эмоциональном мире человека, способах управления им, обучение способам саморегуляции, а так же формирование доброжелательного поведения и осознанного отношения детей к социальным нормам поведения, развитие коммуникативных способностей.
В основной части подобраны задания, направленные на развитие познавательных структур. Упражнения направлены на развитие навыков учебной деятельности (графический диктант, корректурные пробы, задания на обобщения, анализ, сравнение, развитие логики) Пособие Данилова И.В.
Для достижения стойкого развивающего эффекта необходимо неоднократное повторение заданий. Содержание заданий отличается разнообразием и подобраны с усложнением.
Заключительная часть занятия предназначена для подведения итогов работы, а так же снятие психо-эмоционального напряжения у детей, обучение их различным способам релаксации.
Структура занятия №2
По своей структуре занятие делятся на вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть необходима для создания благоприятного положительного эмоционального фона, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками группы, а также для возможности «переключить» внимание детей от первого блока занятий на второй блок. Для этого вводная часть занятия включает в себя подвижную или малоподвижную игру.
Основная часть занятия несет смысловую нагрузку всего занятия. В основной части подобраны игры, беседы, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы детей.
Изобразительная деятельность, которая включена в занятие, помогает приобщить ребенка к миру красоты, развивать мелкую моторику, формировать мышление и развивать у детей художественное восприятие и творческие способности. Деятельность для детей состоит из ручного труда различных подходов и техник и использование возможностей арт-терипии.
Заключительная часть занятий направлена на создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепления положительных эмоций от работы на занятии в целом. Здесь предусматривается проведение общей игры и ритуал завершения работы.
Основные методы блока для детей:
На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.
Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право-лево» и «верх-низ», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования. Конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.
Формирование двигательной сферы ( в частности мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр ( игры в мяч), двигательных ритмов, конструктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные движения».
Метод двигательных ритмов
Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др. Таким образом повышается эмоциональный тонус. Работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.
Релаксационный метод
Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкенезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела ( дополнительная афферентация тела)
Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям ( цефалокаудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног ( проксимодистальный закон).
Метод подвижных игр
Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкенезий, мышечных зажимов.
В процессе развития детей миелинезация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.
При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций.
Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.
Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.
Метод визуализации
Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение (центральное новообразование дошкольного периода).
Арт-терапевтический метод
Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов, зоны ТРО.
Конструктивно-рисуночный метод
Формирует устойчивые координаты ( «лево-право». «верх-низ» ), сомато-пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.
Для определения динамики развития ребенка, в начале и конце данного цикла занятий предлагается провести психологическое тестирование, используя стандартизированные методики - «Графический диктант», «Образец и правило», тест «Самое непохожее» Л.А.Венгера, шифровка (Векслера), 10 картинок.
Использование методики по системе упражнений Данилова И.В.
Каждое занятие состоит из 5 заданий, направленных на развитие определенных мыслительных операций, с постоянным усложнением. В каждом задании 2 части. Первая обозначается буквой А, вторая - Б. Первая часть предназначена для совместной работы взрослого и ребенка, вторая выполняется ребенком самостоятельно.
Первые задания ( «графический диктант») направлены на формирование умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданные длину и направление линий, ориентироваться на плоскости, придерживаться задаваемого темпа работы. Часть А выполняется под диктовку. Числа определяют длину, а стрелки - направление отрезков. Начинать рисовать надо из отмеченной точки. При диктовке необходимо следить, чтобы дети выдерживали темп и не отрывали карандаш от бумаги. Продиктовав один раз, предложите продолжить рисовать узор самостоятельно, если дети затрудняются, то продолжайте диктовать, но периодически предлагайте работать самостоятельно. Часть Б ребенок выполняет сам, ориентируясь на образец.
Задания №2 («корректурная проба») направлены на тренировку объема, концентрации и устойчивости произвольного внимания, скорости формирования простого навыка. Используются три вида символов: геометрические фигуры, цифры, буквы. Буквы и цифры в соответствии с образцом подчеркиваются, зачеркиваются или обводятся кружком; в геометрические фигуры ставится такой же знак, что и в образце. При этом необходимо стимулировать и поощрять работу ребенка по памяти, то есть без опоры на образец. А так же хвалить за старательность и аккуратность.
Задания №3 («продолжить ряд изображений») направлены на развитие умения осуществлять последовательно умственные действия: сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать по признаку. Рассмотрев внимательно три последовательные фигуры, ребенку нужно угадать, а затем нарисовать четвертую фигуру. При этом необходимо, чтобы ребенок комментировал свой рисунок, т.к. слабые графические навыки могут не позволить ему достаточно точно изобразить то, что он хочет. Важнее поощрять старательность и аккуратность в работе и не акцентировать внимание на графическом несовершенстве рисунков, т.к. первостепенное значение имеет их содержание.
Задания №4 («вставь пропущенную фигуру») по содержанию и методике идентичны третьим заданиям.
Задания №5 ( «третий лишний») направлены на развитие умения определять связи и отношения между фигурами и обобщать их по главному признаку ( форме, величине, направлению штриховки, ориентации на плоскости). Рассмотрев внимательно 4 фигуры ребенку необходимо догадаться, которая их них лишняя, и закрасить ее. Свой выбор необходимо обосновать, т.е. указать на главный признак, по которому выбранная фигура отличается от других. При закрашивании следить, чтобы линии штриховки не выходили за контур и чтобы фигуры закрашивались равномерно.
Предполагаемые результаты блока для детей:
- формирование основных психологических предпосылок овладения учебной деятельностью
- повышение уровня мыслительных операций;
- повышение устойчивости, переключаемости, концентрации внимания;
- развитие произвольности в процессе деятельности;
- развитие мелкой моторики рук, графических навыков;
- развитие морально-волевой сферы
- развитие саморегуляции
- развитие умения расслабляться, снимать напряжение и др.
2 блок – занятие для родителей
Цель блока для родителей - удовлетворение потребности ребенка в понимающих родителях; потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и поддержке; потребности общества в здоровой, дружной семье.
Для решения основной цели ставятся следующие задачи:
- повышение родительской компетенции в области психологических знаний, особенностей возраста 5,5 – 7 лет, психофизиологии, закономерностей развития,
- расширение личного арсенала средств взаимодействия с ребенком,
- применение и отработка полученных знаний в практической части занятия.
Структура 2 блока для родителей.
Занятие проводится в форме тренинга, который включает в себя 2 части:
1-я часть – теоретическая – обогащение знаниями о закономерностях развития и особенностях взаимодействия детей данного возраста.
2-я часть - практическая - моделирование проблемных ситуаций, в которых родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка, тем самым обогащая свой жизненный опыт.
Программа может быть использована школьными психологами, с целью повышения психологической грамотности родителей.
Эффективность программы оценивается с помощью тестирования в начале и в конце программы.
Используемые методы и приемы в работе с родителями:
• Дискуссия – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
• Игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию;
• Совместная деятельность ребенка и взрослого – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
• Обсуждение и разыгрывание ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
• Обучающий эксперимент – помогает родителям применить полученные знания на практике;
• Анализ поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
• Анализ типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
• Анализ ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение свое и ребенка.
Результатом проведенных занятий родители:
- учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка;
- имеют адекватное представление о детских возможностях и потребностях;
- расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком;
Условия реализации комплекса:
Кадровые: реализация данной программы предполагает работу педагогов-психологов, имеющих высшее специальное профессиональное образование. Работа предполагает участие 3-ех психологов и 1 социального педагога: 2 психолога – работают с подгруппой детей на 1 занятии, затем оба психолога работают с группой родителей, а 3-й психолог и социальный педагог проводят 2 занятие с подгруппой детей.
Пространственно-временные: программа детского блока рассчитана на 24 часа при условии проведения 2 занятий в неделю в течение 30-45 минут. Программа блока для родителей рассчитана на 10 занятий при условии проведения 1 занятия в неделю в течении 1часа 15минут -1часа 30 минут.
Организационные: для реализации программы в условиях Центра требуется 1 помещение с партами и стульями по количеству детей и 1 помещение со стульями по количеству родителей.
Материально-технические: методические материалы, необходимые для реализации программы подробно прописаны к каждому занятию, представлены в приложении.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы детского сада Конспект интеллектуального развлечения в подготовительной группе Сценарий интеллектуальной игры для подготовительной группы детского сада Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школыПохожие статьи:
Задания по математике в картинках для детей 6-7 лет
Игры на изучение букв для детей 4-5 лет
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!