Взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы
Реализация взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы
Вопросы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных школ в целях обеспечения преемственности дошкольной и начальной ступеней образования остаются актуальными на всем протяжении существования системы образования, основанной на выделении основных этапов образования согласно возрасту ребенка, т.е. уже около ста лет.На сегодняшний день проблема сохранения единого образовательного пространства является актуальной для современного дошкольного образования, поскольку, с одной стороны, необходимо учитывать цели и содержание дошкольного образования на соответствующих возрастных этапах развития ребенка, вводимых новыми образовательными стандартами. А с другой – потребностью в качественной его подготовке к школе на основе единых требований к работе детского сада и школы.
Уровень требований к поступающим в школу детям усложняется из года в год. Вследствие чего, детскому дошкольному образовательному учреждению необходимо обеспечивать проведение мероприятий по преемственности дошкольной и начальной ступеней образования, поскольку основные мероприятия по подготовке детей к школе выполняют детские сады. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.
Задача ДОУ состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основу его готовности к обучению в школе, формируя у него систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Но основные мероприятия по подготовке к обучению на начальной ступени общеобразовательной школы проводятся на этапе посещения ребенком подготовительной группы и первого класса школы.
Основными направлениями оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы являются
1. Организационно-правовое.
2. Организационно-коммуникативное.
3. Организационно-педагогическое.
Таким образом, сегодняшнему руководителю ДОУ необходимо осуществить определенные управленческие действия организационного характера, направленные на
• создание правовой базы взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой,
• обеспечение коммуникации между ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы,
• организацию педагогических мероприятий в рамках взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы.
Последовательно рассмотрим необходимые мероприятия в рамках каждого направления.
В первую очередь целесообразно юридически закрепить основные позиции сотрудничества ДОУ и общеобразовательной школы путем заключения договора о сотрудничестве между ДОУ и общеобразовательной школой. Этот документ определит цели, задачи, основные направления, формы и средства взаимодействия, что является крайне важным с точки зрения организации процесса (как управленческой функции). Заключение договора о сотрудничестве позволит избежать недопонимания между субъектами взаимодействия и, как следствие, игнорирования проведения необходимых мероприятий. Определение форм и средств взаимодействия поможет выявить зоны ответственности ДОУ и общеобразовательной школы, что является необходимым, поскольку проведение мероприятий предполагает использование материальных и кадровых ресурсов.
Основной частью договора должно стать приложение «Проект совместной деятельности по обеспечению взаимодействия между ДОУ и общеобразовательной школой», включающий в себя перечень и план – график мероприятий.
Данный перечень будет включать в себя совокупность мероприятий в рамках организационно-коммуникативного и организационно-педагогического направления.
Важной задачей ДОУ и общеобразовательной школы является организация коммуникации между администрациями учебных заведений, специалистами детского сада и начальной школы, родителями, воспитанниками детского сада и первоклассниками.
На уровне администрации учебных заведений и специалистов детского сада и начальной школы необходимо проведение педагогических советов и заседаний методических объединений, с целью определения целей и ключевых направлений сотрудничества.
Оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы способствует создание координационного совета по вопросам преемственности и взаимодействия.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников необходимо
• проведение семинаров и круглых столов по вопросам преемственности и адаптации к школе с целью определения задач и конкретных мероприятий;
• взаимопосещение воспитателями и учителями начальных классов, набирающими детей в первый класс в следующем учебном году, уроков и занятий друг друга. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей с учетом особенностей их личностного и интеллектуального развития.
На уровне воспитателей детского сада, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников и воспитанников детского сада традиционными формами коммуникации являются
• знакомство со школой в форме экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, посещение музея школы (при наличии), школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы (первоклассниками, которые посещали тот же детский сад);
• знакомство со школой в День открытых дверей, на который организуется концерт с участием воспитанников детского сада, первоклассников и других желающих учеников школы, организуется выставка детских рисунков и поделок.
Также развитию коммуникативных связей на этом уровне способствуют проведение совместных праздников детсадовцев и первоклассников, совместное участие первоклассников и детей подготовительной группы в праздниках, развлечениях, играх – соревнованиях, эстафетах. Все это вызывает у ребят желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.
Однако знакомство со школой важно не только для будущего первоклассника, но и для его родителей, которым предстоит сделать выбор школы с учетом сегодняшнего разнообразия программ обучения и широкого спектра образовательных услуг. При этом необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка («зону его ближайшего развития» о которой родители, не имеющие педагогического образования как правило не задумываются), личностные качества будущего учителя и многое другое.
На уровне воспитателей, учителей начальной школы, педагогов – психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских работников и родителей необходимы
• проведение анкетирования родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии начала школьной жизни ребенка;
• проведение работы с родителями на протяжении всего учебного выпускного года:
 оформление информационных стендов, папок-передвижек «Советы будущим первоклассникам», «Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию», «Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами», «Мотивация к учебе», «Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки»;
 проведение родительских собраний, круглых столов по проблемам подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей, на которых учителя будущих первоклассников и психолог школы могут ответить на все вопросы родителей;
 проведение индивидуальных консультаций с родителями.
Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.
Работа с родителями тем более важна, поскольку на сегодняшний день актуальной является проблема завышения требований к готовности ребенка к школьному обучению. В части при поступлении в гимназию или лицей от выпускника детского сада зачастую требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.
Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике – практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие, специфичные для этого возраста виды деятельности, вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учебе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.
Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребенка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребенка на образование.
В связи с этим, для оптимизации взаимодействия ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы необходимо:
• обеспечение проведения занятий, направленных на формирование готовности детей к обучению к школе с учетом их возрастных и личностных особенностей;
• ведение совместной деятельности по адаптации детей к школе;
• проведение диагностики готовности к школе;
• совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ;
• проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Комплексное проведение вышеперечисленных мероприятий позволит оптимизировать взаимодействие ДОУ и начальной ступени общеобразовательной школы и достичь необходимого уровня преемственности и непрерывности образовательного процесса.
Авторы: Смирнова Елена Григорьевна, заведующий МБДОУ детским садом №70 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область
Булинок М.Б., заведующий МБДОУ детским садом №41 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область
Джамалова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный институт,
г. Одинцово Московская область
Наименование материала: статья, методическая разработка
Наименование предмета: управление
Рекомендуем посмотреть:
Заявление в аттестационную комиссию воспитателя Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы детского сада Конспект интеллектуального развлечения в подготовительной группе Сценарий интеллектуальной игры для подготовительной группы детского садаПохожие статьи:
Задания по математике в картинках для детей 6-7 лет
Игры на изучение букв для детей 4-5 лет
Автор: Елена Григорьевна Смирнова
Опубликовано: 3623 дня назад (2 декабря 2014)
Просмотров: 16213
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!